Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Философия, её предмет, значение в формировании научного мировоззрения.
2. Основные черты общества. Типы социальных структур.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы философи сделана.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

Основы философии

  1. Философия, её предмет, значение в формировании научного мировоззрения.
  2. Основные черты общества. Типы социальных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия, её предмет, значение в формировании научного мировоззрения.

Философия с  греческого - любовь к мудрости. В - первые этот термин стал использовать Пифагор. Философия, на мой взгляд, это – стремление к истине, осмысление действительности, характеризующая развитие мира, общества и человека.   Предмет философии – это круг вопросов, которых изучает философия. Философия изучает то, что интересует людей в конкретно историческую эпоху. Философы ищут ответы на вопросы, которые называют вечными. Например, что такое добро и зло? Структура предмета философии делится на 4 раздела.

1 раздел: Онтология  – учение о бытии 

2раздел: Гносеология  – учение о познании

3 раздел: Общество

4 раздел: Человек

Понятие, которое характеризует философию, является мировоззрение. Мировоззрение это – это представление человека об окружающем мире и о своём месте в нем. Мировоззрение, выделяет 4 исторических типа:

1. Мифологическое

2. Религиозное 

3. Житейски  – объединенное 

4. Научно  – философское

Философия как теоретическое  мировоззрение рядом с наукой, искусством, моралью, правом как формами  общественного сознания — одно из важнейших достояний человеческой культуры. Исторически так 

сложилось, что именно философия  была той колыбелью, из которой выросли  и наука, и искусство, и мораль, и право и получили статус особых проявлений человеческого духа и  практики жизнедеятельности человека и общества.

Философские идеи, школы, направления  подобно к людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но частота  идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают  пространственных и временных границ. Много в философии належит (или  будет належать) только истории. Среди  многих причин философской непрерывности  и универсальности не маленькую  роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских  проблем, подходов к их решению.

В истории философии сложились  и в определенных модификациях перманентно  повторяются так называемые вечные проблемы. Что такое человек? Что  такое природа, или более широкое  — Вселенная? Что между ними связь, зависимость? Может ли человек познать  себя, природу, общество? Какие формы, методы, средства познания? В чем  отличие явлений и сущности материального  и духовного, идеального мира? Что  с этих двух миров служит основой  для возникновения и существования  второго мира? Они ли независимые  один от другого? Что такое свобода? Есть ли основания для того, чтобы  человек и общество могли надеяться  на получение свободы? Это далеко не полный перечень «вечных» философских проблем. Философия исследует мир как целостность, ее задача — дать наиболее общие представления о мире. Ответить на вопрос, который этот мир, который лежит в его основе, конечный он или бесконечный, познанный или непознанный, что такое знание, есть ли какой-либо смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как он должна жить, действовать? Чтобы оптимально организовать общественную жизнь, надо иметь правильные общие представления о мире, знать максимально точно принципы бытия, закономерности развития природы, общества, свойства самого мышлении человека и т.п. И только философия может дать ответы на эти вечные вопросы. Мировоззрение есть система принципов, знаний, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта. Мировоззрение есть формой его общественного самосознания, через которую субъект сознает свою социальную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность. Любое мировоззрение, независимо от того, как оно строится или классифицируется, объединяет наличие убеждения. Это — центр мировоззрения, поскольку само убеждение и соединяет мысль с действием, воплощают идею в практическую деятельность. Убеждение, представление, идеи, чувство, опосредствованные опытом личности, принимают участие в формировании жизненной позиции. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение; вера же неотделимая от любви, человек верит и надеется на то, что она считает святым и дорогой. Именно поэтому мировоззрение — не только знания и осознание, это еще и мир идеалов, целей и ожиданий, трансцендентный мир желанного бытия.

 

 

 

 

 

  

 

 

  1. Основные черты общества. Типы социальных структур.

Общество представляет собой  сложно организованную социальную систему (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство. Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин, Парсонс и др. В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как сложноорганизованной, целенаправленной социальной целостной системе, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Хакен, Пригожий и др.). В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия, отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте, этнические или национальные общности, государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями, различные организации с четко представленной структурой, некоторые подсистемы общества − экономические, политические, правовые, а также социализирующие институты (семья, школа и др.). С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, в рамках которой обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами само регуляции, само структурирования и самовоспроизведения. Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые − роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нём связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Общество не сводимо к людям, его составляющим, − это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые" социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как "надо", как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это вместе с тем не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не "в одиночку", а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система - это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество, а изменившись, начинает формировать людей "под себя", т. е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и дирижером выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежная и острая конкуренция интересов и устремлений субъектов человеческого общества определяет селективную деятельность по выбору тех или иных средств и аргументов для обоснования отстаиваемой идеи, концепции, способной привлечь внимание других людей, послужить мотивом их социальной активности. В связи с этим в обществе очень часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус "единственно правильной и научной", общество становится закрытым, т. е. таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, построение компьютерных моделей мира, обоснование возможных вариантов развития социальной системы в самых ее различных областях - вполне рациональный и необходимый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости. Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных ответов: что произойдет, если...? Какой ценой будет установлен порядок? Какие последствия вызовет такое слабое воздействие на систему? Какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если...? Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной "манипуляции" и жесткого контроля над социальными системами. Если бы мы почаще ставили подобные вопросы, прежде чем принять решение вмешаться в тот или иной процесс, происходящий в обществе, тогда, быть может, в нашей истории было бы меньше трагических страниц, безвременно загубленных жизней, нереализованных целей. Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем (подструктур) социума. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в из них взаимодействий. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры. Первая подструктура − социально-этническая, связана с биологической природой и включает в себя: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями; племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов;, народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; нацию как такую общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни. Вторая подструктура социальной структуры общества − социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Третья подструктура, − социально-пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, меж поселенческие и т. п.). Четвертая подструктура, − социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактующая классы как группы людей, как отличающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства. Пятая подструктура − профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров. Некоторые исследователи выделяют в качестве подструктуры социальной системы, социализирующие институты − семья, школа и др., обеспечивающие сохранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание. При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества. Слово "стратификация" (от лат. stratum − слой и facio − делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не оставалось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикальной неоднородности, т. е. выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые. На деле слоевой срез социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый срез, дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т. д.) Само понятие? страты" заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассовый характер. Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. На основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно "объемная", а не одномерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпирическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие "классы" занимает столь же прочное место, как и понятие "страты", и оба они используются как в национальных, так и в международных сравнительных исследованиях, в том числе и при исследовании природы социальных противоречий и конфликтов.

 

    

 

 

Использованная  литература

1. Введение в философию. Часть 1. М., 2009.

2. Мир философии. М., 2010.

3. Никанорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его существования. Киев, 2009.

4. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на Дону: "Феникс", 2010.

5. Философия и мировоззрение. М., 2011.

6.Размещено на Allbest.ru

8.Основы философии – Яскевич Я.С (2009)

9.Философия в вопросах и ответах – Яскевич Я.С (2009)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.10.2013

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"