Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 00:56, контрольная работа

Краткое описание

Философская система Г. В. Ф. Гегеля занимает особое место в истории философии. По праву считаясь наиболее грандиозной по своему категориальному и понятийному полю, по охвату самых сложных проблем философии науки, мышления, истории, гегелевская система содержит в себе богатейший эвристический потенциал.
В ней черпают вдохновение самые крупные мыслители XIX и ХХ веков. Ее потенциал раскрывается специалистами практически во всех областях философского знания.

Содержание

Введение
1. Основыгегелевскойсистемы
2. «Феноменология духа»
3. Диалектическая логика Гегеля
4.Философия духа
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа Гегель.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

 

 

 

 

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

План.

Введение

1. Основы гегелевской системы

2. «Феноменология  духа»

3. Диалектическая  логика Гегеля

4. Философия духа

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философская система Г. В. Ф. Гегеля занимает особое место в истории философии. По праву считаясь наиболее грандиозной по своему категориальному и понятийному полю, по охвату самых сложных проблем философии науки, мышления, истории, гегелевская система содержит в себе богатейший эвристический потенциал.

В ней черпают вдохновение самые крупные мыслители XIX и ХХ веков. Ее потенциал раскрывается специалистами практически во всех областях философского знания. Гегелиана, уже представляющая собой монблан книг и статей, в наши дни вбирает в себя и значительные объемы информации, которой располагает мировое многоязычное киберпространство.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику.

В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет, где сначала два года изучали философию, а три следующих — теологию.

После университета церковной карьере Гегель предпочел учительское поприще — сначала в Берне (1793-1796), а затем во Франкфурте (1797-1799). И хотя интерес к теологии не угасал, он погрузился в изучение политической и экономической истории.

Получив наследство после смерти отца в 1799 г., он отправился в Йенский, самый известный по тем временам, университет. В Йене Гегель защитил диссертацию «Об орбитах планет», и в 1801 г. вышло в свет его первое сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», которым обнаруживает свои симпатии последнему. Вместе с Шеллингом в 1802-1803 гг. Гегель издает «Критический философский журнал», публикуя и свои работы. В этот период времени философ работал над первым крупным произведением «Феноменология духа», которое закончил в 1802 г.

Вызванные войной материальные затруднения подтолкнули Гегеля к переезду в Бамберг, где он занялся «Бамбергской газетой». Но через несколько месяцев он уехал в Нюрнберг, где до 1816 г. оставался директором местной гимназии. Самое сложное из своих произведений — «Науку логики» - он создает именно в это время (1812-1816). Затем работа в Гейдельбергском университете, здесь он закончил и опубликовал «Энциклопедию философских наук».

Наибольшее признание все же ожидало его в Берлине, куда он переехал в 1818 г. и где прожил до самой смерти в 1831 г. И хотя в Берлине он издал лишь «Философию права», его авторитет в глазах коллег и городских властей был неоспоримо высок.

 

Гегель был чрезвычайно плодовит. Широкие познания, легкость, с какой он усваивал и запоминал содержание книг, разнообразие интересов придали его творчеству необычайный масштаб.

 Каждый из трудов имеет свои замечательные стороны, и это объясняет причину, по которой в разные времена и под разным углом зрения каждый труд считался шедевром.

Гегель смолоду был неутомимым и упорным исследователем, сведущим во всех областях знания. У него было все, чего не хватало романтикам с их бурным, но неустойчивым темпераментом. «Платон, говорил Гегель, - учился у многих философов, упорно трудился, не жалея усилий, и много путешествовал; его гений, не будучи по-настоящему плодовитым и поэтическим, творил размеренно. Гениев Бог осеняет во сне, и то, что Он дает им во сне, не что иное, как грезы». Без гегелевских обобщений западная философия была бы, наверное, иной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы гегелевской системы

Гегель активно противостоял притязаниям дать предварительную формулировку отправных точек или доктринального ядра, от которых выводится и на которые должно опираться все здание философии. Объяснялась подобная установка тем, что первоосновы, даже признанные сами по себе как истинные, были бы искажены в момент, когда они предпосланы системе, а не определены в конкретном действии внутри нее.

