Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

Содержание

Введение
1. Эмпиризм философии Нового времени
2. Рационализм философии Нового времени
3. Социально-политические концепции в философии Нового времени
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине философия

 

 

 

                                                         Выполнила: Щепкина Виктория Юрьевна

                                                        Факультет: Финансово-кредитный

                                                         Специальность: Бакалавр экономики

                                                         Курс: 2

                                                         Группа: Заочная

                                                         Зачётная книжка: 11ФЛБ00505

                                                         Проверил: Арапов Александр Владиленович

                                                

 

 

 

Воронеж 2012

Вариант 11.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Эмпиризм философии  Нового времени

2. Рационализм философии  Нового времени

3. Социально-политические  концепции в философии Нового  времени

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

XVII век открывает следующий  период в развитии философии,  который принято называть философией  Нового времени. Начавшийся еще  в эпоху Возрождения процесс  разложения феодального общества  расширяется и углубляется в  XVII веке.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция  в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических  отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием  мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход  к мануфактуре способствовал  быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых  выполнял отдельную функцию в  расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового – буржуазного  – общества порождает изменение  не только в экономике, политике и  социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда  в производстве вызывает потребность  в рационализации производственных процессов, а тем самым – в  развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвали к жизни  новую ориентацию философии. Если в  средние века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения – с искусством и  гуманитарным знанием, то теперь она  опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания  проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику  нового типа науки – экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  именно в этот период; и, во-вторых, поскольку  наука занимает ведущее место  в мировоззрении этой эпохи, то и  в философии на первый план выходят  проблемы теории познания – гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения  средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более  остро ведется в XVII веке. Однако при  этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков  полемика между двумя направлениями  в философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления  в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эмпиризм философии Нового времени

На протяжении всех этих веков развитие философии было неразрывно связано с ходом Научной Революции, сопровождая, стимулируя и поддерживая  ее и получая от нее взамен импульс  к переменам. Действительно, философия  приняла совершенно новое обличье  и обрела новый склад, переступив порог третьей великой эпохи  в истории западного мышления. В течение почти всей классической эпохи философия, даже испытывая  влияние религии и науки, все-таки занимала достаточно самостоятельное  положение, определяя и во многом диктуя мировоззрение всей культуры. С наступлением средневекового периода  этот статус первенства перешел к  христианской религии, а философия  заняла подчиненное положение, выступая в роли связующего звена между  верой и разумом. С началом  же Нового времени философия стала  утверждаться как совсем независимая  сила в интеллектуальной жизни. Точнее говоря, философия начала освобождаться  от пут религии, дабы вступить в новый  союз с наукой. Семнадцатый век  нередко называют «веком науки». Авторитет  науки, признаваемый большинством философов  новой эры, весьма существенно отличается от авторитета церкви, ибо он является по своему характеру интеллектуальным, а не правительственным. Никакие  кары не обрушиваются на головы тех, кто  отвергает авторитет науки; никакие  соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает  умы исключительно присущим ему  призывом к разуму. Научные знания о мире ценились весьма высоко, что  подтверждается содержанием и даже формой философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко  опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук», если воспользоваться  названием сочинений Ф. Бэкона.

В центре внимания новой  философии — теория познания, отработка  методов истинного знания для  всех наук. Если специальные «частные»  науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные  мыслители, как Френсис Бэкон, Томас  Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности  которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни  «затуманен», «затемнен» некими ложными  представлениями и понятиями — «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или интеллект, дающий логические, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Мальбранш, Спиноза).

В силу ряда исторических обстоятельств  эмпиризм в Новое время получил  свое преимущественное развитие в Англии. Он стал продолжением средневекового номинализма, который имел преобладающее  влияние именно в этой стране. Представители  эмпиризма Нового времени, как и  всегда, исходили из того, что основой  и источником всех наших знаний о  мире является опыт. Само слово «эмпирия»  в переводе с греческого означает именно «опыт». Но поскольку опыт бывает внешний и внутренний, интеллектуальный и мистический, следует уточнить, что в эмпиризме под опытом понимают прежде всего внешний опыт, который мы получаем посредством органов чувств. Иногда эту позицию в теории познания обозначают термином «сенсуализм» от латинского sensus, что значит чувство. Если исходить из того, что чувства — это главные свидетели и гаранты достоверности наших знаний о мире, то естественной будет убежденность в существовании этого внешнего мира, причем еще до нашего появления и участия в его судьбе. Тем не менее, не все эмпирики Нового времени были материалистами. История английского эмпиризма показала, что исходя из чувственного опыта, можно прийти не только к материализму, но и к скептицизму, а также к тому, что называют субъективным идеализмом.

Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Как и большинство мыслителей его эпохи, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Такой подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Наука — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. «...Речь идет,— говорил Бэкон, имея в виду назначение науки,— не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике… Итак, два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине совпадают в одном и том же...» Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.

Благодаря опыту, восхваляемому  Бэконом как истинный путь к познанию, восприятию чувственной действительности, стало целью и существенным объектом духа то, что мы вообще называем материальным, чувственным или являющимся в  полной противоположности к внутренней религиозной и метафизической жизни  средних веков, когда дух по ту сторону природы и настоящей, чувственной действительности был  погружен, с одной стороны, в созерцание божественной сущности, как в мистицизме, а с другой — в исследование отвлеченных определений сущности вообще, как в схоластической метафизике. Дух, бывающий лишь тем и в таком виде, чем и каковым является его объект, стал теперь сам чувственным и материальным. Как человек, выйдя из школы, где он был отгорожен от жизни властью строгих правил и законов, теперь, сознавая и чувствуя свою самостоятельность, с головой бросается в жизнь, так и человеческий дух, покинув гимназию средних веков, освободившись от дисциплины церкви и формальной сущности старой метафизики, вступив в университет нового времени, лишенный всего недосягаемого и сверхчувственного, как бы охваченный угаром чувственности, окунулся в материализм и лишился самого себя.

Это опустошение духа обнаруживается, прежде всего, в форме системы  эмпиризма и материализма Гоббса, который хотел невозможного, а  именно выразить и утвердить эмпирию  как философию, но, несмотря ни на что, является, по мнению Л. Фейербаха, «одним из самых интересных и остроумных материалистов нового времени».

Эмпиризм Гоббса является отнюдь не абсолютным, но конечным, ограниченным эмпиризмом, ибо он везде обращает определенные явления в абсолютную сущность. Как философия или, правильнее, материализм Гоббса не имеет своим  содержанием и объектом ничего первоначального, безусловного и абсолютного, ничего само себя определяющего и движущего, так и философия его, или система (если только эти слова применимы к Гоббсу), не есть система, а мыслящая машина; его мышление — чистый механизм, столь же внешне и столь же слабо связанный, как машина, коей части, несмотря на их связь, остаются неживым разнородным соединением, лишенным единства.

Развивая идеи Т. Гоббса о  связи языка и мышления, Дж. Локк выдвинул понятие семиотики как  общей теории знаков и их роли в  познании. Он оказал огромное влияние  не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии. В центре философских интересов Локка — проблема источника знаний, структуры опыта, построения абстракций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Рационализм  философии Нового времени

 

Рационализм (ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Родоначальником рационализма (дедуктивно-рационалистического метода познания) является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме.

Знаменитое высказывание Декарта «cogito ergo sum» (Я мыслю, значит я существую) - тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

Главный метод познания для  Р. Декарта - дедукция, которая опирается  на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности  знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

В работе "Рассуждения  о методе" сформировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

принимать за истинное то, что  представляется уму ясно и отчетливо, не может вызвать никаких сомнений в истинности;

разделять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

в познании идти от простых  вещей к более сложным;

не допускать никаких  пропусков в звеньях исследования.

Таким образом, дедукция и  интуиция из интуитивно постигнутого – основной путь, ведущий к познанию всего возможного.

Декартова программа получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 - 1677).

Он учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая  является причиной самой себя. Природа  является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая - она есть субстанция, или Бог. Отождествляя природу  и Бога, Спиноза растворяет бога в природе.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует  ее существование. Поэтому бытие  бога (природы) может быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно, т.к. не существует никакой причины, которая побуждала  бы субстанцию к действию, кроме  ее собственной сущности. Единичная  вещь не следует из субстанции как  из своей ближайшей причины. Она  может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная  вещь не обладает свободой.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"