Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Что такое мировоззрение? В чем специфика философского мировоззрения? Назовите основные типы и формы мировоззрения. Чем мировоззрение отличается от мироощущения и миропонимания?

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

11. Средневековая философия, в отличие  от античной, выделяет:

— бытие (существование) — экзистенцию;

— сущность — эссенцию. [2]

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего,  а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

3. Раскройте содержание  понятия «гностицизм».

Гностицизм (греч. gnosis - познание, знание) - эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения - гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей.

Гностицизм возникает в 1 в. и проходит в своем развитии три этапа:

1) Ранний гностицизм, противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой - к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию).

2) Зрелый гностицизм 1-2 вв. - классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского; иногда к Г. относят и так называемый.

3) Поздний гностицизм - христианские дуалистические ереси средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов).

Концепция знания ('гнозиса') задает основную проблематику гностицизм, центрирующуюся вокруг вопроса о сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль гнозиса заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы: 'Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?'. Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной гностицизмом от античной философской классики и - опосредовано - от мифологии, а именно - проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал. В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику. Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе.

 

4. Философами Нового времени наиболее  активно разрабатывалась

- философия  истории

- антропология

- гносеология 

- аксиология

- онтология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 
1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 
2. Мифы древнего мира (мифы, легенды, сказания)./ Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб.: "Каравелла", 1995. 
3. Русская философия: Словарь/ Под общей ред. М.А.Маслина. М.:Республика, 1995. 
4. Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/ Сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 
5. Философия и мировоззрение/ Сост. П.А.Алексеев. М.:  
Политиздат, 1990. 
6. Киссиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972. 
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Философия»