Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?

Изначально философию называли царицей наук. Предмет философии определяет Аристотель в IV-V веках до нашей эры.
Сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

 

Также к «неотражательным»  процессам познания можно отнести редукцию, реконструкцию и деконструкцию, интерпретацию, символизацию,  и др.

 

Основные понятия:

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

 

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

 

Чувственное познание — это вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению.

 

Ощущение – форма чувственного познания (восприятия) – отражение отдельных свойств объективной реальности непосредственно действующих на органы чувств и возбуждающих нервные центры. Является исходным пунктом любого познания.

Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.

Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Понятие — это мысленное  образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

Суждение — форма  мысли, в которой посредством  связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

Иррациональное познание - это понятие, выражающее неподвластное  разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.

Интуиция- чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Вера — признание чего-нибудь истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Заблуждение - ошибочное, ложное убеждение, представление о чем-либо.

Практика- это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели.

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

Объяснение - функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 6

Социальная философия

Можно ли рассматривать  человеческую  деятельность  субстанцией  общественной  жизни?  Что побуждает людей к деятельности и определяет их цели?

 

Социальная философия  имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности. 
В принципе, можно сказать, что любое познание является социальным, поскольку оно протекает в обществе. При этом человек, как субъект познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философии, как правило, понятие "социальное познание" употребляется для разграничения знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальное познание — это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей. 
Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. Так, социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества, чтобы на основании и в пределах полученных данных делать прогнозы.

Изучая сущность общественной жизни, социальная философия рассматривает  её как социум или надорганическую  реальность - многообразный в своих  проявлениях мир человека, выделенный из природы и отличный от неё. Практически все течения социальной философии связывают коренное отличие homo sapiens с наличием у него сознания - способности к эвристическому символическому моделированию мира путем абстрактно-логического, вербального мышления Становление этой способности означает преобразование биологической активности живых систем в деятельность человека. Важнейшая проблема социальной философии - субстанциальная основа общественной жизни, которая придает социетальные свойства её разнообразным субъектным, объектным, организационным проявлениям, обусловливает их качественную самоотождественность и внутреннюю системную целостность.

Проблема субстанции социальной жизни вызывала и вызывает острые разногласия между философами. Одни считают такой субстанцией трансцендентальное сознание, другие - посюстороннее сознание, выступающее как система смыслов (идей, образов, ценностей, норм), которая интегрирует многообразие их носителей в социокультурные системы. Человеческая деятельность в подобном понимании выступает как модус идеальной субстанция, процесс объективации смыслов и их последующей социализации.

Альтернативная точка  зрения рассматривает как социальную субстанцию предметную деятельность общественного  человека. В качестве идеально-регулятивной подсистемы деятельности (совокупности её мотивов, целей, программ) сознание обусловливает процесс целереализации и существенно влияет на его результаты, диверсифицируя их в соответствии с присущей субъекту "свободой воли". Однако эта свобода не является абсолютной, поскольку содержание человеческих желаний, влечений, целей обусловлено системой материальных факторов деятельности. Прежде всего, речь идет о потребностях человека как первопричин его активности. Альтернативные трактовки социальной субстанции ведут к разному пониманию многих важнейших проблем социальной философии, начиная с вопроса о существовании специфических для общества форм пространства и времени и кончая проблемами социального детерминизма. Так, способность к прогностическому моделированию виртуальных состояний среды, присущая человеку, связана с вопросом о специфике причинно-следственных зависимостей (в условиях, когда причиной действия становится представление о его возможных последствиях). Способность сознания ранжировать детерминирующие его потребности ставит вопрос о соотношении необходимости и свободы, случайности и вероятности в человеческом поведении.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и  преобразование мира в интересах  людей, создание того, чего нет в  природе.

Потребность – это  переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т.е. характеризуют  сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и  включает материально – производственную деятельность (преобразование природы) и социально – преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная  деятельность предполагает изменение сознания  людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно – ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Социальная философия - раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы.

Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социальная реальность — реальность социального мира

Социум- Коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Интерес — это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Стимул - сильный побудительный  момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.

Мотив - динамический процесс  физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Практика- это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели.

Общественные отношения — различные взаимодействия между отдельными людьми или группами.

Опредмечивание –  это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом»

Социальный институт - внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Законы общества - это принципы, придуманные разными обществами, культурами, цивилизациями.

Социальный детерминизм- система принципов социологии, выражающая всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 7

Жизнь общества как исторический процесс

Раскройте сущность формационного подхода к пониманию  истории. Применима  ли "формационная" модель Маркса для осмысления современной эпохи?

 

Важным аспектом философского понимания общества является рассмотрение его в динамике, в процессе изменения  и развития, в историческом плане. Жизнь общества развернута во времени  и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Общепризнано, что история есть деятельность преследующего свои цели человека.  
Подчеркивание того, что общество - это деятельность людей, имеет глубокий методологический смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, - действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т.д. - прямо или косвенно связано с деятельностью человека.  
 
При рассмотрении исторического процесса следует обратить внимание на такие существенные черты, как объективность и единство всемирной истории. Исторический процесс объемен и разнообразен. В исторических событиях участвуют люди с разными интересами, целями и страстями. Но несмотря на это ход истории подчиняется внутренним общим законам, носящим объективный характер. Это означает, что общественные законы возникают, действуют и сходят с исторической сцены независимо от воли и желания людей. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.  
 
История носит также единый и всеобщий характер, что проистекает того простого и фундаментального факта, что это история людей; именно поэтому в их судьбах не может не быть глубоко имманентного единства. Несмотря на существование различий между народами во все времена все народы трудом своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т.д. и т.п., поэтому их жизнедеятельность складывается в объективный, естественноисторический процесс. Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности с универсальным действием объективных законов истории, она проявляется ив многообразных контактах стран, народов, культур.

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»