Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 23:33, контрольная работа
Что понимают под «философскими вопросами»?
Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых, прежде всего, зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются:
познаваем ли окружающий нас мир? (основной гносеологический вопрос);
Контрольная по философии.
Вопрос 1
Что понимают под «философскими вопросами»?
Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых, прежде всего, зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются:
Вопрос 2
На чём основано мифологическое мировоззрение?
Мифологическое мировоззрение основано на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной, формой мировоззрения.
Вопрос 3
Назовите исторические этапы развития философии.
Исторические этапы развития философии:
Вопрос 4
Что вы знаете о философии всеединства в России?
Философия всеединства (70-е гг. XIX в. – 30-е гг. XX в.) – это один из этапов развития русской философии. Корни философской идеи всеединства уходят вглубь веков – к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была В. С. Соловьёвым (1853-1900). Идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира, является центральной в этом учении. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности.
Вопрос 5
Каково место философии всеединства в России?
Философия в советской и постсоветской России занимает важное место в истории страны.
За этот период русская философия пополнилась огромным багажом знаний. В этот период, не смотря на преследования и репрессии, творил великий русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Бессмертным научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная «История античной эстетики». Также в этот период трудились и убеждённые марксисты (К. Р. Мегрелидзе, П. В. Копнин, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, А. М. Минасян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, - авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришёл создатель учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский (1863-1945). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г. Г. Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М. М. Бахтин (1895-1975), философ и физик В. В. Налимов (1910-1997).
Мировое значение русской философской мысли XX в. ещё подлежат изучению и исследованию.
Вопрос 6
В чём философский смысл понятия «бытие» ?
Бытие одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово бытие происходит от глагола быть. Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытие мира и бытие человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания. Бытие это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством.
Вопрос 7
В чём философский смысл понятия «материя» ?
Материя – (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.
Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя – это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибутами материи являются пространство и время.
Вопрос 8
Дайте краткую характеристику основных законом диалектики.
Основные законы диалектики:
Вопрос 9
Какой образ человека Нового времени?
Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Ф. Достоевский).
Вопрос 10
Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чём их сходство и различие?
Характеристики Востока и Запада.
Запад предпочитает антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки – истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача – «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное – обеспечить стабильность и предсказуемость, т. к. познание – это прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определённую целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.
Вопрос 11
Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Понятие ценностей отражает
значимость тех или иных объективных явлений
для жизни людей. Ценностное отношение
формируется в процессе человеческой
деятельности, где выделяют три вида производства:
людей, вещей и идей.
Первой ценностью является сам человек
во всём многообразии его жизни и деятельности.
Это представление возникло не сразу,
а стало итогом довольно длительной эволюции
общественного сознания. Убеждение, что
каждый человек самоценен независимо
от его возраста, пола, расы и
нации, происхождения и т. п., возникало
и укреплялось либо в сравнении человека
с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу
действия общих закономерностей жизни
общества.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает всё – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты.
Также существуют духовные и моральные ценности.
К эстетическим ценностям можно отнести художественное творчество и его результаты. Эти ценности неизбежно связаны с идеологией, моралью в обществе. Искусство, воспевающее гармонию в мире, красоту природы, пейзажей, животных, человека – помогает и его создателю, и зрителю обрести любовь ко всему живому и прекрасному. По мнению Достоевского, красота спасает мир тогда, когда она добра. То есть красота, понимаемая, как добрая гармония мира, несет в себе потенциал сострадания ко всему живому и желание созидать в этом же русле. Так, истинный христианин имеет ко всему живущему на Земле «милующий взгляд». На мой взгляд, именно такое любовное, сострадательное отношение к миру и к людям лежит в основе эстетических ценностей человека. Но если художник воспевает тьму и гибель, то такие эстетические ценности несут разрушительное начало для общества, а не созидательное. Вот два полюса эстетических ценностей в жизни человека! Одни благословляют и созидают. Другие – проклинают и зовут к уничтожению.
Вопрос 12
Каковы основные формы и функции практики?
Важнейшие формы практики:
Основные функции практики в процессе познания:
оно не может быть успешным.
Вопрос 13
Назовите основные критерии научного познания.
Основные критерии научного познания: