Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Раскройте содержание понятия “пантеизм”. Кто из крупнейших философов Нового времени придерживался этой позиции.
2. Дайте характеристику основных законов диалектики.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра философии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине     Философия

вариант  №23

 

 

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности  менеджмент организации

специализации  гостиничный и  туристический бизнес

3 курса УП группы 6-10/1

№ студенческого билета

(зачетной  книжки)  № 10-0597     _______________   Котаева З.В.


 


 

 

Проверил  преподаватель

 

_________________________        _____________             ______________


 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  – 2013

 

  1. Раскройте содержание понятия “пантеизм”. Кто из крупнейших философов Нового времени придерживался этой позиции.

 

Пантеизм (от греч. pan — всё и theos — бог) — филосовское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано английским деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда — нидерландский богослов Й. Фай ввел сам термин «Пантеизм», очень быстро ставший общеупотребительным.

Основой всех типов пантеизма остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение  их полного единства в бытии, лежащем  в основании мирового целого. Это  бытие может быть определено как  вечная и бесконечная субстанция у Б. Спинозы, абсолютная реальность духа у Г.В.Ф. Гегеля или чистая, свободная  и абсолютная воля у Ф.В.Й. Шеллинга. Из утверждения единства Бога и мира следуют два направления в  пантеизме, в зависимости от того, как определяется место этого  единства — в Боге или в мире. В пантеизме Бог растворяется в мире во вселенской перспективе. В  пантеизме (всё в Боге) мир оказывается  только способом Божественного проявления.

В истории философии пантеистические  идеи берут начало в древнеиндийской  мысли. В Упанишадах Брахман —  единая, бесконечная и неизменная реальность, отождествляется с Атманом  — жизненным духом, одушевляющим человека. Некоторые исследователи  полагают, что пантеистические тенденции  можно найти в греческой философии у элеатов, стоиков и неоплатоников. Ксенофан выступал против Гомера и Гесиода, осуждая антропоморфизм и имморализм многочисленных богов, но его собственное учение о Едином, неизменном и идентичном с миром бытии осталось непроясненным.

В стоической философии пантеизм —  основа мироощущения. Логос, пронизывающий  весь мир, сливается с «веществом», «природой». В учении Плотина об эманации Ум, Мировая душа с необходимостью исходят от абсолютного Единого.

Средневековый пантеизм часто вырастает  из мистической, созерцательной практики. Пропасть, разделяющая Бога и человека в монотеистических религиях, ставит вопрос о возможности соединения с божеством. Мистический опыт единства в своих экспликациях требует языка, соединяющего Божественное и человеческое, что приводит к пантеистическим формулировкам.

В 9 веке Иоанн Скот Эриугена в сочинении «О разделении природы» выделял четыре вида бытия: несотворенное и творящее, сотворенное и творящее, сотворенное и нетворящее, несотворенное и нетворящее. Первая природа — это Бог как творец, четвертая — Бог как тот, в кого возвращается все сотворенное. Для Эриугены природа вечна, все четыре вида бытия принадлежат к различным периодам ее развертывания, все предстает как бесконечная теофания. Сходные тенденции можно отметить в шартрской школе, у Давида Динанского, амальрикан. Согласно М. Экхарту, мир творится Богом извечно, вместе с рождением Сына, сотворенные вещи вне Бога представляют собой чистое ничто.

Мистический пантеизм завершают в 16 веке построения Я. Бёме, который видел основание всех вещей в божественной «Первооснове» (Ungrund), объединяющей все и ничто.

В эпоху Возрождения можно обнаружить две тенденции в пантеизме: христианскую (Николай Кузанский) и антихристианскую (Дж. Бруно). Для Николая Кузанского Бог, в котором совпадают абсолютный максимум и абсолютный минимум, проявляет  себя в мире, предстающем как чувственно воспринимаемое богоявление. У Бруно  Бог становится имманентной причиной природы, жизнь космоса — Божественной жизнью. Все события происходят в  соответствии с Божественным законом, что абсолютно исключает возможность  чуда.