Данное утверждение Гегеля имеет сильный заряд парадоксальности (Гегель был швабом и, как все швабы, любил быть неожиданным в суждениях). Отстаивая данную концепцию, сам Гегель, тем не менее, писал предисловия и вступления, в которых по-своему пытался предложить читателю исходные истины.

Полная схема основных идей гегельянства достаточно объемна. Речь идет об одной из богатейших и сложнейших (а также и труднейших) философских концепций. Тем не менее, она целиком может быть сведена к следующим трем исходным пунктам.

1. Реальность  как таковая есть бесконечный  Дух. («Дух» есть то, что все  в себя вбирает и преодолевает, об этом говорили, в частности, Фихте и Шеллинг.)

2. Структура, или, лучше сказать, сама жизнь  Духа, а значит, и процесс, в соответствии  с которым развивается философское  познание, есть диалектика. (Можно  утверждать, что духовность есть  диалектичность.)

3. Особенностью, ярко отличающей эту диалектику  от всех предшествующих ее  форм, является то, что Гегель  назвал «спекулятивным» элементом, который является ключом к разгадке мышления философа.

Для понимания Гегеля необходимо усвоить главное: реальное и действительное - это не «субстанция» (т. е. более или менее застывшая сущность, как традиционно считалось), а Субъект, Мысль, Дух. Со всей ясностью он это утверждает в «Феноменологии»: «В соответствии с моим мировоззрением, лишь в процессе изложения система доказывает себя: все зависит от понимания и выражения действительного не как субстанции, а как субъекта».

Утверждает, что реальность не субстанция, а субъект. Дух, равносильно положению, что она есть деятельность, процесс, точнее, самодвижение.

Так позиция Гегеля начала проясняться: Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность, становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит, и отрицательное («Omnis determinatio est negatio» - «Всякое определение есть отрицание»). Бесконечное - позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, свойственное всему конечному. Конечное как таковое имеет чисто идеальную, или абстрактную, природу, ибо его нет в чистом виде, в противовес бесконечному (вне его). Это, по мнению Гегеля, основное положение любой философии. Гегелевский бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике: частное всегда разрешается во всеобщем, сущее - в должном, реальное - в разумном.

Здесь очевидна новизна гегелевской мысли Дух - вовсе не «unum atque idem» («одно и то же»). Он — «unum», которое воплощается в вечно меняющихся формах, непрерывно воссоздающееся равенство. Иначе говоря, это единство-множественно-создающее-себя. Покой понят как целостность, покой без движения был бы покоем смерти. Сохранение - истина умиротворения, но никак не фиксация и не инерция.

Все вышесказанное имеет силу как для Абсолюта в целом, так и для каждого отдельного момента реальности.

Есть еще один важный момент. Движение как свойство Духа, подчеркивает Гегель, — это движение самопознания. В циркулярном движении духовной основы философ различает три момента:

1) бытие-в-себе;

2) инобытие, бытие-для-другого;

3) возвратное  бытие-в-себе-и-для-себя.

 Гегель  иллюстрирует схему примером «эмбрион-человек». Последний момент, когда личность не просто дана в себе, но и для себя, наступает вместе с моментом созревания разума, который и есть ее подлинная реальность.

Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Вот почему Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

В «Философии права» Гегель писал: «Все действительное - разумно, и все разумное - действительно». Это означает, что Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное или действительное есть саморазвитие Идеи, и наоборот. Чтобы смягчить парадоксальную окраску своих утверждений, Гегель пояснял, что данное положение придает философскую форму тому, что говорит религия, когда утверждает, что миром правит Божественное провидение, что все происходит по воле Божьей и, что нет ничего более реального, чем Бог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 «Феноменология духа»

«Феноменология духа» («Phénoménologie des Geistes») - первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма. Опубликована в 1807 под названием «Система науки. Первая часть. Феноменология духа».

