Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:03, контрольная работа
Целью данной работы является освещение проблемы определения предмета в философии права.
В рамках обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:
осветить различные подходы к определению предмета философии права;
определить сущность и особенность филосовского подхода к праву.
Введение
1. Предмет философии права
2. Дискусиия о предмете философии права.
3. Сущность и особенности филосовского подхода к праву.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Предмет философии права
2. Дискусиия о предмете
3. Сущность и особенности
Заключение
Литература
Введение
Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.
В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления, предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления.
Таким образом, изучение предмета философии права остается актуальным.
Целью данной работы является освещение проблемы определения предмета в философии права.
В рамках обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Предмет философии права.
В истории философско-правовой
мысли существовали разнообразные
подходы к определению
В современной философии права ее предмет так же определяется по-разному. От самых широких определений, как, например, у известного российского философа права В.С. Нерсесянца: «философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества», до самых узких, как, например, у одного из ведущих итальянских философов права Н. Боббио, который считает, что единственной проблемой философии права, которая и составляет, собственно, ее предмет, является справедливость.
Такое многообразие подходов
к предмету философии права вполне
закономерно, ибо его определение
предполагает выявление отношения
исследователя, как к философии,
так и к праву. Можно предположить,
что подходов к предмету философии
права столько, сколько существует
философских систем, а выявление
предмета философии права невозможно
без четкого определения
Предметом философии права
являются внеюридические (предельные)
основания права, которые в трактовке
некоторых авторов справедливо
раскрываются как познавательные, ценностные,
социальные и антропологические
основания права. Теория же права
представляет собой, главным образом,
учение о действующем праве, именно
в сфере теории права происходит
развитие «всеобщих правовых понятий»,
которые выводятся из конкретного
опыта функционирования отдельных
отраслей права. Понятийным арсеналом
теории права являются такие понятия,
как «закон., «правоотношение», «субъект
права», «правовая обязанность», «субъективное
право», «обязательство», «ответственность»
и др. Они представляют собой несущие
конструкции позитивного права,
его «понятийный каркас». Благодаря
им происходит «оформление» и «упорядочивание»
нормативной системы и
Само по себе позитивное
право не является предметом философии
права. Позитивное право интересует
философию права лишь в соотнесении
с естественным правой, с позиции
которого оценивается действующее
право. В данном случае естественное
право, оценивая позитивное право, играет
роль как бы «права в праве». Благодаря
такому соотнесению и оценке позитивное
право оказывается
Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась - сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования - по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). У Канта философия права представлена в виде метафизического учения о праве.
2. Дискуссия о предмете философии права.
Проблеме дисциплинарного статуса философии права, связана с тем, что в силу существования двух различных источников формирования философии права сложились и два основных подхода к пониманию ее статуса.
Первый подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.
Второй подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. практической философии, учению о должном.
Рассмотрим два данных подхода боле подробно, конкретизировав и связав их с учениями определенных мыслителей.
Что касается первого подхода, то следует обратить внимание на то, что именно в его рамках первоначально появляется термин "философия права" (вместе с определенной концепцией философии права). Его автором является немецкий юрист Густав Гуго, предтеча исторической школы права. Выражение "философия права" Гуго использует для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве"
Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".
При этом история права
призвана показать, что право складывается
исторически, а не создается законодателем
(в дальнейшем данная идея была воспринята
и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пухтой
и другими представителями
Философия права, по Гуго, это
"частью метафизика голой возможности
(цензура и апологетика
Хотя Гуго и находился
под определенным влиянием Канта, однако
он по существу отвергал основные идеи
кантовского метафизического
Второй подход в понимании
философии права как
Юридическую науку Гегель
расценивает как "рассудочную
науку", добавляя, что "с удовлетворением
требований разума и с философской
наукой эта рассудочная наука
не имеет ничего общего". И не следует
удивляться тому, что по поводу рассудочных
понятий и определений
Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в философии права. "Наука о праве, - утверждает он, - есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета".
В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление".
Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, - замечает Гегель, - человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями".
Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного. Отсюда и его определение задачи философии, в том числе и философии права, - "постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум".
Гегелевское понимание предмета
и задач философии права резко
противостояло и прежним
Правда, сама гегелевская идея права, составляющая предмет его философии права и по существу имеющая в виду принципы и характеристики буржуазного права, тоже выступала как должное в отношении к сущему (к полуфеодальным общественным и государственно-правовым порядкам в тогдашней Пруссии). Так что в конкретно-историческом плане эта гегелевская идея права фактически означала не "то, что есть", а то, что должно быть.
Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX-XX вв.
3. Сущность и особенности философского подхода к праву
Останавливаясь на философском подходе к предмету философии права, следует указать на то, что, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Используя подход И. Канта, который считал, что предмет общей философии как науки можно определить путем ответа на вопросы: