Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Во многих странах проводится скоординированная политика повышения качества жизни. Дальнейшее реформирование российского общества, экономическое и социальное развитие страны в значительной степени зависят от повышения качества жизни людей, совершенствования управления данными процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 27.45 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  России происходят сложные социально-экономические  и политические трансформации, которые  направлены на стимулирование инновационных процессов, решение демографических проблем и, в конечном итоге, улучшение благосостояния.

Во многих странах проводится скоординированная политика повышения  качества жизни. Дальнейшее реформирование российского общества, экономическое и социальное развитие страны в значительной степени зависят от повышения качества жизни людей, совершенствования управления данными процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Качество жизни является одной из важнейших социально-экономических  категорий. Это интегральная категория, отражающая единство субъективной и объективной оценок различных уровней жизнедеятельности населения в конкретном культурно-историческом контексте.

Качество жизни является одной из важнейших социально-экономических  категорий.

Исследование проблемы качества жизни проводилось различными учеными в разных стран мира, понятие «качество жизни» используется все более широко как в научных трудах, так и в обыденной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Качество пронизывает  все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Рассмотрим само понятие «качество», определение сущности которого начиналось еще с философов, живших до нашей эры.

Первым исследователем категории  качества принято считать Аристотеля, который в III в. до н. э. определил  качество как сумму определенных свойств, отличающих данный предмет  от других.

Цицерон (106–43 гг. до н. э.) считал, что качество – это ощутимый, но не измеримый признак одушевленных и неодушевленных предметов.

Английский философ Джон Локк (17 век) полагал, что качество составляют основные свойства, объективно присущие предмету, такие как размеры, форма, масса и т. п.

В XIX веке Гегель говорил: «Качество  есть, в первую очередь тождественная  с бытием определенность, так что  нечто перестает быть тем, чем оно есть, когда оно теряет свое свойство».

К категории качества обращались и такие философы и ученые, как Платон, Эпикур, Марк Аврелий, Конфуций, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Томас Мор, Декарт, Кант, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр и др.

В настоящее время также  существуют различные трактовки  понятия «качество».

Известный ученый Уолтер Шухарт в своей книге «Экономическое управление качеством промышленной продукции» (1931 г.) отмечал, что качество имеет два аспекта: первый – объективные физические характеристики, второй – субъективная сторона: насколько вещь «хороша».

Выдающийся японский специалист в области качества Каору Исикава в своих исследованиях (1950 г.) под качеством понимал – свойство, реально удовлетворяющее потребителей.

Джуран Джуран – один из гуру в области менеджмента качества в 1979 году организовал в США Институт качества, предоставляющий широкий спектр услуг, включая обучение специалистов по качеству. По его мнению, качество – это пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).

Большой Советский энциклопедический  словарь дает такое толкование «качество» – это философская категория, выражающая, осуществленную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Еще одно определение есть в Толковом словаре В.И. Даля: качество - свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру, на вопрос сколько: качество, на вопрос какой, поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета.

Экономический словарь определяет качество как совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

Это далеко не полный перечень всех трактовок данного понятия.

Оно слишком широко и многогранно, чтобы охватить все имеющиеся  определения. Поэтому анализируя приведенные  определения, можно заключить, что  категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта – определенность. Это  объективная, непридуманная категория, реально существующая как всеобщая определенность объектов, обнаруживающая себя в совокупности отдельных свойств.

Понятие «качество жизни» впервые появляется в1950-х годах  XX века в работах экономистов, активно распространяется во все слои общества и проходит несколько периодов своего становления: от публицистического термина конца 50-х годов до научной социологической категории начала 70-х годов, выражающей качественное своеобразие условий жизни индивидов, социальных групп общества в целом. Как научное понятие «качество жизни» впервые было введено в научный оборот в 60-х годах в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Дальнейшая разработка категории «качество жизни» нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом.

Это новое понятие восполнило значительный пробел в категориальном аппарате социальной науки, его использовали в своих трудах исследователи  самых разных ориентации: от Р. Арона, Дж. К. Гэлбрейта, Д. Белла, Г. Кана и др. лидеров постиндустриализма до представителей влиятельной в те годы леворадикальной социологии.

Исследования качества жизни  преимущественно распространяются лишь на социальную сферу, выходят на проблему качества жизни в узком  ее значении, что минимизирует практическую значимость и ограничивает сферу  применения понятия. Эта концепция входит в общепризнанную теорию общественного прогресса Д. Белла.

Д. Белл - американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10 мая 1919 в  Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а  затем в Гарвардском университете. Первая крупная публикация Белла - книга «Конец идеологии» - создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук.

