Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 20:14, контрольная работа
Кант: трансцендентность или трансцендентальность, разум или вера?
Трансцендентальный и трансцендентный — философские термины, введенные в новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющий априорные условия возможного опыта, в этом смысле выражение «Т. философия» почти равносильно современному термину «Erkenntnisstheorie» (теория познания — наука о всеобщих и необходимых условиях возможного опыта).
Трансцендентальный и трансценд
Разум — третья способность человека, анализируемая Кантом в разделе, который назван «Трансцендентальной диалектикой». В кантовском учении о разуме метафизика ("чистая философия" с самой широкой мировоззренческой ориентацией и проблематикой) есть высшая цель и предпосылка. Но разговор здесь пойдет не только о чистой метафизике. Нам прежде всего надо выяснить, что же такое, согласно Канту, разум, какая это человеческая способность. Стремление разума к окончательной завершенности картины мира, к поиску основания всех оснований, т.е. к идеалу чистого разума, — вот, собственно, рациональная предпосылка теоретических рассуждений о Боге, все равно, ведет ли их теолог, философ или просто верующий человек, не ведающий о философско-теологических премудростях, но для себя или для других отыскивающий аргументы и доказательства веры в Бога. Есть знаменитая кантовская фраза, над которой ломают головы многие интерпретаторы: "Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере...".
Становление сознания как такового (Я) происходит в процессе осуществляемой человеком деятельности познания окружающего мира. Сам процесс познания включает в себя три этапа.
На первом этапе субъект только непосредственно ощущает внешние предметы, что соответствует ступени чувствующего сознания.
На втором этапе он изучает их внутренне строение и их внешние связи, что соответствует ступени исследующего сознания.
На третьем этапе он постигает законы строения интересующих его предметов, что соответствует ступени рассуждающего сознания.
Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта — жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними — глубокое единство.
Так, в гармоническом единстве с собственной сущностью, собственными качествами ("предикатами"), внешней и внутренней природой существует, бытийствует фейербаховский Человек. Высшее единство проявляется в моральном наполнении в этой Гармонии. Она реализуется в императиве, высшем законе для Человека, высшем моральном долженствовании.
4)В чем состоит
противоречивость и
Рассматривая философию Канта, следует четко выяснить основную проблематику докритического и критического периодов его творчества. Первый связан с разработкой философских проблем природоведения, философии природы (гипотеза о происхождении Вселенной из газовой туманности, установление зависимости вращения Земли от приливов и отливов, обоснование представлений о естественном происхождении рас, в целом — установление самого факта объективной диалектики мира). Во второй период своего творчества Кант разрабатывает проблемы теории познания и проблемы этики. Следует обратить внимание на априоризм и агностицизм Канта, его концепцию антиномий, где, столкнувшись с противоречивостью самого познания и мышления, философ стал на путь восприятия ограничения разума и подчинения его вере.
5)В чем причина внутреннего
противоречия гегелевской
Постановка новых вопросов при философском осмыслении человеческой практики имеет у Гегеля ярко выраженную антифетишистскую тенденцию. Диалектическое постижение мира в целом как системы движущихся и переходящих друг в друга противоположностей, в познании общества выражается в стремлении Гегеля постичь все объективные категории, имеющие экономическую и социальную природу, как мобильные, полные противоречий отношения людей друг к другу. Тем самым категории утрачивают свою метафизическую и фетишистскую неподвижность, не лишаясь одновременно своей объективности. Ведь мы уже знаем, что гегелевское -понимание практического всегда предполагает взаимодействие с объективной действительностью. Посредством все более интенсивной деятельности человека, достижения все более высокого уровня этой деятельности открываются и фиксируются все новые и новые определения объекта, которые вступают во взаимодействие с этой деятельностью. Чем сложнее становится и чем более развитой оказывается система человеческой деятельности в обществе, чем более необходимой становится диалектическая борьба против метафизической застойности мысли, против фетишизации тех категорий, в которых эти отношения являются нам как общественные предметные формы, самопорожденные человеческой деятельностью, тем большим становится мир объективных определений, с которыми человеческая деятельность вступает во взаимодействие, а следовательно, тем сильнее должна дать о себе знать философская тенденция к объективности.
6) Материалистическое понимание
истории устанавливает детер-минационную
зависимость между различными типами
человеческой деятельности и различными
типами общественных отношений. К основным
идеям исторического материализма относятся:
утверждение примата общественного бытия
над общественным сознанием, закона об
определяющей роли материального производства
в развитии общества, зависимости всех
систем общества (политической, правовой,
идеологической — надстройки) от конкретно-исторической
совокупности производственных отношений
(базиса), в единстве с которым они образуют
органическую целостность (общественно-экономическую
формацию) Вследствие действия закона
соответствия производственных отношений
(связанных с собственностью на средства
производства, с присвоением и распределением
произведенного продукта) уровню и характеру
развития производительных сил (в состав
которых прежде всего входят средства
производства и сами производители с их
профессиональными навыками и умением)
происходит смена одного способа производства
другим. Критерием социальной материальности,
по Марксу, является наличие независимой
от сознания системы потребностей, в которой
определяющую роль играют практические
потребности.
7) Покажите достижения и недостатки
философии марксизма.
При рассмотрении четвертого вопроса следует обратить внимание на противоречивость марксистских взглядов на общество. Марксизм абсолютизировал революционный тип преобразования, недооценив при этом эволюционное развитие. Марксизм создал учение о диктатуре пролетариата и пролетарской революции, основанное на идеи, что само революционное насилие является «локомотивом истории». Характерной особенностью этой концепции есть недооценка возможностей капитализма как общественного строя, способного прогрессировать, доведение моральных норм под соответствие с самой теорией, ограниченное восприятие религии, игнорирование религиозной свободы совести. История подтвердила также ошибочность идей национализации, перманентной революции, разрушения частной собственности.
При изучении пятого вопроса необходимо осознать социальную обусловленность развития неомарксизма. Всех неомарксистов объединяет желание дополнить марксизм с учетом новых исторических реалий. Представители диалектико-гуманистического направления (Лукач, Корж, Грамши) трактуют человека как субъекта исторического действия. В отличие от Маркса субъектом революционной инициативы Маркузе считает не рабочий класс, а «аутсайдеров»: безработных, студентов, национальные меньшинства. Представитель Франкфуртской школы Ха-бермас утверждает, что источники кризисов и попытки их решения переместились из сферы экономики в административно-управленческую сферу. Фрейдомарксисты все деформации объясняют угнетением социальности, сексуальности человека. Обратите внимание на экзистенциальный марксизм (Мерло-Понти, Гароди, Шатле), феноменологический марксизм (Пачи, Пиконе). Если диалектико-гуманистическое направление считает марксизм недостаточно человечным, то сциентистское направление — недостаточно научным. Альтюссер, Коен, Ремер сводят философию только к логике, познанию, методологии.
Необходимо обратить внимание на то, что возражения против исторического значения философских достижений Маркса, Энгельса и их последователей так же безосновательно, как и провозглашение их идей «единственно верной научной философией».
8) Какова внутренняя взаимосвязь социально-экономических, естественнонаучных и идейно-теоретических предпосылок возникновения марксизма?
В чем же
состояла принципиальная
неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский
материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией
зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от
природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является
нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа».
9) По какой причине одной из главных проблем философии ХХ в. стала проблема отчужденного от общества человека?