Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 12:25, контрольная работа
1. Укажите характерные черты культуры и цивилизации и дайте их краткую характеристику.
Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от "некультурных" варваров. У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению - изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.
3. Подготовьте тезисы по теме: «Античная философия в досократовский период (VII-V в.в. до н. э.)» (не более 3 страниц).
Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы, была МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, которая возникла в Ионии, на западном побережье Малой Азии. Представители милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основополагающим в милетской школе были поиски начала, из которого все возникло. Новая парадигма мышления, предложенная милетцами, заключалась в том, что они стали исходить не из богов, а из природы как самодостаточной в своем существовании и все объясняли, прибегая лишь к природным основаниям и силам. Анаксимандр и Анаксимен ввели в философию понятие вечного движения. Воздух всегда находится в движении (превращении), утверждал Анаксимен. Благодаря движению одни вещи рождаются, другие уничтожаются. Но изменяются только части, целое же остается неизменным, полагал Анаксимандр. Антропология и этика милетцев не менее, чем их космология, показывают разрыв с мифологическим мышлением. Происхождение человека они вели уже не от богов, а от естественных начал. Анаксимандр, например, полагал, что люди произошли от рыб.
Милетские философы монисты (монизм учение, согласно которому все возникло из одного начала). На вопрос о материальной основе всех вещей они стремились дать рациональный ответ без ссылок на мифы и мистические предания.
Гераклит, оригинальный греческий философ, первый диалектик античного мира жил ок.530-470 до н.э. Язык Гераклита не отличался простотой и ясностью. Темнота его речи была отмечена еще древними, за что и закрепилось за ним прозвище Темный. Придерживаясь милетского направления мысли, Гераклит объявил началом всего огонь.
В отличие от милетских философов, которые ввели в философию идею вечного движения и изменения, Гераклит более ясно выразил мысль о всеобщности, универсальности изменения. Вместе с огнем движется, изменяется, обновляется и все в мире. Солнце ежедневно новое, считает эфесский мудрец. «Все течет» («панта реи»), как река, в которую невозможно войти дважды: на входящих в ту же реку набегают все новые и новые воды. Мы те и уже не те.
Пифагор (576 496 г. до н.э.) человек легенда, ученый, философ и мистик, создатель научно-философской школы, воплотившей идеи истины, добра и красоты. Традиция приписывает именно Пифагору изобретение самого термина «философия». Пифагор утверждал, что он не есть мудрец, а лишь любитель мудрости (философ). «Все есть число» - исходная позиция пифагорейцев. Они видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. «Числу все вещи подобны», - утверждал Пифагор.
Развитие философских идей в трудах философов ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ. (Элеи (Илеи) город-колония Греции на территории Сев. -Африканского побережья). Философию элейцев можно назвать философией непрерывности континуума. Специфичным является у элейцев учение о едином бытии, непрерывном, нераздельном, бесконечном, совершенно одинаково присутствующем в каждом мельчайшем элементе действительности. Именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии. Основоположник – Ксенофан. Сфера деятельности Ксенофана довольно разнообразна: он и философ, и поэт, и проповедник. Писал элегии и силлы. Много критиковал современную ему религию и впервые аргументировано излагал учение о едином и единственном боге. Центральная фигура элейской школы Парменид. Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть. Зенон, ученик Парменида, показал, что допущение небытия, а значит, пустоты, множества и движения, при попытке это доказать приводит к разного рода логическим противоречиям и парадоксам. Из чего вытекает истинность прямо противоположных утверждений о существовании только бытия, сплошного (непрерывного), единого и неподвижного. Рассуждения Зенона о пустоте, множестве и движении получили названия апорий (апория затруднение, недоумение). Зенон, например, доказывал, что пройденный путь, разбитый на отдельные, ничем не связанные между собой расстояния, вовсе не есть пройденный путь такого пути вообще нельзя пройти.
Атомизм Демокрита как ответ апориям Зенона. Древнегреческий философ Демокрит (460-360 до н.э.) - самый яркий представитель античной атомистики. Демокрит отличался широчайшими научными интересами от космологии до сельского хозяйства. Демокрит всесторонне разработал атомистическую философию. Впервые же выдвинул атомистическое учение Левкипп, учитель Демокрита, сведения о котором крайне скудны.
Основной принцип греческого атомизма сводится к тому, что мир, как единое целое, состоит из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек -атомов, движущихся в пустоте. Мир возник из вихря атомов. Само понятие неделимости (атом переводится как «неделимое») было введено атомистами именно ради того, чтобы возможность бесконечного деления тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж. Неделимый, неразрушимый плотный атом был пределом деления вещества. Неделимость атомов означает то, что они не способны ни испытывать воздействия, ни изменяться. Атомистика — это учение о микроструктуре мира. Современная наука, безусловно, иначе представляет себе эти мельчайшие частицы, но идея микроструктуры мира, впервые высказанная древнегреческими философами, сохраняет свое значение.
Список использованной литературы