Контрольная работа по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

1. Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. 2
2. Общественное сознание: понятие, структура, формы 9

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ






Кафедра экономики  и управления

 

 

 

 

 

контрольная работа

по  дисциплине

Философии

 

 

 

 

 

Преподаватель …Вотинцева Н.Н……..

                                                                                        Ф.И.О.

 

Выполнил: студент группы Э3-12-С(и)

…Доронина Гузалия Азатовна…

                                                                    Ф.И.О. 

                                Вариант №…3….                       

                                                                   

 

 

Пермь 2013

 

Содержание

1. Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. 2

2. Общественное сознание: понятие, структура, формы 9

 

 

 

  1. Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика.

Философия - это учение о мире и  о месте человека в этом мире, это способ познания мира.

Двумя основными методами философского познания считаются диалектика и  метафизика. Создателем первой формы  философской диалектики можно считать  Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Он считал, что борьба противоположных  сил направлена на установление космической  гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы  развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления.

Большой вклад в становление  античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы  античной диалектики встречаются в  учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества. Диалектические идеи Платона нашли  свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме.

В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Особое место диалектика приобретает  в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, так как именно здесь впервые  в истории философии была разработана  целостная диалектическая концепция  развития. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой  стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся  и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и  разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Гегель очень глубоко и конкретно охарактеризовал внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, т.обр., низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также  как основанный на этом учении метод  творчески познающего мышления.

Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и  явления во всеобщей связи и в  развитии.

Термин «метафизика» (греч. meta ta physika - после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.

Данный термин имеет два основных значения. Метафизикой называют тип  философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод  познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и  изолированные друг от друга.

С XVII - XVIII веков, когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало  закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание».

После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или  додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Как способы познания диалектика и  метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет  метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а  диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного  развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического  мышления различны.

В диалектике существуют два основных принципа:

1. принцип развития;

2. принцип всеобщей связи.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности  мира, в котором все связано  со всем. Под связью понимается зависимость  между явлениями, отражение взаимообусловленности  их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс  воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом  применения принципа всеобщей связи  и взаимодействия. Все в мире находится  в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных  объектов, приводящее к возникновению  нового качества.

Но возникает вопрос о том, что  является источником развития. Все  многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и  диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда  как вторая - борьбу противоположностей сил и тенденций, то есть противоречие.

Противоречие является философской  проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны  как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители  понимали мир как борьбу двух первоначал «инь» и «ян». Другие же считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, то есть логические противоречия. Которые были отмечены уже в античной философии.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских  категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.

По Канту категории - это доопытные  формы рассудка, которые характеризуют  структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование  в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как  результат обобщения социального  опята познания. Понимание роли и  значения категорий различается  в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенционализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Например, позитивизм и неопозитивизм обращаются к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенционализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.

Основными категориями современной  диалектики являются:

- сущность и явление;

- содержание и форма;

- система, элемент, структура;

- целое и часть;

- единичное, особенное и всеобщее;

- причина и следствие;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность;

- свобода и необходимость;

- прерывность и непрерывность;

- количество и качество и  др.

Сущность и явление - важнейшие  диалектические категории, в которых  отражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление  всегда взаимосвязаны. Сущность - это внутреннее, не доступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление - это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Или если сказать иначе, явление - это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств - зрение, слух и так далее. Сущность же предмета человек может понять только с помощью разума.

Содержание - это то, из чего состоит  предмет или явление. Форма - это  способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма  удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между формой и содержанием. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила  его развитие и приобретает новую.

Система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент - это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент  является не только неделимой, но и  необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы  отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок  их расположения, существующие между  ними связи, характеризуют структуру  системы. Структура - это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура - ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени  его познания, являются единичное, особенное  и всеобщее.

Вначале объект предстает перед  познающим его субъектом как  нечто единичное. Единичное - это  отдельное, ограниченное во времени  и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в  ряде объектов некоторые повторяющиеся  свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляю содержание особенного. Свойства присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщими.

С позиции диалектики изолированных  явлений не существует. Причина - это  явление, обусловливающее, порождающее  другое явление. Следствие - явление, порожденное  другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности  как такой связи явлений, где  одно явление производит другое.

Необходимость и случайность - это  категории, отражающие тип существующей связи и случайность между  явлениями. То, что обязательно должно произойти, вызвано необходимой  связью явлений. То, чего могло бы и  не случиться, вызвано случайной  связью между явлениями.

Проблема категорий является одной  из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом  связана с темой сознания. Категории  являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

 

  1. Общественное сознание: понятие, структура, формы

Общественное сознание, его  структура и относительная самостоятельность. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного  сознания: политическая, правовая, нравственная, эстетическая и религиозная.

 Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах:

Информация о работе Контрольная работа по "Философии "