Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:44, контрольная работа
1. Определение терминам: движение, интуиция, категория,
наблюдение, правовое государство. …………………………………………..3
2. Раздел философии онтология ………………………………………………..6
По курсу: «Философия»
Иркутск 2012г
Содержание:
1. Определение терминам: движение, интуиция, категория,
наблюдение, правовое
государство. ………………………………………….
2. Раздел философии онтология ………………………………………………..6
3. Прочитайте отрывок.
«По-видимому,
на рубеже двух тысячелетий,
по христианскому
Вопрос: Какие преобразования необходимы для
преодоления кризиса техногенной цивилизации?..................
4. Список используемой
литературы…………………………………………...
1.
ДВИЖЕНИЕ - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых её истоков - конституируются альтернативные трактовки движения: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма движение было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на движение не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и - соответственно - снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки движение понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием движение (единство континуальности и дискретности движения, движение элементарной частицы без траектории и др.).
ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio - созерцание). В истории философии можно выделить следующие основные трактовки интуиции: 1) интуиции как интеллигибельное явление, вне чувственное восприятие особой (не тождественной эмпирической) действительности (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Николай Кузанский); 2) интуиции как высший вид интеллектуального познания, достижения нового знания непосредственным, не опирающимся на доказательство усмотрением ума (Декарт, Спиноза, Лейбниц); 3) интуиции как непосредственное чувственное восприятие мира (Кант); 4) интуиции как мистическая целостность проникновения в глубины индивидуального сознания, постижение сущности "Я", воли, жизни, экзистенции и т.п. (Фихте, Шеллинг, Бергсон, Гуссерль, Лосский, представители экзистенциализма, неотомизма, реализма, прагматизма).
КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных категорий. В диалектическом материализме, напр., категории являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система категорий присуща и каждой конкретной науке.
НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Наблюдение включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта), объект и средства. В качестве последних в развитых формах наблюдения используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает наблюдение в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к наблюдению следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах).
Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.
2.
Раздел философии |
Что изучает? Круг проблем |
Онтология |
Онтология (от греч. ontos - сущее и логия - слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Философская теория бытия или онтология – это центральный элемент в структуре философского знания. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Бытие - все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Философия пытается прояснить вопрос об абсолютном, несомненном, истинном бытии, оставляя все преходящее на периферии своих рассуждений. Например, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: 1.монизм и плюрализм; 2.материализм и идеализм; 3.детерминизм и индетерминизм. Проблема бытия Основные категории онтологии: «бытие», «ничто», «сущее», «субстанция», «материя / материальное», «идея / «идеальное».
|
3.
Современная техногенная цивилизация не стоит на месте и это привело к возникновению глобальных кризисов и глобальных проблем. Из всех многочисленных проблем, поставивших под угрозу существования человечества, хочу обратить внимание три наиболее важных. Это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог стал «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники. Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах (два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение). Заблуждаясь, будто природа - бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности. И наконец, проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Речь идёт об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир.
Стоит задуматься о преобразованиях, которые помогут снизить кризис техногенной цивилизации.
Эти проблемы, на мой взгляд, требуют первоначального решения. Не жить одним днём и помнить о наших потомках. Конечно, я не предлагаю полностью отказаться от научно-технического прогресса. Но мне кажется, что нужно уделить особое внимание на развитие альтернативного изменения, более гуманное. Если человечество настолько продвинулось в развитии, что сложилась угроза риску человеческой жизни, существованию, то необходимо к этому подойти в серьёз. Ибо ни что не может быть дороже человеческой жизни. И я думаю это в наших силах. Необходимо предотвратить возможные негативные последствия, путём сотрудничества между всеми государствами, структурами и т.д. Как пример сократить количество ядерного оружия и пресекать попытки его разработки, т.к. это может привести к ядерной катастрофе. Внимательнее относиться к состоянию экологии. Если есть предприятие и идёт выброс вредных газов, как можно более снизить их количество. Путём создания неких очистных фильтров. В ряде случаев быть добросовестнее. Необходимо понимать ценность природных ресурсов и экологии.
Список использованной литературы:
1. Миронов В. В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: учебник. / В.В. Миронов и др. - М.: Гардарики, 2005.
2. Доброхотов А.Л. Категория
бытия в классической
3. Философский энциклопедический словарь. - «Советская энциклопедия», 1989.
4. Философия науки и техники – В.Ч. Стёпин, В.Г. Горохов, М.А.Розов
5. http://philosophy.ru
6. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.