Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Вот как
Ф.Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество. Рамки старого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности».

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3
Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения…………..5
Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессанского гуманизма…………………………………………………8
Диалектика Бога, мира и человека в учении Н.Кузанского………..11
Заключение……………………………………………………………......17
Список используемой литературы………………………………….…...19

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 39.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………...……3

  1. Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения…………..5
  2. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость           ренессанского гуманизма…………………………………………………8
  3. Диалектика Бога, мира и человека в учении Н.Кузанского………..11

Заключение……………………………………………………………......17

Список используемой литературы………………………………….…...19

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Вот как

Ф.Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество. Рамки старого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности».

Социально-экономические  изменения сопровождались существенными  переменами в умонастроениях. Эти  перемены были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Эта новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа  мышления и чувствования, откуда идет и само название «Ренессанс», то есть «Возрождение». В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что  средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. В средние  века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния, любили Сенеку. Но при этом было сильное  различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету. Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной  чертой мировоззрения эпохи Возрождения  оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать  эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природнокосмическая жизнь, в. средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

1.Антропоцентризм  и пантеизм философии Возрождения

Основанием философии  эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм Возрождения –  это признание центрального положения  человека в мире на основе утверждения  единосущности Бога и человека.

В своей «Речи о достоинстве  человека» Пико делла Мирандола (1463-1494) дает образ человека как творца самого себя, бесконечного по своим творческим возможностям. Гимн человеку поет и Т.Кампанелла (1568-1639) – знаменитый утопист. Человек является порождением бесконечной «сущности», «результатом бесконечного творца». Если же Бог и человек имеют одинаковую сущность, то божественность человека не имеет границ: человек стремится «возвыситься над небом и миром». В пределе человек и есть Бог. Главная цель жизни такого человека – самореализация, а не преодоление греховности. Человек создает себя и свой мир в земном бытии, и это бытие приобретает черты божественного.

Следовательно, главным в возрожденческом гуманизме  является не человеколюбие, а направленность на самого себя. Не смирение, а гордость владеют человеком. Человек реализует  себя во всех видах деятельности. Однако главным средством его развития являются гуманитарные занятия –  риторикой, поэзией, историей, этикой. Античные мыслители становятся учителями, наставниками в делах человеческих.

Гуманизм  – это не только свобода мысли  и индивидуализм, но и образ жизни. Жизнь гуманиста – это напряженное  эстетическое самоутверждение. Фигура художника творца становится символом культуры. Художник видится гуманистами  как человек в его высшем, божественном выражении.

Так как земное возвышается до небесного, то теоцентрическое, иерархическое  мировоззрение сменяется пантеистическим (пан – все, теос – бог). Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым.

В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на последователей учения Платона – неоплатоников. Так, согласно взглядам Плотина Мировая  душа является посредником между божественным и материальным. Поэтому «тьма» природного, телесного пронизана светом духовного. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Так как душевное начало находится в каждой части природы, то человек может войти с ним в контакт и научиться им управлять. Так магия и алхимия органически вписываются в мировоззрение и культуру Возрождения: «… магия сочетает землю с небом, т.е. низшее женит на силах высшего.» (Пико делла Мирандола).

С пантеистическим мировоззрением связан и художественный идеал Возрождения. В соответствии с пантеистической установкой духовное непосредственно проявляется в природном в виде гармонии, пропорциях линий и форм, в игре света и тени, «музыке» цвета. «Стереоскопичность изображения и центральная перспектива (предметы изображаются на плоскости так, как их видит человеческий глаз. – М.Б.) в ренессанской картине диктуются не потребностями точного копирования объектов, а пантеистической природой ренессанского идеала. Именно этим объясняется особая одухотворенность живописного пространства ренессанских картин. За кажущимся реализмом здесь в действительности странным образом просвечивает мистицизм.» Духовное выражается прежде всего красотой человеческого тела. Используемые при этом евангельские и мифологические сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека. Ярко выражена духовность и в облике самого художника, поэтому почти все из них оставили свои автопортреты.

Раскрытие божественных пропорций требует  знания математических, анатомических, оптических, механических и других закономерностей. Поэтому искусство  неразрывно связано с наукой, их строгого различия нет. Творчество понимается как процесс, контролируемый зрением  и осуществляемый рукой: «… высочайший гений не прибавит ни единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке – лишь это нам рука, послушная рассудку, явит .» (Микеланджело Б.). Аналогичны высказывания Леонардо да Винчи о живописи как средстве познания.

