Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие. Чем я и займусь в ходе работы над этой работой.

Содержание

Введение 3
Диалектика и метафизика 4
Основные положения диалектического материализма 7
Отличия диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля 9
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ( философия)).docx

— 33.60 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Диалектика  и метафизика 4

Основные  положения диалектического материализма 7

Отличия диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля 9

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

 

 

Введение

 

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в  мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам  диалектики. Диалектика, как наука  составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских  взглядов и является бесценным творением  человеческого разума.

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений  опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать  которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие. Чем я и займусь в ходе работы над этой работой.

Диалектика и метафизика

 

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Зарождение и начало становления  диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как  стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

 Диалектика в принципе  совместима как с материализмом,  так и с идеализмом. В первом  случае она выступает как материалистическая  диалектика, во втором – как  идеалистическая диалектика. Классический  представитель идеалистической  диалектики (равно как и диалектического  идеализма) – Г.Гегель, создавший  систему диалектики как теорию  и метод познания. А классики  материалистической диалектики (равно  как и диалектического материализма) – К.Маркс и Ф.Энгельс, которые  придали ей целостный и научный  характер.[4]

Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит  единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).[1]

Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную  материальную действительность, отражением которой выступают категории  и законы мыслительной деятельности людей.

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.

Самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной стороны  живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой  ее форме.

Можно выделить две основные исторические формы метафизики:

1. «старая» метафизика  была характерна для философии  и науки в XVII-XIX вв. (метафизический  материализм, натурфилософия, философия  истории и т. д.). Специфика этой  формы метафизики — отрицание  всеобщей связи и развития, отсутствие  системного, целостного взгляда  на мир (мышление по принципу  «или-или»), убежденность в завершенности  всех мировых связей;

2. новая метафизика, в  отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом: как простой рост, увеличение или, наоборот, уменьшение («плоский эволюционизм»), то есть как только количественные изменения, как только качественные изменения («катастрофизм»); как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. [5]

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.), которые  возникают в результате абсолютизации  отдельных моментов, форм, этапов и  т. п. познавательного процесса.

Особенности метафизики философии  Нового времени были обусловлены  промышленной и научной революциями  того времени, возникновением нового естествознания. В основании человеческого знания, по мнению Р.Декарта, лежит философия, или метафизика. Особенности познания связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения диалектического материализма

 

Выделяют три основных этапа в развитии диалектического метода: античность, немецкая классическая философия, марксизм.

Материалистическая диалектика является учением о главных законах  развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое  постигает мир. В современном  понимании - это образ мироощущения, теория и метод познания.

 Первым, кто предоставил  понятию "диалектика" значение  метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика  постигает мир в единстве противоположных определений в самодвижении, саморазвития.

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием  «абсолютной идеи», мистического «мирового  разума» в процессе рассуждения  о самом себе. [3]

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически  перерабатывая идеалистическую  диалектику Гегеля, Маркс освободил  ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Объективная диалектика на основе практики отображается в субъективной диалектике. Сначала субъективная диалектика имела неосознанный характер, однако со временем мысль человека стала  предметом исследования. В XIX ст. создается  диалектика как учения. Оно стало  своеобразным итогом, логически целостным  и последовательным синтезом всей истории  теоретического освоения мира и одновременно историей познания мыслью самой себя, своих форм и законов, которые  отображают формы и законы развития объективной действительности. В  роле такого учения диалектика и является одновременно общей теорией развития, теорией познания и логикой.

В своей внутренней основе и мировоззренческой направленности она единая; в предметном выражении, средствах применения и формах выявления - и многомерная, и разная. Лишь система  принципов, законов и категорий  описывает развитие конкретно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличия диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля

 

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в  совокупности ее многообразных отношений  к другим вещам. Наиболее ярко это  проявляется в учении об объективной  и субъективной диалектике.

Объективная диалектика —  это движение и развитие в самом  материальном мире как едином взаимосвязанном  целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это  движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную  диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная  — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку  субъективная диалектика есть отражение  объективной, постольку она совпадает  с ней по содержанию. И та, и  другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

В основе же философских  воззрений Гегеля весь мир – грандиозный  исторический процесс развертывания  и реализации возможностей некоего  мирового разума, духа. Мировой дух  есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой  и субъектом развития, творцом  мира в целом. Общая схема этого  безличного идеального начала носит  у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие  и результат ее активности.

Если в материалистической диалектике материальный мир – первичен, то в диалектике Гегеля природа и  человек выступают внешней оболочкой  идеи.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип  всеобщей связи.

Диалектика рассматривает  мир в постоянном изменении и  развитии, в движении. В этом нас  убеждают и повседневный опыт, и  достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной  — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

В материалистической диалектике сам процесс развития рассматривается  как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

А Философия Гегеля также  утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно  от низших форм к высшим, что в  этом процессе совершается переход  количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.[2]

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь  и взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира. Отражая эти связи  в своем сознании, человек открывает  законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих  законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся  еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности  явлений, принцип объективности  рассмотрения, конкретности истины и  другие.

Принципы диалектики могут  быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории  и законы.

Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о  законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы  и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории  суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или  «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению  и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"