Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:09, контрольная работа
1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления.
2. " Философия общего дела " Н.Ф. Федорова и решение глобальных проблем человеческой цивилизации. Почему С.Н. Булгаков, принимая саму идею Федорова, считал его проект неприемлемым?
3. Тест на размышление:
Альберт Эйнштейн утверждал: " В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной".
Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
ВАРИАНТ № 17
заочного отделения СОП*,
специальность «бух. учет и аудит»
КЕМЕРОВО - 2014
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 17
1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления.
2. " Философия общего дела " Н.Ф. Федорова и решение глобальных проблем человеческой цивилизации. Почему С.Н. Булгаков, принимая саму идею Федорова, считал его проект неприемлемым?
3. Тест на размышление:
Альберт Эйнштейн утверждал: " В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной".
Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте.
1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления
Онтологическим основанием для формулировки основного вопроса философии (ОВФ) является дуализм самого бытия (дух-материя, добро-зло, день-ночь, свет-тьма и т.д.). Впервые ОВФ был сформулирован Ф.Энгельсом («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») как «вопрос об отношении мышления к бытию». В постперестроечный период эта трактовка была признана односторонней.
Попытаемся дать более расширенную трактовку ОВФ, без той жесткой абсолютизации, которая была характерна для диалектико-материалистического подхода, резко противопоставлявшего дух и материю. Будем помнить о том, что любая схема несет в себе условности и, в то же время, позволяет уловить главное, существенное, что облегчит понимание историко-философского процесса и определит основные философские школы и направления, мировоззренческие и концептуальные различия между ними.
Итак, основной вопрос философии - это вопрос о соотношении материи и духа, мира видимой реальности и сверхчувственного бытия. Выделим три основных аспекта ОВФ - онтологический (Что первично?), гносеологический (Познаваем ли мир?), аксиологический (В чем смысл жизни?) – Таблица 1 «Основной вопрос философии и три его аспекта».
Основные философские школы и направления
Онтология – первая сторона основного вопроса философии
Ответ на первую
сторону ОВФ предполагает
Исторические формы материализма
Материализм – философское направление, признающее единственную реальность – реальность материального, видимого мира. В мире нет ничего, кроме движущейся материи. Само представление о материи менялось под влиянием процесса познания различных свойств материи и материального мира. Условно выделяют следующие исторические формы материализма ( см. таблицу 1, первый аспект, материализм): античный материализм, механический материализм, материализм русских революционеров-демократов, диалектический материализм. Философское направление материализма опирается на данные естественных наук. Поэтому их философская позиция иначе называется естественнонаучной философией, для которой характерно стремление подменить философию наукой.
Что первично?
|
Познаваем ли мир? |
В чем смысл жизни? | |||||||
Онтология – учение о структуре бытия |
Гносеология – теория познания |
Аксиология – учение о системе ценностей | |||||||
Философская антропология | |||||||||
материализм |
дуализм |
Онтологический реализм (идеал-реализм) |
идеализм |
гностицизм |
агностицизм |
теизм |
атеизм | ||
Материя |
Дух |
Дух |
Дух |
S = O, где S – субъект (человек), О – объект (Мир) Материализм, объективный идеализм, онтологический реализм |
S≠O, где S – человек (субъект), О – мир (объект)
Субъективн. идеализм |
Бого- человечество |
Человекобожие (антропотеизм) | ||
Материя |
Материя | ||||||||
1.Античный материализм (Демокрит) 2.Механический материализм ХVI-ХVIII вв. (Ф. Бэкон, франц.материализм) 3. Материализм русских революцинеров-демократов (Белинский, Герцен и др.) 4. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин)
|
Р. Декарт
И. Кант
|
Аристотель
Русские религиозные философы (Соловьев, Булгаков, Лосский, Бердяев и др.) Шри Ауробиндо (система интегральной йоги) Мухаммед Икбала
Учение Живая Этика (Рерихов) |
Объективный |
Субъективный | |||||
В.Соловьев: построение Бого- цивилизации. Абсолютные ценности. |
«Эго» сверхчеловека |
«Род» человеческий | |||||||
Платон
Гегель
|
Дж. Беркли
Д. Юм
Позитивизм
Прагматизм
| ||||||||
(Ф. Ницше) Вульгари- зация идей Ницше – фашизм практическая реализация (Гитлер) |
(Л. Фейербах) К. Маркс коммунизм Практическая реализация (Ленин Сталин) | ||||||||
М. Шелер: человек постижим лишь через отношение к Богу. Человек есть духовная личность. Выделяет 5 типов самопонимания человека | |||||||||
Религиозный экзистенциализм С. Кьеркегор Г. Марсель М. Бубер. Вера – Надежда -Любовь как основные экзистенциалы |
атеистический экзистенциализм Ж-П. Сартр, А. Камю М. Хайдеггер: чтобы человек был свободен, не должно быть ни Бога, ни цели, к которой стремится весь мир. Неантизация – отрицающая несправедливый мир активность (бунт). |
Античный материализм (основоположником которого считают Левкиппа, но о нем почти ничего неизвестно). Разработка этой доктрины принадлежит его ученику – Демокриту (ок. 460-370 гг. до н.э.).
