Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:45, контрольная работа
Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия — сознание.
Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем— это сознание, и все, что мы осознаем— знание.
Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания — это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например, припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.
1. Понятие общественного сознания. 3
2. Закономерности развития общественного сознания. 6
3. Уровни общественного сознания. 9
4. Формы общественного сознания. 11
шифр – 09120
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
студента ІV курса
заочного факультета
специальности «Землеустройство»
Кижапкина Игоря Ивановича
Москва 2014
Общественное сознание и закономерности его развития.
1. Понятие общественного
2. Закономерности развития общественного сознания. 6
3. Уровни общественного сознания.
4. Формы общественного сознания.
1. Понятие общественного
сознания.
Одной из категорий, характеризующих
жизнь общества, является категория общественного сознания. При
этом среди ученых нет единства в отношении
этой категории. Проблема связана с различным
пониманием исходного понятия — сознание.
Большинство представителей классической
философии разделяли представление о
сознании как тождественном понятию «знание».
Все, что мы знаем— это сознание, и все,
что мы осознаем— знание.
Вместе с тем современная психология столкнулась
с тем, что далеко не все, что относится
к знанию, осознается. Знания — это не
только то, что я знаю, но о чем в данный
момент не думаю и потому не сознаю, но
и то, что я могу легко сделать достоянием
своего сознания, например, припомнить
мое знание теоремы Пифагора, фактов моей
биографии и т. д.
Ряд философов в качестве главного признака
сознания выделяют не знание, а направленность
на определенный объект. Суть этого заключается
в следующем: человек может ничего не знать
о каком-либо объекте, но, если он выделяет
его, направляет на него свой интерес,
этот объект становится объектом сознания.
Наиболее широко распространено в философии
и психологии понимание сознания как самосознания,
самоотчета. Оно связано с теорией английского
философа Дж. Локка о двух источниках знания:
ощущениях, связанных с внешним миром,
и рефлексии как наблюдении ума за собственной
деятельностью. Последняя, по Локку, и
есть сознание. Сознание при таком понимании
выступает как специфическая реальность,
особый внутренний мир, который субъект
познает. Способом познания является самовосприятие,
которое может проявляться в форме самонаблюдения.
Еще одной точкой зрения на сущность сознания
являлось понимание его как совокупности
идей — индивидуальных или коллективных.
Именно в этом значении употребляли термин
«сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря
об общественном сознании, классовом сознании.
Понятие общественного сознания нашло
широкое применение в философии марксизма.
Развитие философского знания способствовало
расширению понимания общественного сознания
как целостного и сложного духовного явления.
В процессе духовной жизни общества формируются
разнообразные знания, а также отношение
к природе, объективной действительности,
ко всему, что происходит в обществе. Кроме
того, в обществе укореняются настроения,
привычки, нравы, традиции народов, а также
особенности психического склада разных
социальных групп. Так, принято говорить
о деловитости американцев или точности
и педантизме немцев. При этом далеко не
все представители данной группы обязательно
отличаются названными качествами. Тем
не менее, за всей социальной общностью
закрепилась характеристика определенных
качеств.
Формирование общественного сознания
есть сложный процесс, в котором проявляется
сильное влияние двух факторов.
С одной стороны, в общественном сознании,
духовной жизни общества отражаются интересы
и деятельность людей, направленная на
удовлетворение их потребностей в новых
идеях, научных знаниях, нравственном
совершенствовании членов общества, удовлетворении
чувства прекрасного, возвышенного. С
другой — необходимо, чтобы идеи, теории,
взгляды, нормы морали, научные знания
находили широкое распространение, оказывали
влияние на все общество. Эту функцию выполняют
школы, вузы, средства массовой информации,
политические партии и общественные движения
и организации.
Следует отметить, что хотя общественные
идеи и другие элементы общественного
сознания носят нематериальный характер,
однако они функционируют в обществе,
влияют на сознание отдельных людей, групп,
объединений при помощи различных знаковых
систем.
Ученые признают относительный характер
общественного сознания. Дело в том, что
многие идеи, взгляды людей, их нравственные
убеждения обладают значительной устойчивостью,
живучестью и довольно долго сохраняются
в сознании людей, их поступках. Они могут
сохраняться даже тогда, когда уже нет
тех объективных условий, тех общественных
отношений, на базе которых они возникли.
Бывает это потому, что изменение взглядов,
убеждений людей происходит не сразу,
как только изменяется, например, экономическое
бытие или политические отношения. Сознание
людей, их идеи, взгляды отстают от общественного
бытия и могут в течение определенного
времени не соответствовать ему. В случае
такого отставания речь идет либо о так
называемых «пережитках» прошлого в сознании
людей, либо о сохранении традиций. Так,
как вам известно, довольно долгое время
после отмены крепостного права часть
крестьянства с трудом привыкала к новым
экономическим и социальным реалиям. Вспомните
хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый
сад» Фирса, который просто называет это
событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды
людей могут и опережать реальные условия,
тогда говорят о том, что такие идеи выражают
социальные мечты, прогнозы, предвидения.
