Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества.

Содержание

1. Марксистская философия. Учения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. …………………………………………….3 – 9 стр.
2. Смысл и цель жизни человека. ………………………………….10 – 13 стр.
3. Практическое задание. ……………………………………………….14 стр.
4. Перечень литературы. …………………………………………………15 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

1. Марксистская  философия. Учения К. Маркса, Ф.  Энгельса, Г. В. Плеханова, В.  И. Ленина.   …………………………………………….3 – 9 стр.

2. Смысл и  цель жизни человека.   ………………………………….10 – 13 стр.

3. Практическое  задание.   ……………………………………………….14 стр.

4. Перечень  литературы.  …………………………………………………15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Марксистская философия. Учения  К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В.  Плеханова, В. И. Ленина.

 

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские  воззрения Карла Маркса (1818-1883) и  Фридриха Энгельса (1820-1895), а также  взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Маркс и Энгельс исходили из убеждения, что нельзя изменить мир посредством идей, изменения сознания. В "Тезисах о Фейербахе" (1845) Маркс критикует весь предшествующий материализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм - за понимание человеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому он противопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной. По Марксу, общественная жизнь является "по существу практической". Так в философию вводится новая предметная область - сфера преобразовательной деятельности людей, которую философия раньше игнорировала.

 Маркс и Энгельс пришли  к мысли о недостаточности  обоснования коммунизма одними  философско-гуманистическими соображениями,  к тому же носящими нормативно-оценочный,  телеологический характер (изначально  заданная сущность человека утеряна  в современном им мире, но с  необходимостью должна быть обретена  вновь, восстановлена). Но отсюда  не следовал и не последовал  переход к коммунистическому  обществу. Такое общество должно  быть подготовлено, с точки зрения  Маркса и Энгельса, не только  негативно - через противоречие, но и позитивно - через развитие  положительных предпосылок и  не только на уровне человека, но прежде всего на уровне собственно общественных структур. Коммунистическая формация, как следующая за капиталистической, теперь теоретически выводится не из понятия человеческой сущности (фиксирующего скорее идеал, чем нечто изначально данное), а из целого комплекса предпосылок, - в конечном итоге из необходимости разрешения противоречий, которые все концентрируются вокруг частной собственности на средства производства. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс писали о том, что коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Философские идеи К. Маркса

Лейтмотив философских исканий  Маркса - мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в  процессе их реальной жизни. Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой раньше философы не интересовались. Практическая деятельность, т. е. переработка природных предметов для нужных человеку материальных благ, а также интеллектуальная практика, духовная деятельность, практическая борьба за улучшение жизни человека являются важными видами деятельности, от которых зависят все остальные.

По Марксу, производственные отношения  формируют классовую структуру  общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Маркс характеризует  как "экономический базис" общества) должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего  юридические и политические, а  также определенные формы общественного  сознания, в которых все это, так  или иначе, осознается. Господствующий класс в том или ином обществе заинтересован в сохранении и  укреплении своего господства, и он добивается этого с помощью права  и государства, а также посредством  распространения определенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией. Основная задача идеологии - представить соответствующий классовый строй как "нормальный", "естественный", "цивилизованный", отвечающий разуму или природе человека и т. п. Тем самым идеология выдает интерес господствующего класса за общий интерес всех членов общества. Поэтому, с точки зрения Маркса и Энгельса, реальные отношения предстают в идеологии в перевернутом виде, как в камере-обскуре. В истории наблюдаются разные типы производственных отношений, и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Отсюда же вытекает возможность дать периодизацию истории, классифицируя типы общества - общественные формации - в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства. Свой метод мышления Маркс, ссылаясь на Гегеля, определял как диалектический. По Марксу, диалектика в ее рациональном измерении включает в позитивное понимание существующего и понимание его отрицания, т. е. его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна. Диалектический метод с необходимостью включает исторический подход, направленный на воспроизводство реальной истории с ее случайностями, и логический - тот же исторический, только освобожденный от исторической формы и мешающих случайностей.

Логический подход использован  Марксом при написании работ "К  критике политической экономии" (1859), "Капитал" (т. 1 - 1867), отчасти "Манифеста  Коммунистической партии" (1848). Именно с помощью логического подхода Маркс обосновывал переход от капиталистического общества к социалистическому - через разрешение внутренних противоречий капитализма.

Философия Маркса - это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек рассматривается прежде всего как практически действующее существо, взаимоотношения которого с природой (развитие производительных сил) - основа других взаимоотношений в обществе. Хотя человек - существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал; они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Стихийно сложилось разделение людей на классы - в зависимости от владения или "невладения" этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе - еще и подчинение людей вещам как отчужденным результатам их собственной деятельности. Освобождение от отношений господства и подчинения предполагает сознательный контроль над организацией и развитием общества; средство для этого - переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются капитализмом. Для отдельного человека это означает универсальность потребностей, способностей, средств потребления; это "абсолютное движение становления" человека.