Основные особенности античного материализма:
1.Материя отождествляется с
конкретными природными
2. Картина мира древних греков ди
Следующим этапом в развитии материализма является механический материализм ХV1-ХVШ вв. Возрождение материалистической традиции после эпохи средневековья связывается с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626). Философское обоснование материалистического мировоззрения осуществили французские материалисты (Ж.Ламетри, Д.Дидро , К. Гельвеций, П.Гольбах). Какие изменения произошли в представлениях о материи?
Основные особенности механического материализма ХV1-ХVШ вв:
1. Удерживается отождествление материи с веществом, но акцент переносится на свойства материи. В этом состоит шаг вперед по сравнению с античным материализмом. Механическая форма движения материи наиболее доступна для изучения. Поэтому первая наука, которая отделилась от философии, была наука механика. Другие науки еще находились на допредметной стадии развития. Сложилась механическая картина мира. Все уровни бытия, явления живой и неживой природы объяснялись, исходя из законов механики (Например, Ж. Ламетри, медик по образованию, написал трактат «Человек-машина», где функции различных внутренних органов человека, желая подчеркнуть целостность организма, он уподобляет слаженному движению механизмов машины). Иными словами, происходит абсолютизация механических свойств материи, а более сложные, высшие формы организации материи объяснялись законами механики. В этом состояла историческая ограниченность механического материализма, но эта форма материализма была исторически необходима, так как положила начало изучению отдельных свойств материи.
2.Диалектическое мышление древ
3. Представители механического
метафизического материализма
Механическая картина мира пошатнулась на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда последовала серия открытий в науке (открыт электрон, что означало делимость атома; рентгеновское излучение обнаружило проницаемость материи, теория относительности Эйнштейна показала зависимость материи от скорости движения тел и др.).
Переходной формой
До логического завершения
позиция материализма была
Концепция диалектического материализма:
1. В мире нет ничего, кроме
движущейся материи. Материя первична,
сознание вторично. Сознание обладает
свойством отражать в
2. Заслугой и научным подвигом К. Маркса считается открытие «тайны» эксплуатации человека человеком при капитализме, которому посвящены три тома «Капитала». Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, вскрыв негуманный характер капиталистического способа производства. Законы диалектики были распространены и на общество. На основе экономического материализма общество стало объектом научного исследования, что привело к возникновению марксистской социологии – исторического материализма. Основой развития общества было объявлено материальное производство с его внутренним противоречием между производительными силами (ПС) и производственными отношениями (ПО). Основными категориями исторического материализма стали понятия базиса (совокупность производственных отношений) и надстройки (общественная психология, идеология, политическая система общества). Несоответствие между ПС и ПО создает революционную ситуацию. Классовая борьба объявлена «локомотивом истории».
3. В основе диалектического
Таким образом, философская позиция материализма сводится к признанию реального существования материального мира. Проблема антропосоциогенеза (происхождения) человека решается на основе эволюционной теории Ч. Дарвина, согласно которой человек произошел от обезьяны в ходе эволюции животного мира. Сознание представляет собой продукт высокоорганизованной материи. Но экспериментально доказать происхождение жизни из неживой материи современной науке, как осторожно заметил в свое время русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский, пока не удалось. Философская позиция материализма исключает из своего поля зрения целый ярус бытия – духовный мир. Иными словами, материализм характеризуется абсолютизацией материи и основывается на научной картине мира.
Идеализм (объективный и субъективный)
Другую крайность представляет собой философская позиция идеализма, для которой характерна абсолютизация духовного мира при полном игнорировании специфики материального мира. В философской литературе различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм
Позиция объективного
идеализма впервые на
Свой мир идей Платон
понимает как иерархически
Субъективный идеализм
Позиция субъективного идеализма как философская позиция была обоснована в учении английского философа-священника Дж. Беркли (1685-1753), а развил его идеи до логического завершения другой английский священник – Д. Юм (1711-1776). Беркли объявил, что понятия «материя», «субстанция» и др. – фикции ума. За этими понятиями нет никакой реальности. Мы воспринимаем, ощущаем только качества предметов или процессов, но мы не видим причин явлений и процессов. Исходные позиции субъективного идеализма можно обозначить в двух основных положениях: