Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Философия являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.

Содержание

1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
2. Две концепции развития. Основные принципы диалектической концепции развития.
3. Всеобщая связь явлений, виды связей. Понятие закона, типы законов.
4. Термины и определения:
Антропоцентризм, бытие, диалектика, дуализм, идеализм, иррационализм, космоцентризм, материя, метафизика, натурфилософия, общество, познание, рационализм, сознание, теоцентризм, философия, человек, эмпиризм.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ философии.docx

— 45.61 Кб (Скачать файл)

Основные законы диалектики:

  1. закон единства и борьбы противоположностей;
  2. закон перехода количества в качество;
  3. закон отрицания.

 Эти законы не существуют  оторвано друг от друга, а реализуются  как компоненты единого, общего  процесса развития.

 Закон единства и  борьбы противоположностей раскрывает  источник всякого развития –  противоречие. Диалектическое противоречие  – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих тенденций и  сторон предметов и явлений, которые  находятся во внутреннем единстве  и взаимопроникновении, выступая  источником развития. Чтобы быть  источником развития, противоречия  должны разрешаться. Развитие предстает  как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения противоречий. Решающим источником развития  являются внутренние противоречия.

 Закон перехода количества  в качество раскрывает механизм  развития: постепенное накопление  количественных изменений необходимо  приводит к коренным преобразованиям, к возникновению нового качества, которое оказывает обратное влияние  на количественные изменения.

 Закон отрицания выражает  преемственность, спиралевидность  развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на  высшей стадии развития некоторых  свойств ряда низших стадий, обосновывает  прогрессивный характер развития. Закон отрицания характеризует  направленность изменений и их  бесконечность.

Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7:

Единичное – общее - особенное,

явление - сущность,

часть и целое,

содержание и форма,

причина - следствие,

необходимость - случайность,

возможность - действительностью.

4.Определения.

Антропоцентризм (с греч. Воззрение), согласно которому человек - это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

Бытие - философская категория, обозначающая, прежде всего, реальное сущёствование в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Дуализм - филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

Иррационализм - обозначение идеалистического течений в философии, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия.

Космоцентризм - древнегреческое учение, согласно которому, космос есть непрерывно изменяющее целое. Он никем не сотворен, вечен, бесконечен, гармоничен и разумен. Космос является причиной и условием существования всего живого.

Материя - (лат. вещество) единая субстанция, лежащая в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Метафизика - (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.

Натурфилософия - построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов.

Общество - 1. Сумма человеческих взаимоотношений.

2. Объединение людей, занимающее  относительно ограниченную территорию, обладающее собственной культурой  и социальными институтами.

Познание - духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний, процессов.

Рационализм - филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Теоцентризм - учение, центральной фигурой который является БОГ.

Философия - форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.

Человек - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.
  2. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.
  3. Диалектика материального мира. – Л.,1985.
  4. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию". М., 2000.
  5. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. Под ред. П.Н. Федосеева. – М., 1985.
  6. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М.. Галкина, МЭСИ, 2002.
  7. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 2000.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"