Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

XIX-XX века занимают особое место в развитии русской философии, а именно - с первых десятилетий XIX века начинается период самостоятельной философской мысли. Русская философия, пишет В.В. Зеньковский в своей “Истории русской философии”, в этот период выходит из состояния ученичества по отношению к западной философской мысли и находит свои собственные пути; продолжая учиться у Запада постоянно и прилежно, она начинает жить своими вдохновениями и своими проблемами.
В ХХ же веке русская философия не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает приобретать мировую значимость и мировое влияние.

Содержание

Содержание
Тема 1.2. Вопрос № 4. Русская религиозная философия XIX века……………………………………………………………………...………….3
Тема 2.2. Вопрос № 2. Проблема души современного человека в понимании К. Юнга………………………………………………………………………...…10
Список литературы……………………………………………………………....19

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом  Юнга в психологию считаются описанные  им две основные направленности, или  жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. .Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997 Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной  установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям  и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения  и привязанности, внешние факторы  являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир  своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к  уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном  виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они  присутствуют обе и находятся  в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая  и рациональная, другая выступает  в качестве вспомогательной и  иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения  определенны и предсказуемы.

Психологические функции

Вскоре после того, как  Юнг сформулировал концепцию  экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все  различия в отношении людей к  миру. .Гловер Э. Фрейд или Юнг, СПб, 1999 Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические  функции. Четыре основные функции, выделенные им, - это мышление, ощущение, чувство  и интуиция.

Мышление и чувство  Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют  образовывать суждения о жизненном  опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя  логику и аргументы. Противоположная  мышлению функция - чувство - информирует  нас о реальности на языке положительных  или отрицательных эмоций. Чувствующий  тип фокусирует свое внимание на эмоциональной  стороне жизненного опыта и судит  о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный  или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда  мышление выступает в роли ведущей  функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых - определить, является оцениваемый  опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных  функций - ощущение и интуиция - Юнг  назвал иррациональными, потому что  они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и  неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая  суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен  всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция  из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное  и играют вспомогательную роль в  регуляции поведения человека. Любая  функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные  функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов  личности. Например, экстравертный  мыслительный тип фокусируется на объективных  имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего  мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни  как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Фрейд  З. Введение в психоанализ. М, 1990 Юнг  рассматривал развитие личности как  динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти  ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими  для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки  зрения Юнга, человек постоянно приобретает  новые умения, достигает новых  целей и проявляет себя все  более полно. Он придавал большое  значение такой жизненной цели индивида, как «обретение себя», являющейся результатом  стремления различных компонентов  личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности  в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения  в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической  реальности, полное развитие и выражение  всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром  личности и уравновешивает многие противоположные  качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря  этому высвобождается энергия, необходимая  для продолжающегося личностного  роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг  называл само-осуществлением. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным  и высокообразованным людям, имеющим  к тому же достаточный для этого  досуг. Из-за этих ограничений самоосуществление  недоступно подавляющему большинству  людей.

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. “Русская идея”. - М.:“Сварог и К”, 1997 – 324с.
  2. Бердяев Н.А. “Истоки и смысл русского коммунизма”. - М.:“Сварог и К”,1997 – 295с.
  3. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и национальности. - М.: “Мысль”, 1990 – 212с.
  4. Бердяев Н.А.  Самопознание. – М.: “Книга”, 1991. – 353 с.
  5. Бердяев Н., Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь», см. журн. «Путь», 1935.
  6. В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности, МГУ, 1990
  8. Гловер Э. Фрейд или Юнг, СПб, 1999
  9. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. // Проблемы развития психики, МГУ, 1972
  10. Психология личности. Хрестоматия. Т. 1, Самара, 1999

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"