Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 10:06, контрольная работа
Истина - цель всякого человеческого познания. Основное направление более чем двухтысячелетнего развития философии - постижение истины, движение к научному объяснению мира и человека, движение к научной философии.
В период с XV по XIX в. возникает научное объяснение различных областей природы, формируются естественные науки – математика, физика, химия, биология и др. Формирование научного мышления – важнейшее достижение человеческого интеллекта. Возникновение и развитие научного мышления происходило при мощном воздействии материалистической философии как высшего выражения реалистического способа понимания мира. Однако формирование научного философского мышления происходило со значительным отставанием от частных наук, научного мышления в частных областях знания.
Введение………………………………………………………………..…….........3
Предпосылки формирования научной философии. Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина................4
Социально-экономические предпосылки возникновения научной философии......................................................................................................4
Конкретно-научные предпосылки возникновения научной философии…………………………………………………………………………..4
Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина………………………………………………………………………………..5
Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке……………………………………………....7
Характеристика исторических общностей людей (род, племя, народность, нация)…………………………………………………………10
Список использованной литературы…………………………………………...12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Истина - цель всякого человеческого познания. Основное направление более чем двухтысячелетнего развития философии - постижение истины, движение к научному объяснению мира и человека, движение к научной философии.
В период с XV по XIX в. возникает научное объяснение различных областей природы, формируются естественные науки – математика, физика, химия, биология и др. Формирование научного мышления – важнейшее достижение человеческого интеллекта. Возникновение и развитие научного мышления происходило при мощном воздействии материалистической философии как высшего выражения реалистического способа понимания мира. Однако формирование научного философского мышления происходило со значительным отставанием от частных наук, научного мышления в частных областях знания.
Марксистская философия, учение Маркса в целом возникают как ответ на потребность человеческого общества в познании мира и самого себя, своей собственной сущности. Научная философия, таким образом, возникает в результате действия общечеловеческой потребности к знанию и самопознанию. Человеческое существование и развитие невозможны без знания внешнего мира и самопознания и поэтому на каждой ступени исторического процесса общество создавало определенную, хотя и всегда противоречивую, картину мира и трактовку своей сущности.
Научная философия - диалектический и исторический материализм - была подготовлена также развитием частных наук, Энгельс особо отмечал при этом роль, которую сыграли в возникновении научной философии естественные науки.
Естествознание проходит в своем развитии два крупных этапа Первый (со второй половины XV в до конца XVIII в ) связан со сбором и первичной систематизацией фактического материала Он характеризовался преобладанием анализа, разложения целого на части, мысленной остановкой процессов движения и привел к появлению метафизического метода. Второй этап в развитии естествознания начинается с тем движением, которое вызвала гипотеза Канта – Лапласа. Он характеризуется тенденцией к глубокой систематизации и обобщению и может быть назван, в отличие от первого, собирательного, этапа, систематизирующим. В XIX в дух систематизации особенно явно выразился в трех великих естественнонаучных открытиях закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционной теории. Философское значение этих открытий было раскрыто Энгельсом.
Можно утверждать, что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей, которым так же придерживался В.И.Ленин:
2. Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно-приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.
Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Особым компонентом личности является ее нравственность.
Личность – это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности.
Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Человеческое общество – это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Степень свободы человека зависит от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности – в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство – не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть, чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.
К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что сущность человека неправомерно отождествлять ни с чистой субъективностью (например, самосознанием), ни с объективной формой проявления сущности (опредмеченными результатами деятельности). Сущность человека выявляется в особом характере его предметной деятельности. Отсюда вытекает, что для познания сущности человека необходимо анализировать не просто совокупность общественных отношений, как нечто внешнего в человеке, а диалектику взаимодействия творческих сил человека с той социальной структурой, в рамках которой развертывается его деятельность. Кроме того, определение родовой сущности человека как совокупности «всех общественных отношений» означает, что она формируется не только данными отношениями, в которых существует индивид, но и всей предшествовавшей историей человечества, его культуры.
Соотношение биологического и социального в человеке. Человек как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тысяч лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Таким образом, он возник в результате единого процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление производственных, социально-экономических отношений как особого вида материи – социальной материи. Своеобразие ее заключается в том, что, будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию, она в отличие от природной материи не может существовать без сознания. Человек – это высший уровень организации материи, осознающей саму себя.
start="3"
Характеристика исторических общностей людей (род, племя, народность, нация).
Племя |
Исторически первая ступенька формирования этноса. Оно включало значительнее число родов и кланов, которые обладали собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), церемониями. Их численность доходила до десятка тысяч человек. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю. В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм. В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса. |
Народность |
Этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и феодализма, представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Государство объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы. Древнерусская народность сформировалась во второй половине 1 тысячелетия н. э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в нее были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские. Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы. Возникает на стадии формирования государства. |
Нация |
Высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. Большинство наций консолидируются на основе одноименных народностей, в то же время, включая в свою орбиту близкородственные народности. Нации как наиболее развитые этнические образования возникли на индустриальной стадии развития общества |
Этнос |
Большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. |
2. http://www.gumer.info/
3. Миронов В. В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова - Москва: Норма, 2005.
4. Кармин А.С., Ильин В.В., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / А.С.Кармин, В.В.Ильин, В.П.Огородников – СПб:Питер, 2008.
5. Гобозов И.А. Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов – Москва: Академический проект, 2010.
6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В. Панин – Москва: ТК Велби, 2006.
7. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко - Москва: Юрайт-Издат, 2005.