«Феноменология духа» была задумана и написана Гегелем с целью очистить эмпирическое сознание и «опосредованно» возвысить его до абсолютного Знания и Духа. По этой причине о «Феноменологии» говорилось именно как об определенного рода «введении в философию». Согласно Гегелю, философия есть познание Абсолюта в двух смыслах:

а) Абсолют как объект

б) Абсолют как субъект.

 Ведь  философия - это Абсолют, познающий  сам себя (самопознание через  философию). Если это так, то Абсолют  не только цель, к которой стремится  феноменология, но, по мнению многих  ученых, также и сила, возвышающая  сознание. Можно утверждать, что  «Феноменология» отводит человеку  не менее значимую роль, чем  самому Абсолюту.  Феноменология  духа есть путь, который ведет  конечное сознание к бесконечному, он совпадает с тем путем, которым следовал и следует Абсолют, дабы достичь самого себя (возвращение к себе из существования в ином). Отсюда следует, что «Феноменология» знаменует необходимый переход, а ее методология не может не быть в высшей степени строго научной, иными словами, диалектической.

В «Феноменологии духа» имеются два сопряженных и взаимопересекающихся плана:

1) план  движения Духа в русле самопостижения через все исторические перипетии окружающего мира, который, согласно Гегелю, есть путь самоосуществления и самопознания Духа;

2) план, относящийся к отдельному эмпирическому  индивиду, который должен пройти  и освоить тот же путь. Поэтому  история сознания индивида есть  не что иное, как повторное  прохождение истории Духа.

Дух в самоопределении и проявлении есть сознание в широком значении данного термина, подразумевающем осознание чего-то иного (в любой форме — как внешней, так и внутренней). Сознание всегда указывает на определенную связь «Я» и объекта, на соотношение субъект - объект. Отсюда противоречие «субъект - объект» является отличительной чертой сознания. Так что итинерарий «Феноменологии» состоит в прогрессирующем опосредовании этого противоречия, вплоть до его полного снятия. Можно также отметить, что цель, которую преследует Гегель в «Феноменологии», заключается в устранении разрыва между сознанием и объектом и в доказательстве того, что объект есть не что иное, как «само» сознание, т. е. самосознание, которое со времен Канта занимало центральное место в философии и,  которое Гегель пытается научно обосновать.

В целом феноменологический путь предполагает следующие этапы:

1). Сознание (в узком смысле);

2). Самосознание;

3). Разум.

4). Дух;

5.) Религия;

6). Абсолютное  Знание.

 Тезис  Гегеля состоит в том, что любое  сознание представляет собой  самосознание (самосознание есть  истина сознания); в свою очередь, самосознание раскрывается как  Разум (Разум есть сущность самосознания); наконец, в полной мере Разум  реализует себя как Дух, который  через Религию достигает своей  вершины в абсолютном Знании.

Каждый из этих этапов образуется рядом различных моментов, или «фигур». Гегель представляет каждый отдельный момент (или каждую отдельную «фигуру») так, чтобы показать, что ее определенность неадекватна, и, следовательно, заставляет перейти к ее противоположности. Последняя отрицает отрицание предыдущей, но, в свою очередь, показывает уже на более высокой ступени, что и она определена, а значит, неадекватна, чем вынуждает идти дальше по тому, же пути, в соответствии с ритмом диалектики. Гегель уточняет, что пружина данной феноменологической диалектики заключена в неравенстве или в разности уровней Сознания, Я и его объекта (как негатива) и в прогрессивном снятии такого неравенства. Кульминационный момент этого процесса совпадает с моментом, когда Дух становится объектом себя самого.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"