Установка на самореализацию человека, ее «титанизм» привели к созданию шедевров мировой  культуры. Однако такая установка  имеет и обратную сторону. Титаническая по своим культурным достижениям  эпоха известна и фактами злодейства, доведенного до своего высшего предела. Гуманистические идеалы не могли воплотиться в реальной жизни, осознание чего выразилось в самом факте появления утопий.

 

2. Образ человека  как творца самого себя. Противоречивость  ренессанского  гуманизма

Посмотрим теперь, чем возрожденческое  понимание человека отличается от античного  и средневекового. Обратимся к  рассуждению одного из гуманистов XV века., Джованни Пико делла Мирандола (1463--1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Это совсем не античное представление  о человеке. В античности человек  был природным существом в  том смысле, что его границы  были определены его природой и от него зависело только то, последует  ли он природе или же отклонится от них. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия: человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение  человека к Богу как высшей ценности. Отношение человека к природе, которая  рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьему были производными от этого основного отношения. На основе индивидуализации личности, формирования новых ценностей и установок  в эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая  переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается отношение  человека к природе, а отношения  же человека к Богу и к самому себе выступают как производные. В логике такого идейного движения Ренессанс преодолел дуализм  темного и небесного миров («двух  градов» Августина). В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную  тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нем  божественного: один человек сам  способен превращаться для другого  в некоторое божество.

Поскольку все связано со всем и  все взаимопроникает во все, постольку  все (а не только Бог) достойно быть предметом познания. В этом смысле предмет познания один - богоприрода  или природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необходимостью проходит через стадию пантеизма. А  ренессансный онтологический пантеизм, в свою очередь, повлек за собой гносеологический плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки  зрения о предмете имеют право  на существование, каждая культура имеет  право на свое мировоззрение. В условиях эволюционного развития познания такой  плюрализм привел бы к эклектизму. В революционную ренессансную эпоху гносеологический плюрализм ведет к релятивизму, который воплощает субъективно-творческий прорыв к будущим целостным формам теоретического синтеза, смыслового многообразия и вселенской гармонии. Именно новаторством, переходностью, сложностью и многообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе.

Право на существование имеют все  точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более  того, именно содержащая новизну позиция  наиболее предпочтительна. С этого  начинается формирование исторического  мышления, ощущение культурно-исторической дистанции, постепенное формирование духа новаторства. Противоречивость ренессансной культуры в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание это новое искало в античном прошлом.

Творчески-новаторское отношение  к миру выдвигает на первый план познавательную составляющую сознания, разум выходит «из изгнания», куда он заточен средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а  чувств над разумом. Уже у Н. Кузанского познание мира бесконечно и ведущим  средством познания является разум. Мир для него — это богоприрода  или природобог. Мир, Вселенная —  бесконечны. Бесконечность мира познается разумом путем «совпадения противоположностей».

Николай Кузанский принадлежит  зрелому Возрождению. А в период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности  разума, позволяющего через выделение  и исследование противоречий в сфере  явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью  противоположной явлению.

 

 

 

 

          3.Диалектика Бога, мира и человека в учении Н.Кузанского

Младшим современником философов-гуманистов был Николай Кузанский (1401–1464) родился в христианской семье, учился в так называемой школе «братьев общей жизни». Он отличается от других философов эпохи Возрождения мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил. Он больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом.  
           Еще молодым (в 1440 г.) Николай Кузанский пишет свою основную работу «Об ученом незнании».

Основное положение книги  «Об ученом незнании» и всего  творчества Кузанского состоит в  возврате к богословию ранних отцов  Церкви (ранних по сравнению с Фомой  Аквинским и другими столпами католической Церкви). Николай Кузанский  старается вернуться к духу Оригена  и особенно Дионисия Ареопагита. В  их философии, утверждает кардинал, заложено понимание истины и Бога.

О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на путях  апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем  Бога, тем более мы убеждаемся в  том, что мы Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может  лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном  незнании. Поэтому истину (а Бог  есть Истина) познать мы не можем. Чем  больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании — именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трактат  начинается, ею же он и заканчивается. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"