Постиндустриальное общество рассматривается Беллом как основанное на «игре между людьми», в которой  на фоне машинной технологии поднимается  технология интеллектуальная, основанная на информации.

Центральной политической проблемой  такого общества Д. Белл считает характер и формы государственной поддержки  науки.

Далее в своей книге  он пишет: «Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его опыт и образование позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами - здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой».

- Сфера экономики: переход  от производства товаров к  производству услуг

- Сфера занятости: преобладание  класса профессиональных специалистов  и техников

- Осевой принцип: ведущая  роль теоретического знания как  источника нововведений и определение  политики в обществе

- Предстоящая ориентация: контроль над технологией и  технологическими оценками деятельности

- Процесс принятия решений:  создание «новой интеллектуальной  технологии».

Д Белл: «Общественные знания - совокупность субординированных факторов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который может быть предан другим людям».

Белл приводит 5 типов  знаний:

1) практические знания, которые  пригодны для использования в  работе, решениях и действиях:

-   Профессиональные,

-   Предпринимательские,

-   Знания навыков физического труда,

-   Знания в области ведения домашнего хозяйства и др.

2) Интеллектуальные знания

3) Бесполезные и развлекательные  знания 

4) Духовные знания

5) Нежелательные знания, находящиеся в сфере интересов человека

Когда знание в своей систематической  форме вовлекается в практическую переработку (в виде изобретения  или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости.

Д. Белл использует понятие  «качество жизни» для характеристики современного общества, обозначая требования лучшей жизни, концентрирующихся вокруг двух фундаментальных сфер — здоровья и образования. Существует понятие «социального кругооборота качества»: качество человека – качество труда – качество производства – качество технологий – качество образования – качество культуры и качество науки – качество управления – качество социальных и экономических систем – качество жизни – качество человека.

Элвин Тоффлер  родился 3 октября 1928 года — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Сверхиндустриальной цивилизации».

  Элвин Тоффлер входит в число известных и влиятельных футурологов мира. Им были предсказаны многие технические достижения, такие как появление Интернета и цифровой техники, клонирование животных, а также влияние этих достижений на экономику и культуру.

В его основных работах  проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической  революции. То есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.  

Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, — «Шок будущего», «Метаморфозы будущего», «Третья волна».

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — потребитель может сам удовлетворить все свои потребности.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года - выдающий мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи.

Эрих Фромм был современником XX в., и в то же время в его творчестве прослеживается глубокая внутренняя, «корневая» связь с эпохой Просвещения, с просветительским движением. Он не предлагал переоценки ценностей, он придавал современное звучание ценностям просвещения, противопоставляя разум иррациональности, веря в силу человеческого разума.

В рамках психологического подхода  к пониманию «качества жизни» поднимаются проблемы смысла и цели жизни. Большой вклад в изучение проблемы качества жизни в данном аспекте внес Э. Фромм. Он обращает внимание на то, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера». Модусы «иметь» и «быть» определяют  все аспекты качества жизни личности.   
        Э. Фрoмм показывает, что модус «иметь» ориентирован на потребление, приспособление окружающей действительности к своему «Я», на высокий уровень, но низкое качество жизни. Под бытием ученый понимает такой способ существования, при котором личность ориентирована на удовлетворение не материальных нужд, a потребностей в самореализации, самоактуализации. Норма «быть» дает людям возможность максимально развивать свою индивидуальность, продуктивно использовать способности, творить, повышать свой интеллектуальный уровень. Качество жизни людей c модусом «быть» не зависит от их жизненного уровня. Итак, исходя из концепции модусов «Иметь» и «быть» Э. Фромма, люди сами формируют свои представления o качестве жизни. Для одних оно определяется высоким материальным достатком, для других связано с высоким интеллектуальным уровнем.

Помимо этого, качество жизни связывают  со смыслом жизни. «Подлинное качество жизни заключается в испытании  человека на верность своему предназначению, человеческой сущности, на правильность выбора, жизненного пути,  на обретение высокого и истинного смысла жизни». Переживание осмысленности жизни в процессе самоосуществления  часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни, что и определяет  феномен качества жизни.

И Эрих Фромм, видя в социальной рационализации путь совершенствования жизни человеческого сообщества, заявлял, что «создание здорового общества, не провоцирующего социальные неврозы, а значит, и неврозы индивидуальные, может служить тем образом будущего, который может стимулировать психическую энергию людей на достижение действительно разумной цели, а не на истощение этой энергии в погоне за иллюзиями, продуцируемыми старыми и новыми идеологиями».

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"