Подобные прогнозы социалистов-утопистов
известны вам из курса истории.
Общественное сознание обладает преемственностью
всего лучшего, полезного и необходимого,
что было в духовной жизни старого общества.
Преемственность наглядно проявляется
в науке, морали, традициях народов. Многие
проявления общественного сознания взаимодействуют
между собой, сами оказывают сильное воздействие
друг на друга. Так, например, эстетические
вкусы и пристрастия людей тесным образом
связаны с их нравственными идеалами.
Чаще всего идеал красоты одновременно
является для людей и идеалом добра, и,
наоборот, то, что связано с нравственным
идеалом, принимается как прекрасное.
Общественное сознание активно воздействует
на всю жизнь общества. Однако это воздействие
проявляется не само по себе, а через деятельность
людей. При этом действия людей могут оказывать
на жизнь общества как прогрессивное,
так и тормозящее воздействие. Это происходит
потому, что в любом обществе имеются разные
идеи — новые и старые, передовые и консервативные;
такое положение, безусловно, сказывается
на состоянии общественного сознания.
2. Закономерности развития общественного сознания.
В отличие от государственной власти (политической элиты и бюрократии), которая выполняет охранительную функцию, творческая интеллигенция играет роль преимущественно мутагенную. Ее задача - изменять парадигмы духовного сознания общества, предлагать новые идеи, программы, способы решения вставших перед обществом экологических, технических, экономических, политических, духовных проблем. В этом смысле она становится антагонистом госбюрократии.
Общественное сознание на всех уровнях (психологическом, обыденном (эмпирическом), духовном (теоретическом), во всех своих видах (индивидуальное, групповое, классовое, национальное), типах (научное, идеологическое, художественное, мировоззренческое, идеологическое, воспитательное), формах (естествознание, технознание, обществознание, человекознание), подвидах (политическое, экономическое, моральное и т.п.) развивается относительно самостоятельно от природного и общественного бытия (географической, демосоциальной, экономической, политической сфер общества). Эта самостоятельность выражается во взаимодействии типов и форм сознания, преемственности, обновлении, борьбе, изменении роли отдельных элементов, влиянии на общественное бытие, его разные сферы.
Преемственность общественного сознания выражается в сохранении им от прежних чувств и привычек (психологический уровень), прежних взглядов и навыков (обыденный уровень), прежних эстетических, научных, мировоззренческих, идеологических, воспитательных взглядов. Одновременно с преемственностью происходит утрата многих привычек, взглядов, навыков в психологическом, обыденном, духовном сознании общества, что является важнейшим условием его развития. В результате обновления общественное сознание способно творить новое общественное бытие, отвечающее новым потребностям и интересам людей. Преемственность и утрата - две диалектические противоположности развития общественного сознания. Преемственность сильна в периоды эволюционного развития обществ. В периоды революционного развития общественное сознание быстро освобождается от устаревших представлений.
Обновление общественного сознания в его духовной сфере происходит прежде всего в силу реализации познавательных потребностей ученых (природоведов, техноведов, обществоведов, человековедов). Они решают какие-то научные проблемы в разных сферах общественного бытия. В результате решения этих научных и практических проблем возникают разные идеи, гипотезы, теории. Например, в середине XIX в. возникла гипотеза Мальтуса об отставании производства средств потребления от темпов роста населения, марксистская гипотеза о ведущей роли способа производства материальных благ в развитии общества, неизбежности пролетарско-социалистической революции и построении коммунизма.
3. Уровни общественного сознания.
Структура общественного
сознания включает в себя два уровня:
1) социальная психология, т.е.
обыденное массовое сознание, формирующееся
эмпирическим путем в процессе повседневной
житейской практики. Это во многом стихийное,
спонтанное отражение людьми всего потока
социальной жизни без какой-либо систематизации
общественных явлений и обнаружения их
глубинной сущности.
2) научно-теоретическое сознание,
включающее идеологию как духовное выражение
коренных интересов общественных классов.
На этом уровне социальная действительность
отражается концептуально, в виде теорий,
что связано с активным, деятельным мышлением,
с оперированием понятиями. Теоретическое
сознание есть осмысление явлений общественной
жизни путем обнаружения их сущности и
объективных закономерностей их развития.
В качестве субъектов теоретического
сознания выступают далеко не все люди,
а только ученые, специалисты, теоретики
в разных областях знаний. В силу этого
оно предстает как более высокий, по сравнению
с обыденным, уровень О.С.
Обыденное сознание взаимодействует
с теоретическим, развиваясь и обогащаясь
при этом.
Формы О.С. представляют собой
различные способы духовного освоения
общественного бытия; всего их шесть: политическое
и правовое сознание, мораль, религия,
искусство и философия. Сегодня нередко
в этот список включаются также экономическое,
естественно-математическое, инженерное,
медицинское, технологическое, экологическое
и другое сознание. Такое увеличение числа
форм О.С. является ошибочным, оно противоречит
критериям существования этих форм, а
именно: их обусловленности общественным
бытием, его сторонами; наличию идеологического
уровня в их содержании; их роли как предпосылки
соответствующих идеологических отношений.
Формы О.С., их специфика отличаются
одна от других по предмету отражения
(это гл. критерий их выделения; так, правовое
сознание включает массовые и научные
взгляды, представления, оценки действующего
или желаемого права), по формам, способам
отражения (напр., наука отражает мир в
форме понятий, теорий, учений; искусство
– в форме художественных образов), по
роли в жизни общества. В последнем случае
речь идет о том, что каждая форма О.С. характеризуется
опр. набором выполняемых функций (познавательная,
эстетическая, воспитательная, идеологическая,
регуляции поведения людей, сохранения
духовного наследия). В реализации этих
функций и проявляется значение в жизни
общества.
О.С., его формы, при всей их зависимости
от общественного бытия, имеют относительную
самостоятельность, свои особые закономерности
развития. Последние проявляются, во-первых,
в преемственности, существовании определенных
идейных традиций (так, развитие философских,
художественных и прочих идей зависит
от накопленного ранее мыслительного
материала). Во-вторых, во взаимном влиянии
различных форм. Все формы общественного
сознания взаимосвязаны и взаимодействуют
между собой, ибо взаимодействуют друг
с другом те стороны жизни общества, которые
в них непосредственно отражаются. Тем
самым общественное сознание выступает
как некая целостность, воспроизводящая
целостность самой социальной жизни. В-третьих,
в отставании О.С. от общественного бытия
(т.к. духовным представлениям людей свойственна
значительная сила инерции, только борьба
между новыми и старыми идеями приводит
закономерно к победе тех, которые вызываются
решающими потребностями изменившейся
материальной жизни, нового бытия). В-четвертых,
в социально-классовом, идеологическом
характере О.С., не исключающем, однако,
общечеловеческих элементов. В-пятых,
в активности, обратном влиянии О.С. на
общество, его основы (идея становится
материальным бытием, когда она овладевает
массами).
4. Формы общественного сознания.
Под формами общественного
сознания понимают различные формы отражения
в сознании людей объективного мира и
общественного бытия, на основе которого
они возникают в процессе практической деятельности.
Общественное сознание существует и проявляется
в формах политического сознания, правового
сознания, нравственного сознания, религиозного
и атеистического сознания, эстетического
сознания, естественнонаучного сознания.
Существование различных форм
общественного сознания определяется
богатством и многообразием самого объективного
мира – природы и общества. Различные
формы сознания отражают отношения между
классами, нациями, социальными общностями
и группами, государствами и служат основой
политических программ. Имея своеобразный
предмет отражения, каждая форма сознания
имеет свою особую форму отражения: научное
понятие, моральную норму, религиозную
догму, художественный образ.
Политическое сознание является
своеобразным стержнем всех форм общественного
сознания и занимает среди них особое
место, потому что в нем отражаются экономические
интересы классов и социальных групп,
оно оказывает значительное воздействие
на борьбу за власть и на все сферы социальной
жизни. Политическому сознанию принадлежит
ведущая роль, так как оно ближе стоит
к экономическому базису и выражает материальные
и политические интересы субъектов. Экономика
первична по отношению к политике, но и
политика способна оказывать влияние
на экономику, на решение ее задач, т.к.
она есть концентрированное выражение
экономики. А потому политическое сознание
в целом играет большую роль в системе
общественного сознания. Политическое
сознание выполняет интегрирующую роль,
оно пронизывает все другие формы общественного
сознания. Конечно, эта роль очень сложна,
так как и политическое сознание может
испытывать воздействие со стороны, например,
религии, права или науки, но ведущее влияние
сохраняется за политическим сознанием.
Политическое сознание формируется с
появлением классов, государства и политики
как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением
политической системы общества. В нем
отражаются взаимоотношения классов и
социальных групп, их роль и место в системе
государственной власти, а также отношений
между нациями и государствами, основой
для единства этих связей являются экономические
отношения общества. Политическое сознание
- это система знаний и оценок, благодаря
которым происходит сознание области
политики субъектами, выступающими в виде
индивидов, групп, классов, общностей.
