Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 08:02, контрольная работа
1. Что такое мировоззрение? В чем специфика философского мировоззрения? Назовите основные типы и формы мировоззрения. Чем мировоззрение отличается от мироощущения и миропонимания?
11. Средневековая философия, в отличие от античной, выделяет:
— бытие (существование) — экзистенцию;
— сущность — эссенцию. [2]
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.
Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.
3. Раскройте содержание понятия «гностицизм».
Гностицизм (греч. gnosis - познание, знание) - эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения - гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей.
Гностицизм возникает в 1 в. и проходит в своем развитии три этапа:
1) Ранний гностицизм, противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой - к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию).
2) Зрелый гностицизм 1-2 вв. - классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского; иногда к Г. относят и так называемый.
3) Поздний гностицизм - христианские дуалистические ереси средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов).
Концепция знания ('гнозиса') задает основную проблематику гностицизм, центрирующуюся вокруг вопроса о сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы: 'Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?'. Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной гностицизмом от античной философской классики и - опосредовано - от мифологии, а именно - проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал. В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику. Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе.
4.
Философами Нового времени
- философия истории
- антропология
- гносеология
- аксиология
- онтология
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.:
Политиздат, 1991.
2. Мифы древнего мира (мифы, легенды, сказания)./
Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб.: "Каравелла",
1995.
3. Русская философия: Словарь/ Под общей
ред. М.А.Маслина. М.:Республика, 1995.
4. Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/ Сост.
А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.
5. Философия и мировоззрение/ Сост. П.А.Алексеев.
М.:
Политиздат, 1990.
6. Киссиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление
греческой философии). М.: Мысль, 1972.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и
средневековой философии. - М.: Высшая школа,
2003.