Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Понятие народа как субъекта культуры существенно отличается от понятия народа в других общественных науках. В демографии – народ это народонаселение, но населять определенное пространство – еще не значит автоматически творить культуру в его пределах. В исторической науке – народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ).

Вложенные файлы: 1 файл

философия контрольная 2 сем.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

В философской литературе движущие силы общества нередко связывают  лишь с прогрессивными историческими  преобразованиями. Такая точка зрения представляется односторонней, упрощенной. История общества – это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов, т. е. история осуществляется через взаимную деятельность различных общностей. И в этом аспекте всякая деятельность людей является движущей силой, а не только та, которая способствует поступательному развитию истории. Следовательно, способность быть движущей силой общества составляет универсальное качество всякой человеческой деятельности. Поэтому движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.

От понятия «движущие силы»  следует отличать понятие «субъект истории». Субъектами исторического  процесса становятся те индивиды и  социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются  социально значимыми целями и  участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в  ходе развития истории. При этом общая  тенденция состоит в том, что  в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. В современных условиях, видимо, можно говорить о становлении человечества в качестве субъекта истории по мере осознания общепланетарных потребностей, прежде всего в сохранении природной среды. Вместе с тем следует подчеркнуть, что даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено.

Характеристика движущих сил и  субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что  побуждает людей к деятельности? Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы. Они обусловливаются, прежде всего, господствующими в  данном обществе экономическими отношениями  и положением классов, социальных групп, личностей в системе общественных отношений; именно интересы побуждают  людей к определенным действиям, диктуют цели и средства этих действий, выступают их внутренним мотивом.

Учитывая дискуссионный характер и неоднозначность понимания  природы интереса, можно подчеркнуть, что интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Но характер деятельности людей, их активности зависит от степени осознания обществом, классом или личностью объективно существующего интереса.

Социальные общности как субъекты общественного развития

Важными субъектами общественного  развития выступают социальные общности: пенсионеры, шахтеры, пролетарии, горожане и т.п. С одной стороны, они организуются лидерами, элитами, государственной  властью, а с другой стороны, обладают самостоятельной активностью.

Социальная общность - это реально  существующее объединение людей, характеризующееся  какими-то объективными признаками (трудом, местом проживания, уровнем дохода и т.п.), чувствами, взглядами, ментальностью, ролью в обществе. Различают групповые и массовые социальные общности.

Массовые общности характеризуются  отсутствием непосредственного  общения в рамках большой численности (шахтеры, транспортники, учителя и т.п.), относительно слабой сплоченностью (небольшой общностью чувств, взглядов, ментальности), входят в состав общества. Массовые общности состоят из социальных групп, поэтому понятия "общность" и "группа" часто не разграничиваются.

Социальные группы представляют собой  объединения людей с устойчивым (регулярным) взаимодействием в процессе какой-то деятельности, высокой степенью сплоченности (общности чувств и взглядов), вхождением в массовые общности. Разные социальные группы воспринимают друг друга как "свои" или "чужие" по характеру труда, манере поведения  и одежды, содержанию и стилю разговора, форме досуга и политическим пристрастиям и т.п.

Социальные группы делятся на малые (до 20 человек) и большие (свыше 20 человек). Малые (первичные) социальные группы - это, например, студенческая группа, трудовая бригада, спортивная команда; большие (вторичные) - студенты факультета, коллектив цеха, спортсмены данного клуба и т.п. Если первичные социальные группы образуются в результате непосредственного, эмоционального, деятельного взаимодействия индивидов, то вторичные - в результате опосредованного, формального, организационного взаимодействия. Важнейшей первичной социальной группой (а также и институтом) общества выступает семья, в которой происходит воспроизводство и социализация людей.

Массовые общности (классы) различаются  между собой по главному признаку, выделяющему их в обществе.

 

● Возрастные группы (молодежь и пенсионеры) различаются социальным опытом: идеологическим, политическим, экономическим, трудовым. Одни (революционеры) жертвуют настоящим  во имя будущего, а вторые (консерваторы) отрицают настоящее во имя прошлого.

● Экономические общности (классы) различаются своим местом в системе  экономики, уровнем распределения, властью, интересами, психологией, ментальностью, мировоззрением, образом жизни: например, буржуазия и пролетариат.

● Политические общности различаются  своим местом в системе государственной  власти, уровнем распределения доходов, интересами, психологией, ментальностью, образом жизни: например, дворянство, мещанство в царской России.

● Профессиональные общности различаются  характером трудовой деятельности (шахтеры, крестьяне, учителя и т.п.), профессиональными  интересами, образом жизни.

● Национальные общности различаются  национальными интересами, самосознанием, языком, психологическим складом, традициями и обычаями, образом жизни.

● Религиозные общности образуются в зависимости от исповедуемой ими  религии, характера религиозных  интересов. Так, например, в Нижнем Новгороде  множество церквей "пятидесятников", евангелистов седьмого дня, мусульман, христиан и др.

● Городское и сельское население  выделяется в зависимости от уклада их жизни. Существует множество и  других социальных групп.

Важную роль в развитии общества играют экономические общности (классы) - большие группы людей, объединенные ролью в общественной организации  труда, формой собственности на средства производства, способом получения дохода, уровнем богатства, а также психологическими чертами, мировоззрением. У экономических  классов субъективные признаки (психология и идеология) обусловлены во многом их местом в системе производства и экономики. Таковыми являются, например, буржуазия и пролетариат. Для  классов важнейшими являются политические и экономические интересы.

