Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:31, контрольная работа
Во многих странах проводится скоординированная политика повышения качества жизни. Дальнейшее реформирование российского общества, экономическое и социальное развитие страны в значительной степени зависят от повышения качества жизни людей, совершенствования управления данными процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в
России происходят сложные социально-
Во многих странах проводится скоординированная политика повышения качества жизни. Дальнейшее реформирование российского общества, экономическое и социальное развитие страны в значительной степени зависят от повышения качества жизни людей, совершенствования управления данными процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Качество жизни является
одной из важнейших социально-
Качество жизни является
одной из важнейших социально-
Исследование проблемы качества жизни проводилось различными учеными в разных стран мира, понятие «качество жизни» используется все более широко как в научных трудах, так и в обыденной практике.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Качество пронизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Рассмотрим само понятие «качество», определение сущности которого начиналось еще с философов, живших до нашей эры.
Первым исследователем категории качества принято считать Аристотеля, который в III в. до н. э. определил качество как сумму определенных свойств, отличающих данный предмет от других.
Цицерон (106–43 гг. до н. э.) считал, что качество – это ощутимый, но не измеримый признак одушевленных и неодушевленных предметов.
Английский философ Джон Локк (17 век) полагал, что качество составляют основные свойства, объективно присущие предмету, такие как размеры, форма, масса и т. п.
В XIX веке Гегель говорил: «Качество есть, в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, чем оно есть, когда оно теряет свое свойство».
К категории качества обращались и такие философы и ученые, как Платон, Эпикур, Марк Аврелий, Конфуций, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Томас Мор, Декарт, Кант, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр и др.
В настоящее время также существуют различные трактовки понятия «качество».
Известный ученый Уолтер Шухарт в своей книге «Экономическое управление качеством промышленной продукции» (1931 г.) отмечал, что качество имеет два аспекта: первый – объективные физические характеристики, второй – субъективная сторона: насколько вещь «хороша».
Выдающийся японский специалист в области качества Каору Исикава в своих исследованиях (1950 г.) под качеством понимал – свойство, реально удовлетворяющее потребителей.
Джуран Джуран – один из гуру в области менеджмента качества в 1979 году организовал в США Институт качества, предоставляющий широкий спектр услуг, включая обучение специалистов по качеству. По его мнению, качество – это пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
Большой Советский энциклопедический словарь дает такое толкование «качество» – это философская категория, выражающая, осуществленную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.
Еще одно определение есть в Толковом словаре В.И. Даля: качество - свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру, на вопрос сколько: качество, на вопрос какой, поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета.
Экономический словарь определяет качество как совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.
Это далеко не полный перечень всех трактовок данного понятия.
Оно слишком широко и многогранно,
чтобы охватить все имеющиеся
определения. Поэтому анализируя приведенные
определения, можно заключить, что
категория качества отражает важную
сторону объективной
Понятие «качество жизни» впервые появляется в1950-х годах XX века в работах экономистов, активно распространяется во все слои общества и проходит несколько периодов своего становления: от публицистического термина конца 50-х годов до научной социологической категории начала 70-х годов, выражающей качественное своеобразие условий жизни индивидов, социальных групп общества в целом. Как научное понятие «качество жизни» впервые было введено в научный оборот в 60-х годах в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Дальнейшая разработка категории «качество жизни» нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом.
Это новое понятие восполнило значительный пробел в категориальном аппарате социальной науки, его использовали в своих трудах исследователи самых разных ориентации: от Р. Арона, Дж. К. Гэлбрейта, Д. Белла, Г. Кана и др. лидеров постиндустриализма до представителей влиятельной в те годы леворадикальной социологии.
Исследования качества жизни
преимущественно
Д. Белл - американский социолог
и публицист, член Американской академии
искусств и наук. Родился 10 мая 1919 в
Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал
социологию в Колумбийском (1959-1969), а
затем в Гарвардском
Постиндустриальное общество рассматривается Беллом как основанное на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации.
Центральной политической проблемой
такого общества Д. Белл считает характер
и формы государственной
Далее в своей книге он пишет: «Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его опыт и образование позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами - здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой».
- Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг
- Сфера занятости: преобладание
класса профессиональных
- Осевой принцип: ведущая
роль теоретического знания
- Предстоящая ориентация:
контроль над технологией и
технологическими оценками
- Процесс принятия решений:
создание «новой
Д Белл: «Общественные знания - совокупность субординированных факторов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который может быть предан другим людям».
Белл приводит 5 типов знаний:
1) практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях:
- Профессиональные,
- Предпринимательские,
- Знания навыков физического труда,
- Знания в области ведения домашнего хозяйства и др.
2) Интеллектуальные знания
3) Бесполезные и развлекательные знания
4) Духовные знания
5) Нежелательные знания, находящиеся в сфере интересов человека
Когда знание в своей систематической
форме вовлекается в
Д. Белл использует понятие «качество жизни» для характеристики современного общества, обозначая требования лучшей жизни, концентрирующихся вокруг двух фундаментальных сфер — здоровья и образования. Существует понятие «социального кругооборота качества»: качество человека – качество труда – качество производства – качество технологий – качество образования – качество культуры и качество науки – качество управления – качество социальных и экономических систем – качество жизни – качество человека.
Элвин Тоффлер родился 3 октября 1928 года — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Сверхиндустриальной цивилизации».
Элвин Тоффлер входит в число известных и влиятельных футурологов мира. Им были предсказаны многие технические достижения, такие как появление Интернета и цифровой техники, клонирование животных, а также влияние этих достижений на экономику и культуру.
В его основных работах
проводится тезис о том, что человечество
переходит к новой
Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, — «Шок будущего», «Метаморфозы будущего», «Третья волна».
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — потребитель может сам удовлетворить все свои потребности.
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года - выдающий мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи.
Эрих Фромм был современником XX в., и в то же время в его творчестве прослеживается глубокая внутренняя, «корневая» связь с эпохой Просвещения, с просветительским движением. Он не предлагал переоценки ценностей, он придавал современное звучание ценностям просвещения, противопоставляя разум иррациональности, веря в силу человеческого разума.
В рамках психологического подхода
к пониманию «качества жизни»
поднимаются проблемы смысла и цели жизни.
Большой вклад в изучение проблемы качества
жизни в данном аспекте внес Э. Фромм. Он
обращает внимание на то, что «обладание
и бытие являются двумя основными способами
существования человека, преобладание
одного из которых определяет различия
в индивидуальных характерах людей и типах
социального характера». Модусы «иметь»
и «быть» определяют все аспекты качества
жизни личности.
Э. Фрoмм показывает,
что модус «иметь» ориентирован на потребление,
приспособление окружающей действительности
к своему «Я», на высокий уровень, но низкое
качество жизни. Под бытием ученый понимает
такой способ существования, при котором
личность ориентирована на удовлетворение
не материальных нужд, a потребностей в
самореализации, самоактуализации. Норма
«быть» дает людям возможность максимально
развивать свою индивидуальность, продуктивно
использовать способности, творить, повышать
свой интеллектуальный уровень. Качество
жизни людей c модусом «быть» не зависит
от их жизненного уровня. Итак, исходя
из концепции модусов «Иметь» и «быть»
Э. Фромма, люди сами формируют свои представления
o качестве жизни. Для одних оно определяется
высоким материальным достатком, для других
связано с высоким интеллектуальным уровнем.
Помимо этого, качество жизни связывают со смыслом жизни. «Подлинное качество жизни заключается в испытании человека на верность своему предназначению, человеческой сущности, на правильность выбора, жизненного пути, на обретение высокого и истинного смысла жизни». Переживание осмысленности жизни в процессе самоосуществления часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни, что и определяет феномен качества жизни.
И Эрих Фромм, видя в социальной рационализации путь совершенствования жизни человеческого сообщества, заявлял, что «создание здорового общества, не провоцирующего социальные неврозы, а значит, и неврозы индивидуальные, может служить тем образом будущего, который может стимулировать психическую энергию людей на достижение действительно разумной цели, а не на истощение этой энергии в погоне за иллюзиями, продуцируемыми старыми и новыми идеологиями».