В эпоху Нового времени (17 век) самым ярким проявлением пантеизма была система Спинозы, для которого существует только одна субстанция — Бог как causa sui (причина всего), существующая «в себе и для себя». Бог не творит мир (в иудео-христианском смысле). Он имманентная причина мира, вещи не творятся, но исходят, отсюда знаменитое — Deus sive nature (Бог или природа). Спиноза проводит различие между активной, порождающей природой — natura naturans и природой пассивной, порожденной — natura naturata. Тем самым мир предстает как необходимое следствие Бога, состоящее из модусов.

В дальнейшем пантеизм перестает быть критическим переосмыслением монотеизма, в немецкой мысли складывается собственно пантеистическая традиция, И.В. Гёте под влиянием Спинозы разрабатывает такое видение мира, которое одновременно соединило бы Божественное и природное и разделило бы их. Немецкий идеализм полемизирует со спинозовской концепцией Бога-субстанции. И.Г. Фихте видит абсолютное бытие как соединяющее основание Я и не-Я. Божественный разум лишен личностных черт. Шеллинг утверждает тотальное недифференцированное единство субъекта и объекта, принимая пантеизм как принцип «всё в Боге». Для Гегеля Божественное предстает как тотальность, Абсолют, диалектически проявляющийся в природе и истории.

В последующем развитии философии  пантеистические тенденции теряют свое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дайте характеристику основных законов диалектики.

 

Диалектика (др.-греч.  — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон  определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение  между явлениями».

Все многообразие законов, действующих  в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени  общности выделяют следующие законы:

  • специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;
  • общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;
  • всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».

Всеобщность законов диалектики заключается  не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность  законов диалектики заключается  в том, что их формулировки носят  качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону  в развитии.

Центральное место в диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития. Согласно этому закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение. Химический процесс, например, это единство ассоциации (соединение) и диссоциации (разъединение) атомов. Изменчивость и наследственность, будучи факторами эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.

Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности». Категория «тождества» означает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования  предмета. Любое животное, растение в каждый момент своей жизни не только тождественны сами себе, но и  отличаются от самих себя благодаря  усвоению, выделению веществ, отмиранию  клеток. Данные наук говорят о различии внутри тождества. Незаметные в начале различия перерастают затем в  противоположности, непосредственно  несовместимые друг с другом стороны. Взаимоотношение этих противоположностей перерастает в ярко выраженные между  ними противоречия. Разрешение противоречия приводит к образованию нового предмета.

Следует знать, что противоречия могут  разрешаться, а могут не разрешаться, и в зависимости от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.

Таким образом, противоречие может  выступать и двигателем, и тормозом движения (нередко одновременно), и  эта его роль зависит от конкретного  содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение  вперед и рождение вследствие этого  новых, отличных от прежних еще большей  глубиной, силой и масштабом противоречий, т.е. создание предпосылок для дальнейшего  движения и развития.

Закон диалектического  противоречия формулирует общие условия превращения обычного движения в восходящий процесс, в развитие. Внутренний механизм, само таинство превращения простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений.

Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии  любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».

Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым  предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений  в их совокупности.

Свойство - признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную  сторону. Каждый предмет обладает многими  качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.

Качество и свойство нельзя рассматривать  в отрыве от количества. Количество - это определенность предмета со стороны  его величины и объема, степени  развития и интенсивности присущих ему свойств.

Количество и качество органически  связаны между собой, они не могут  существовать друг без друга. Количество и качество соотносятся в понятии  «мера». Мера - это своего рода граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Так, мерой ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 375 градусов (по Цельсию).

Количественные изменения происходят постепенно, а качественные преобразования совершаются резче, быстрее, скачкообразно. Скачок представляет собой универсальную  форму перехода от старого качества к новому. Он выражает перерыв непрерывности, перерыв постепенности и начало возникновения нового качества.

Взаимоотношение количественных и  качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних  химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать  на примере возникновения жизни  на Земле, переход от мануфактуры  к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция - стадия коренных качественных изменений в различных  областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение  несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.

Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что  она содержит в себе свое собственное  отрицание. Диалектика рассматривает  отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого  и отрицающего. Эта связь обусловливается  действием закона отрицания отрицания. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

Диалектическое отрицание - это  такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого  качества входят (хотя в преобразованном  виде) в содержание нового качества. Диалектическое отрицание - это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"