Философские взгляды Ф. Энгельса

Если социальная философия марксизма - творение главным образом Маркса, хотя и Энгельс внес в него свой вклад, то попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление (позже это было названо  диалектическим материализмом), была предпринята  Энгельсом. Эта философия излагается в его работах "Анти-Дюринг" (1876-1878) и "Диалектика природы" (1873-1886). Занявшись в 70-х гг. проблемами естествознания, Энгельс задался вопросом: действуют ли в природе те же общие диалектические закономерности, которые им и Марксом были зафиксированы в обществе? Он предложил свою интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречие между "консервативной" системой и "революционным" методом. Энгельс выразил свое отношение к гегелевской философии и ее роли в развитии диалектического знания о природе, истории, человеческом познании и мышлении сначала в "Анти-Дюринге", а затем в небольшой обобщающей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886). Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу - построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться. Требовать от философии разрешения всех противоречий - значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. И если человечество понимает это, подытоживает свою мысль Энгельс, то философии в старом смысле слова приходит конец. Однако, по Энгельсу, забыть о достижениях предшествующей философской традиции нельзя.

С диалектической точки зрения как  нет абсолютной истины, так и нет  абсолютного заблуждения. В прошлой  философии немало поучительного, считает  Энгельс, и это особенно касается такого великого творения, как "гегелевская  философия, которая имела огромное влияние на духовное развитие нации. Ее надо было "снять" в ее собственном  смысле, т. е. ... уничтожить ее форму  и спасти добытое ею новое содержание". Поддерживая, с одной стороны, общие  антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, шел "против течения", выступая в защиту гегелевской диалектики.

Учения В.И. Ленина

Основатель большевистской партии и советского государства Владимир Ильич Ленин (1870–1924) считается крупнейшим представителем марксизма после  Маркса и Энгельса. Вынужденные оставить в стороне его вклад в марксистскую политэкономию и учение о социализме (анализ развития капитализма в России, теорию империализма, план строительства  социализма и т. д.), мы сосредоточим внимание на философской позиции  Ленина как автора двух философских  работ и ряда идей философского характера, проходящих по многим его произведениям.

Прежде  всего отметим, что представление о единстве трех частей марксизма, включая философскую часть, сложилось у Ленина не сразу. В первый период его деятельности (1893–1899), когда он вслед за Плехановым занялся критикой народников, а затем и «легальных марксистов» (в частности, Струве), он склонялся к мысли об отмирании философии, считая, что «ее материал распадается между разными отраслями положительной науки». Соответственно он рассматривал исторический материализм как конкретную науку — социологию, а диалектику определял как научный метод в социологии.

Правда, это не мешало тому, что в его  первых крупных работах — «Что такое „друзья народа“ и как  они воюют против социал-демократов?» (1894) и «Экономическое содержание народничества  и критика его в книге г. Струве» (1895) — присутствовали идеи, которые можно определить как  философские. Так, критикуя лидера народников Н. К. Михайловского, Ленин подчеркивал, что в определении путей развития России надо исходить не из желаемого, не из идеала, выдвигаемого отдельными личностями, а из объективных процессов  и тенденций, присущих обществу как  целостному организму.

Существенное  изменение в отношении Ленина к философии произошло, по всей видимости, тогда, когда среди западных социал-демократов развернулись дискуссии вокруг ревизионизма Э. Бернштейна и началось размежевание между революционным и будущим реформистским крылом социал-демократического движения. Уже в этих спорах были затронуты философские вопросы (напомним, что Бернштейн предложил отказаться от диалектики в марксизме). Но особенно остро эти вопросы встали тогда, когда ряд марксистов, считавших, что в марксизме нет своей философии, стали дополнять его в области теории познания, одни — неокантианством, другие — эмпириокритицизмом (который особенно распространился в России).

Ленин, как  и Плеханов, был не согласен ни с  теми ни с другими, считая, что нельзя соединять материалистическое учение марксизма с идеалистической теорией познания. В марксизме должна быть и, по сути, есть своя собственная философия, в том числе и теория познания. Так, Ленину пришлось не только признать философию как таковую, но и заняться философско-гносеологическими вопросами, результатом чего явился его философский труд «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Смысл и цель жизни человека.

 

Смысл жизни, в качестве этической  категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную  совокупность), которая личностью  выбирается, представляется как социально  значимая.

Одной из центральных проблем этики  является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции  – от Древней Греции до наших  дней, – которые предлагали различные  модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;

перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность  — это субъективное отношение  к жизни, осознание ее смысла. Жизнь  индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому  он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом  случае человек должен состояться, иметь возможность представить  себя миру, выразить свою сущность. Жизнь  наполняется смыслом, когда она  полезна другим, когда человек  с удовлетворением и полной самоотдачей  занимается своим делом, когда существование  его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная  значимость, смысл его жизни совпадают  с его личными, субъективными  стремлениями и целями. Наилучший  вариант — ситуация, когда смысл  и осмысленность образуют гармоничное  единство. Ведь осознать смысл своей  жизни — значит, найти свое «место под солнцем».

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"