Помимо социальных групп, которые  фиксируют просто социальные различия между различными общностями людей, в обществе выделяют социальные страты. Термин "стратификация" происходит от латинского stratum - слой, пласт и fatio - делаю. Социальная стратификация не просто выявляет групповое многообразие субъектов конфликта в обществе, но определяет иерархическое (вертикальное) положение социальных групп в обществе.

Социологи сходятся в том, что основой  стратификационной структуры общества является естественное (от природы) и социальное (общественное) неравенство людей. Основания деления социальных групп на высшие и низшие различны. Например, Маркс и марксисты в качестве основного и единственного основания разделения общества на страты-классы выделяют форму собственности. У них получается класс-страт собственников (рабовладельцев, феодалов, буржуа) и неимущих (рабы, крепостные, пролетарии). Интеллигенция рассматривалась как прослойка между классами.

М. Вебер расширяет признаки стратификации  и выделяет в качестве таковых  и отношение к собственности, и принадлежность к определенным политическим партиям (движениям), и  социальный статус (престиж). Социальный статус характеризует степень уважения (престижа) данной социальной группы (и  ее представителя) в обществе. Престиж  определяется ценностью данной профессии, происхождения, воспитания и т.п. в  обществе на данном этапе его развития. Например, в феодальных обществах статус определялся знатностью происхождения (из дворян, купцов и т.п.). В советском обществе тоже существенным было происхождение из пролетариев или из благородных. Первым была открыта дорога "наверх", а вторым - только внизу социальной лестницы.

В самом общем виде стратификационная иерархия демосоциального сообщества может включать в себя четыре основных уровня (слоя):

1) высший (высоконародье),

 

2) средний (средненародье),

 

3) низший (простонародье)

 

4) дно общества (нижненародье), который является частью простонародья.

Эти социальные слои условно можно  разделить в зависимости от характера  труда (умственный или физический), уровня богатства, отношения к власти, уровня культуры и образования. Например, к нынешнему высоконародью (элите общества) в России относятся представители политической, военной, экономической, культурной, идеологической элиты общества. Они занимаются преимущественно умственным трудом, отличаются материальной обеспеченностью (и богатством), занимают высокое общественное положение, имеют высшее образование.

Социальные различия между перечисленными и не перечисленными группами при  определенных условиях становятся причиной конфликтов между ними. Децильный коэффициент характеризует в значительной мере уровень экономического неравенства между высоконародьем и простонародьем и является показателем опасности социального взрыва простонародья против высоконародья за изменение своего статусного положения в обществе. Это всегда учитывается политиками. Очевидно, что социальный конфликт между стратами носит разносторонний характер, захватывает все основные сферы: психологическую, идеологическую (мировоззренческую), политическую, экономическую, профессиональную.

Между экономическими классами существуют идеологические, политические и экономические  противоречия: у них противоположные  интересы по поводу производства, экономики, политики, идеологии. Между классами происходит идеологическая, экономическая, политическая борьба, выступающая источником развития обществ.

Идеологическая борьба классов  происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых  выражаются коренные классовые интересы. Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения, открывает (формулирует) свое видение  общества, его строя и развития. Это идеологическое видение разрабатывается  интеллигентами, встающими на позиции  данного класса, т.е. рассматривающими все происходящее в мире с точки  зрения этого класса. Например, с  точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.), старое общество достойно уничтожения в  результате социалистической революции, установления диктатуры пролетариата, создания на месте старого буржуазного общества нового пролетарского, выступающего прямой противоположностью первому и т.п. А буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития. Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую концепцию, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта концепция была прямой противоположностью пролетарско-социалистической.

Экономическая борьба классов есть борьба за улучшение их экономического положения: изменение форм собственности, роли в общественной организации  труда, форм и размеров получаемого  дохода и т.п. Со стороны буржуазии, например, она выражается в совершенствовании орудий и организации труда, повышении его эффективности, увеличении инвестиций и т.п., что объективно усложняет работу, занятость рабочих, вызывая с их стороны протест. В результате переговоров, забастовок, демонстраций, политических выборов возникает определенный консенсус, а арбитром между работодателями и профсоюзами сейчас выступает государство. В результате развиваются экономика, социальная сфера и общество в целом.

Политическая борьба классов есть борьба за государственную власть, за власть над государственным аппаратом. Эта власть позволяет развивать  общество (в определенных пределах) в нужном для данного класса направлении. Захват политической власти означает формирование своей классовой политической элиты и возможность использования  старого или создание нового по социальным характеристикам (мировоззрению, ментальности, характеру) госаппарата. Поэтому политическая борьба является главной формой классовой  борьбы в обществе.Например, российский пролетариат под руководством большевиков захватил власть в России, создал пролетарское государство, с помощью которого построил невиданный общественный строй (советский), демонтированный либеральными коммунистами в конце XX в. В современных условиях классовая борьба чаще всего происходит во время выборов органов власти, с использованием разных политических партий, которые в рамках закона борются за свои политические интересы. Политическая элита путинской России состоит из представителей национальной буржуазии и военных, которые по-разному видят перспективу формационного и цивилизационного развития страны.

Проявления культа личности.

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным». Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"