Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Что понимают под «философскими вопросами»?
Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых, прежде всего, зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются:
познаваем ли окружающий нас мир? (основной гносеологический вопрос);

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

Контрольная по философии.

Вопрос 1

Что понимают под «философскими вопросами»?

Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых, прежде всего, зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются:

  • познаваем ли окружающий нас мир? (основной гносеологический вопрос);
  • каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной субстанциональный вопрос);
  • каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека? (основной смысложизненный вопрос);
  • каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений? (основной методологический вопрос).

 

Вопрос 2

На чём основано мифологическое мировоззрение?

Мифологическое мировоззрение основано на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной, формой мировоззрения.

 

Вопрос 3

Назовите исторические этапы развития философии.

Исторические этапы развития философии:

  1. Античная философия (с VI в. до н. э. до VI в. н. э.)
  2. Средневековая европейская христианская философия (с I до XV в.)
  3. Философия Ренессанса (Возрождения) (с XIV по XVI в.)
  4. Философия Нового времени (XVI – XVIII вв.)
  5. Немецкая классическая философия (с 1770 по 1872 г.)
  6. Постклассическая европейская философия (XIX – XX вв.)

 

Вопрос 4

Что вы знаете о философии всеединства в России?

Философия всеединства (70-е гг. XIX в. – 30-е гг. XX в.) – это один из этапов развития русской философии. Корни философской идеи всеединства уходят вглубь веков – к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была В. С. Соловьёвым (1853-1900). Идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира, является центральной в этом учении. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности.

 

Вопрос 5

Каково место философии всеединства в России?

Философия в советской и постсоветской России занимает важное место в истории страны.

За этот период русская философия пополнилась огромным багажом знаний. В этот период, не смотря на преследования и репрессии, творил великий русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Бессмертным научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная «История античной эстетики». Также в этот период трудились и убеждённые марксисты (К. Р. Мегрелидзе, П. В. Копнин, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, А. М. Минасян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, - авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришёл создатель учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский (1863-1945). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г. Г. Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М. М. Бахтин (1895-1975), философ и физик В. В. Налимов (1910-1997).

Мировое значение русской философской мысли XX в. ещё подлежат изучению и исследованию.

 

Вопрос 6

В чём философский смысл понятия «бытие» ?

Бытие одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово бытие происходит от глагола быть. Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытие мира и бытие человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания. Бытие это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством.

 

 

Вопрос 7

В чём философский смысл понятия «материя» ?

Материя – (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.

Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя – это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибутами материи являются пространство и время.

 

Вопрос 8

Дайте краткую характеристику основных законом диалектики.

Основные законы диалектики:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить», - писал в свое время Гегель.
  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий «качество», «количество», «свойство», «количественное изменение», «качественное изменение», «мера», «скачок» и посредством выяснения отношений между ними.
  3. Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

 

Вопрос 9

Какой образ человека Нового времени?

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Ф. Достоевский).

 

Вопрос 10

Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чём их сходство и различие?

Характеристики Востока и Запада.

Запад предпочитает антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки – истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.

Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача – «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное – обеспечить стабильность и предсказуемость, т. к. познание – это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.

Культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определённую целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.

 

Вопрос 11

Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей. 
Первой ценностью является сам человек во всём многообразии его жизни и деятельности. Это  представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и 
нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает всё – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты.

Также существуют духовные и моральные ценности.

К эстетическим ценностям можно отнести художественное творчество и его результаты. Эти ценности неизбежно связаны с идеологией, моралью в обществе. Искусство, воспевающее гармонию в мире, красоту природы, пейзажей, животных, человека – помогает и его создателю, и зрителю обрести любовь ко всему живому и прекрасному. По мнению Достоевского, красота спасает мир тогда, когда она добра. То есть красота, понимаемая, как добрая гармония мира, несет в себе потенциал сострадания ко всему живому и желание созидать в этом же русле. Так, истинный христианин имеет ко всему живущему на Земле «милующий взгляд». На мой взгляд, именно такое любовное, сострадательное отношение к миру и к людям лежит в основе эстетических ценностей человека. Но если художник воспевает тьму и гибель, то такие эстетические ценности несут разрушительное начало для общества, а не созидательное. Вот два полюса эстетических ценностей в жизни человека! Одни благословляют и созидают. Другие – проклинают и зовут к уничтожению.

 

Вопрос 12

Каковы основные формы и функции практики?

Важнейшие формы практики:

  1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.
  2. Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т. п.).
  3. Научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).

 

Основные функции практики в процессе познания:

  1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить площади, объемы, исчислять время и т. д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.
  2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца. Весь познавательный процесс (начиная  от  элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями) обуславливается – в конечном счете – задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п., без которых

оно не может быть успешным.

  1. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.
  2. Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

 

Вопрос 13

Назовите основные критерии научного познания.

Основные критерии научного познания:

  1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда – ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
  2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. Объективность — характерная черта научного познания.
  3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощённость. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем.
  4. Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
  5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы.
  6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.
  7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"