Оно является необходимым элементом функционирования
и развития политической системы в целом.
Политическое сознание призвано выполнять
в обществе прогностическую функцию, оценочную,
регулятивную и познавательную.
Политическое сознание
как выполняет три важнейших функции:
- когнитивную (функцию отражения потребности
общества в постоянном обновлении знаний
для выполнения и модификации функций
политических субъектов);
- коммуникативную (функцию обеспечения
осознанного взаимодействия субъектов
между собой и с институтами власти);
- идейную (функцию осознания заинтересованности
субъектов в обретении и популяризации
собственного видения политического мира).
Экономическое сознание появилось
как ответ на социальный заказ, на потребность
в осмыслении таких общественных явлений,
как экономика, экономика промышленности,
экономика сельского хозяйства, экономико-математические
модели, экономическая политика, экономическая
самостоятельность, экономические кризисы,
экономический плюрализм и т.д.
В экономическом сознании общества
отражается понимание соотношения между
экономической деятельностью и теми общественными,
политико-правовыми условиями, в которых
совершается экономическая практика.
Экономическое сознание - это та форма
общественного сознания, в которой отражены
экономические знания, теории, оценки
социально-экономической деятельности
и общественные потребности.
Экономическое сознание формируется
под влиянием конкретно-исторических
условий и определяется объективной необходимостью
осмысления происходящих социально-экономических
изменений. Экономическое сознание, осмысление
и совершенствование нацелено на существующей
экономической реальности. В структуре
экономического сознания следует, прежде
всего, выделить такой элемент, как экономические
знания, на основе которых совершается
практическая деятельность. И в данном
случае экономическое сознание играет
активную и относительно самостоятельную
роль.
Экономическое сознание не ограничивается
отражением социально-экономического
бытия, оно включает в себя отношение к
нему, оценки экономической деятельности
и выступает значительным фактором поведения
различных социальных групп. В экономическом
сознании отражены условия хозяйственной
жизни людей, отношение определенного
класса, социальной группы, человека к
собственности на средства производства.
Поэтому в экономическом сознании не просто
отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим
положением человека, практическим опытом,
традициями и конкретными ситуациями.
Таким образом, экономическое сознание
не пассивно отражает реальный мир, оно
его оценивает и, исходя из конкретных
потребностей, изменяет. Оно оказывает
активное воздействие на всю социально-экономическую
жизнь общества.
Экономическое сознание включает
в себя разные уровни осмысления действительности.
В его структуре следует выделить теоретическое,
научное сознание и эмпирическое, обыденное
осмысление экономики.
Правовое сознание наиболее тесно
связано с политическим сознанием, потому
что в нем непосредственно проявляются
и политические, и экономические интересы
социальных групп. Оно оказывает значительное
воздействие и на экономику, и на политику,
и на все стороны социальной жизни.
Правосознание - это та форма общественного
сознания, в которой отражаются знания
и оценки принятых в обществе в качестве
юридических законов нормативов социально-политической
деятельности субъектов права: индивида,
коллектива, предприятия. Правосознание
имеет конкретно-исторический характер,
оно изменяется в связи с изменениями
экономических и политических условий
жизни общества, но в то же время следует
отметить в нем и существенную преемственность
между прошлым и настоящим.
Правовое сознание тесно связано
со всеми формами общественного сознания,
но более всего оно взаимодействует с
политическим сознанием и нравственным,
занимает как бы промежуточное положение
между ними. Правосознание является тем
средством, которое гарантирует выполнение
задач и правил, выделенных политическим
сознанием, оно оказывает на него обратное
воздействие. Правосознание общества
способствует поддержке идей регламентированных
отношений между личностью и государством,
оно необходимо для установления законного
порядка, для защиты общества от произвола
и анархии. Но если политическое сознание
формируется в зависимости от социально-экономических
интересов, то правовое сознание помимо
этого опирается на рациональные и нравственные
оценки.
Правовое сознание возникает
с появлением политической организации
общества, права, с делением общества на
классы, как социальный заказ на необходимость
регламентации общественных отношений
и служит средством политической стабильности
общества. Правосознание появилось как
необходимость иметь четкие знания о праве,
об оценке его различными социальными
группами и классами.
Правосознание связано с правом.
Эта связь объясняется общими причинами
их возникновения, функционирования и
изменения. Правовое сознание появилось
и развивалось как необходимость иметь
представления о праве, о его оценке различными
индивидами, группами и классами. Правосознание
является наиболее подвижной частью юридической
надстройки, в то время как право - это
более устойчивая ее часть. В правовом
сознании отражаются те изменения, которые
происходят в сфере и материального, и
духовного производства, в сфере права.