Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:37, контрольная работа
1. Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. 2
2. Общественное сознание: понятие, структура, формы 9
|
Автономная некоммерческая
организация высшего ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ |
Кафедра экономики и управления
контрольная работа
по дисциплине
Философии
Преподаватель …Вотинцева Н.Н……..
Выполнил: студент группы Э3-12-С(и)
…Доронина Гузалия Азатовна…
Пермь 2013
Содержание
1. Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. 2
2. Общественное сознание: понятие, структура, формы 9
Философия - это учение о мире и о месте человека в этом мире, это способ познания мира.
Двумя основными методами философского познания считаются диалектика и метафизика. Создателем первой формы философской диалектики можно считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Он считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления.
Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной диалектики встречаются в учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме.
В средние века диалектика становится
одной из теологических дисциплин,
включавших в себя логику и силлогистику.
Особое место диалектика приобретает
в работах представителей немецкой
трансцендентально-критической
В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.
Термин «метафизика» (греч. meta ta physika - после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.
Данный термин имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.
С XVII - XVIII веков, когда естествознание
стало противопоставляться
После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.
Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.
С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.
В диалектике существуют два основных принципа:
1. принцип развития;
2. принцип всеобщей связи.
Принцип всеобщей связи является отражением
организованности и упорядоченности
мира, в котором все связано
со всем. Под связью понимается зависимость
между явлениями, отражение
Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.
Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в мире находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.
Но возникает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая - борьбу противоположностей сил и тенденций, то есть противоречие.
Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «инь» и «ян». Другие же считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, то есть логические противоречия. Которые были отмечены уже в античной философии.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.
По Канту категории - это доопытные
формы рассудка, которые характеризуют
структуру мышления субъекта познания.
Большинство важнейших
Основными категориями современной диалектики являются:
- сущность и явление;
- содержание и форма;
- система, элемент, структура;
- целое и часть;
- единичное, особенное и
- причина и следствие;
- возможность и
- необходимость и случайность;
- свобода и необходимость;
- прерывность и непрерывность;
- количество и качество и др.
Сущность и явление - важнейшие диалектические категории, в которых отражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность - это внутреннее, не доступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление - это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Или если сказать иначе, явление - это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств - зрение, слух и так далее. Сущность же предмета человек может понять только с помощью разума.
Содержание - это то, из чего состоит предмет или явление. Форма - это способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между формой и содержанием. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие и приобретает новую.
Система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент - это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи, характеризуют структуру системы. Структура - это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура - ее форму.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее.
Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное - это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляю содержание особенного. Свойства присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщими.
С позиции диалектики изолированных
явлений не существует. Причина - это
явление, обусловливающее, порождающее
другое явление. Следствие - явление, порожденное
другим явлением. В диалектике есть
положение о существовании
Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи и случайность между явлениями. То, что обязательно должно произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, чего могло бы и не случиться, вызвано случайной связью между явлениями.
Проблема категорий является одной
из центральных философских
Общественное сознание, его
структура и относительная
Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах: