Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:43, контрольная работа
Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси). В более широком смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей относительно социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием "Беларусь" или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Беларусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ).
Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания
Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси.
Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении национальной идеи как
консолидирующей духовной силы современного белорусского общества.
Список использованных источников
Содержание
консолидирующей духовной силы
современного белорусского общества.
1. Философская мысль Беларуси
как форма осмысления
Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси). В более широком смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей относительно социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием "Беларусь" или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Беларусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ).
Становление
философии выступает как
Первое, что
необходимо отметить - это постоянная
прерывность в поступательном
развитии философской и любой
иной профессионально
Второй фактор, заслуживающий внимания и имеющий несомненное влияние как на исторические судьбы страны, так и на круг сложившихся в ней идей - постоянное полярное (полюсное) напряжение между Западом и Востоком. Включенность в восточнославянский регион, зону византийского влияния в начале становления сменяется переключением на западноевропейский культурный и философский контекст при военно-политической экспансии на Восток и пусть ослабевших, но не прервавшихся культурных взаимовлияниях с землями бывшей Киевской Руси.
Вслед за этим - новый поворот ситуации: сначала военно-политическая экспансия Московской Руси, затем включение Беларуси в орбиту культурного и идейного влияния последней и, наконец, окончательное поглощение Беларуси Российской империей в конце XVII в. и более чем вековое развитие страны в рамках новой целостности, что так и не смогло полностью снять западный вектор, но способствовало его отождествлению с "польскостью", т.е. локализировало и ограничивало его действие.
Короткий период попыток отгородиться в культурном пространстве как от Запада, так и от Востока и утвердить собственную самодостаточность и отдельность в первые три десятилетия XX в., и новое растворение в единой новой общности - "советском народе" сменяются в 1980-е новым поиском самоидентичности и ее оснований. Ко второму фактору близок по оказываемому воздействию и третий: за редкими исключениями, развитие страны и нации происходило при ее включенности в более широкие целостности. Последний фактор глобального уровня - почти всегда недостаточная самостоятельность собственно философского развития.
Долгое время в Беларуси философские идеи не были представлены как собственно философия или хотя бы по-преимуществу как философия (в качестве профессионально институционализированной сферы деятельности). Они были: или целиком органически встроены в религиозное мировоззрение (эпоха Возрождения); или развивались под непосредственным влиянием религии (Реформация) и служили решению религиозных задач (Контрреформация, частично Просвещение); или сочетались с доминирующими установками восстановления государственности (с конца XVIII в.) и национального Возрождения (с середины XIX в.); или облекались в одежды революционных идей освобождения угнетенных (народничество и марксизм второй половины XIX- начала XX в.); или, наконец, "догружались" идеологическими установками "коммунистического проекта" и программными целями ВКП (б) - КПСС.
В итоге,
в Беларуси поле развития
Конечно,
во многом эти процессы
Победа
Контрреформации в Беларуси
Тем не
менее, в философии достаточно
четко обозначился крен в
Отвлекаясь
от всего связанного с этим
комплекса проблем, следует
2. Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси.
Формирование
условий, подготовивших
1. Начало XVI
века. Развитие белорусской
– антропоцентризм, т. е. идею
самодостаточности человека, когда
в центре внимания философов
выступала проблема
– идею абсолютной духовной
свободы, сочетавшей в себе
концепцию оптимизма с
– натурализм, выступавший в качестве
основополагающего принципа
Вместе
с тем своеобразие социально-
2. Со второй
половины XVI на территории Великого
княжества Литовского
3. Конец ХVI – ХVII вв. философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко. Содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Гуманистические тенденции этого периода, представлены Казимиром Лыщинским и Симеоном Полоцким.
4. Следующий
этап в развитии духовной
5. Конец ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий).
6. Первая половина ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Поэтому в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль того времени полна идеями поиска национальной идентификации.
7. С середины ХIХ в. осмысление идей национального возрождения осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич).