Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:27, контрольная работа
§ 3. Философская антропология М.Шелера
§4. Проблема бессознательного в социальной философии
ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной педагогики
Контрольная работа по философии
Выполнила:
студентка гр.СП-2010
Гурьева Евгения
Проверила:
Краузе А.А.
Пермь, 2011
§ 3. Философская антропология М.Шелера
Жизнь биологических и
культурных образований выступает
как некоторая целостная
Принцип, специфически присущий человеку, дух. Это понятие охватывает и то, что греки называли разумом, и род созерцания, и класс эмоциональных и волевых актов (доброту, любовь, раскаяние, почитание и т.д.). Центром этих актов является личность, и ее надо отличать от функциональных «жизненных» центров, которые, будучи рассматриваемы с внутренней стороны, называются «душевными» центрами.
Дух есть единственное бытие, которое не может само стать предметом; он есть чистая актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов
Высшее бытие, абсолютное
бытие, бытие через себя, высшая основа
вещей – такими терминами М.Шелер
обозначает ту мировую основу, которая
проявляет себя и в жизни, и
в личности как центре духовных актов.
Такой основой логически
Существует сущностная необходимость связи между сознанием мира, самосознанием и сознанием Бога у человека. Высшее бытие, абсолютное бытие, бытие через себя, высшая основа вещей – такими терминами М.Шелер обозначает ту мировую основу, которая проявляет себя и в жизни, и в личности как центре духовных актов.
Поставив себя вне природы,
он больше не мог считать себя ее
частью. Человек должен был укоренить
себя по ту сторону этого мира –
в абсолютном бытии. Но как мыслить
это абсолютное бытие? Исторически
первыми формами его осознания
стали миф и религия, в особенности
монотеизм с его идеей «
§4. Проблема бессознательного в социальной философии
Фрейд полагал, что основу бессознательного составляют первичные инстинкты, темные (неосознаваемые) влечения. Он обнаружил, что психические процессы, отнесенные им к уровню бессознательного, складываются и укореняются в очень раннем возрасте, укрепляются настолько, что не разрушаются и не поддаются исправлению во всей последующей жизни индивида.
Им было выделено три уровня психического: сознательное, предсознательное, бессознательное. Дополнительно Фрейд вводит понятия «Оно», «Я» и «Сверх-Я», которые не тождественны сознательному и бессознательному и раскрывают сложность процессов, протекающих в психике человека.
С изменениями и дополнениями учения З.Фрейда выступил К.Юнг. Он обратил внимание на феномен «коллективное бессознательное». Если Фрейд «коллективное бессознательное» рассматривал как скопление (или некоторую сумму) вытесненных содержаний сознаний отдельных индивидов, то Юнг под «коллективном бессознательным» понимает некий присущий психике людей осадок, оставленный опытом многих поколений, и вместе с тем образ мира, который сформировался в незапамятные времена.
Фромм рассматривает единство природного и социального как универсальное качество человека. «Социальное бессознательное» - это вытесненные из сознания индивида обществом сферы, свойственные большинству членов общества. Социальное бессознательное есть вытесненные индивидом из сознания мысли и чувства под давлением общества, а также то, что своими корнями уходит в природную сущность индивида.
§ 2. Проблема человека в русской религиозной философии Антропология В.С. Соловьева
Главными ее чертами являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Антропологический дуализм - та конституционная основа, на которой русские религиозные мыслители решают проблемы природы и сущности человеческого бытия. Они исходят из единства и борьбы противоположностей, потенциально заключенных в человеке полярных начал: бога и дьявола, добра и зла, потерянности и величия, бессмертия и смертности, определяющих трагизм человеческой жизни - столкновение материального и духовного, временного и вечного, конечного и бесконечного.
Он показывает соотношение общего и частного, прослеживая включение видовых понятий в родовые, простых в сложные, но приходит к выводу о необходимости появления наиболее общей идеи, которая должна соответствовать организму высшего порядка, покрывающая собой все остальные. Такой идеей, по его логике, является идея безусловного блага, точнее «безусловной благости или любви, пронизывающей все сущее». Эта идея всецелостности, всеединства лежит в основе антропологии В.С.Соловьева.
Создавая свою философскую антропологию, В.С.Соловьев представлял человеческую историю как «богочеловеческий процесс» преображения мира.
Магистральной линией философии В.С.Соловьева
является определение истории
Бог дает человеку основы бытия, но и человек обогащает бога. Это отношения равноправных сторон, они как бы дополняют друг друга во всех отношениях.
Возвышая человека до божественного уровня и приближая бога к человеку, он обосновывал веру в возможность спасения мира. Создавая свою философскую антропологию, В.С.Соловьев представлял человеческую историю как «богочеловеческий процесс» преображения мира.
В.С.Соловьев выдвигает две важные для человеческой жизни истины: свободу и бессмертие и считает бесспорным, что вопрос о свободе может быть решен только при признании человеческого бессмертия. Ход рассуждений: если понимать человека как существо, сотворенное в определенный момент, то надо признать, что он не существовал до своего физического рождения. Но человек не только природное явление, но и умопостигаемая сущность и в этом смысле правомерно предположить, что человек существует и до рождения и после смерти, так как умопостигаемая сущность принадлежит иным временным измерениям, нежели явления. Если же представлять появление человека как акт божественного произвола, то человек будет выглядеть по отношению к богу существом страдательным и такое решение лишает человека его свободы.
Способность человека относиться к себе критически, видеть недостатки в самом себе и в своем бытии закономерно рождает потребность совершенствования своей природы и внешних обстоятельств, естественное стремление к идеалу сверхчеловека. В.С.Соловьев отмечает различия между животным и человеком: для животного действительностью является то, «что его делает и им владеет», а для человека, являющегося произведением прежде него существовавшей действительности, есть другая действительность, им самим созданная. Более заметно и значимо человек совершенствует эту действительность в качестве существа «собирательного», когда он действует по мотивам высокого достоинства и идеалам добра.
Философ считает, что стремление к совершенствованию – это и есть стремление к обожению, альфой и омегой которого является обретение бессмертия. Человек, осознавая свою смертность, должен стремиться к ее преодолению. В этом я согласна с Соловьевым.
Диалектический подход мыслителя к анализу проблем мироздания и бытия человека закономерно приводит к тому, что предметом его исследования становится единство и борьба противоположностей, но в рамках мистической философии. Так, снятие одного противоречия - между духом и материей - не исключает другого - между мировым бытием и трансцендентным сущим, проявляющимся в раздвоенности человеческой субстанции, ее загадочности и полярности.