Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 07:09, контрольная работа
1. Плюрализм философских учений
2. Современная философия науки
3. Многослойность бытия, его универсальные характеристики
4. Эмпирический уровень познания
5. Самосознание и личность
6. Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе
7. Многообразие подходов к изучению общества
8. Пути преодоления экологического кризиса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил: Жуков Дмитрий Алексеевич
Студент 1 курса
1 семестр
г. Губкинский 2013г.
1. Плюрализм философских учений
2. Современная философия науки .
3. Многослойность бытия, его универсальные характеристики . 5
4. Эмпирический уровень познания
5. Самосознание и личность . . .
6. Проблема общения как признание раздробленности и непонимания в современном обществе . . . . . . . . 11
7. Многообразие подходов к
8. Пути преодоления
9. Субстанция – это… . . . . . .
10. Универсалии – это… . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . 19
1. Плюрализм философских учений.
В переводе с латинского плюрализм означает признание правомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против одно партийности в философии. Именно такая точка зрения проводится в этой книге, что, как мы полагаем, соответствует состоянию современной мировой философской мысли, не совместимой с изоляционизмом, где бы он не проводился — в Америке, Англии, ФРГ или России.
В наши дни открыто выступать против плюрализма отваживаются редко, никто не хочет прослыть ретроградом. Тем не менее антиплюрализм жив, часто его маскируют в красивые одежды. Предлагают, например, изучить главное в философии, а несущественное опустить. Глядь, а оказывается, культивируется только одна точка зрения, плюрализма-то и нет. В старых советских учебниках философии изучались воззрения многих философов, но интерпретация их проводилась односторонне, исключительно с диалектическо- атериалистических позиций. Что не согласовывалось с этой позицией, отвергалось; этот не диалектик, тот не материалист и т.д. Такая позиция напрочь исключает плюрализм.
Особо следует сказать, что плюрализм пронизывает собой всю науку, принципиальные споры ведут между собой не только гуманитарии, но и математики, и физики, т.е. представители тех наук, в которых, казалось бы, сама их строгость исключает разброс мнений. Действительное положение дел свидетельствует в пользу реальности плюрализма во всех науках.
Увы, в преподавании многих наук плюрализм обычно даже не упоминается. Наученные таким образом студенты вузов и техникумов считают плюрализм чем-то экзотическим, уместным разве что в практической жизни. Плюрализм в философии тогда воспринимается чуть ли не как ее недостаток. Между тем плюрализм в образовании — это всегда противовес догматизму. По этой причине изучение различных философских систем очень благотворно, ибо здесь как раз и заключено основное противоядие от догматизма. В философии отенциал плюрализма очень велик, он выявлен давно, и, конечно же, его использование — благотворное дело.
2. Современная философия науки.
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.
В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.
В наши дни каждое из двух утверждений — «философия — это наука» и «философия не является наукой» — имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.
Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.
Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В философию нельзя допускать необоснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.
В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.
Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает так же эстетическим и этическим содержанием. Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодернизма — наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, ее влияние на современную науку пока еще не очень значительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.
3. Многослойность бытия, его универсальные характеристики.
Бытие есть философская категория для обозначения существования объективной и субъективной реальности, включающей в себя такие ее формы, как бытие вещей, процессов и состояний природы; бытие человека; бытие духовного (идеального), предполагающего наличие объективированных и субъективированных духовных явлений, бытие социального (общества) Остановимся подробнее на характеристике многообразных форм бытия.
Одной из важнейших форм бытия является бытие материального, природного мира, т. с. существование как неживой (неорганической), так и живой природы. Физический, материальный, природный мир существует объективно, т. е. независимо от сознания отдельных индивидов. Весь ход развития общественной практики, опыт многих поколений людей, а также данные различных наук (астрономии, физики, химии и др.) свидетельствуют о том, что природа появилась задолго до возникновения человека с его разумом, сознанием, абстрактным мышлением, ощущениями. Вселенная в целом, многочисленные звезды, галактики обладают реальным бытием, независимо от того, ощущает их человек или не ощущает, отражает он их в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий или нет.
С возникновением человека появляется новая форма бытия — мир психических состояний, область сознания, внутренний мир человека, представляющий собой совокупность ощущений, восприятий, представлений, а также многообразных форм абстрактно-логического отражения действительности (понятий, суждений, умозаключений, теорий) и некоторых других идеальных феноменов, являющихся продуктом высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Посредством сознания человек контролирует и регулирует свою деятельность, что способствует преобразованию природы и общественных отношений в соответствии с многообразными потребностями людей. Мир сознания, идей, идеальных образов представляет собой особую — субъективную реальность, принципиально отличающуюся от чувственно воспринимаемого мира вещей и имеющую не меньшую онтологическую значимость, чем мир природных явлений.
В качестве особой формы бытия целесообразно выделить бытие человека, включающее в себя диалектическое единство объективно-предметного, телесного, и субъективного, духовного бытия.
Отметим, что сознание, духовный мир людей существует в форме объективированного и субъективированного духовного.
Субъективированное духовное представляет собой психику конкретного индивида, включающую идеи, ценности, нормы, мысли, чувства, переживания, а также другие духовные явления, которые имеют как осознанный, так и неосознанный характер (сновидения, художественная и интеллектуальная интуиция, воображение, гипнотические состояния и т. д.).
Субъективированное духовное диалектически связано с такими идеальными образованиями, которые существуют на уровне общества, представляют собой многообразные формы духовной жизни социума и обозначаются понятием объективированного духовного. Объективированное духовное обнаруживает свое бытие в таких формах общественного сознания, как политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в других феноменах духовной культуры.
Объективированные и субъективированные духовные явления существенно влияют друг на друга, диалектически взаимодействуют между собой. С одной стороны, многообразные проявления объективированного духовного, т. е. формы общественного сознания, оказывают определяющее воздействие на психику субъекта, ибо индивид, усваивая политические, нравственные, научные и другие идеи, ценности, нормы, образцы, приобщается к культуре данного общества, формирует свой социальный облик, сознание, деятельность. С другой стороны, различные достижения субъективированного духовного, т. е. индивидуального сознания (научные теории, произведения искусства и т. д.), апробированные общественной практикой и выдержавшие проверку временем, становятся достоянием духовной культуры социума, включаются в содержание объективированного духовного.
В силу того, что человек является общественным существом, формирующимся и развивающимся лишь в социуме, в процессе общения с себе подобными индивидами, в качестве особой формы бытия целесообразно выделить социальное бытие, т. е. бытие общества, которое диалектически связано с индивидуальным бытием.
Сущность общественной жизни заключается в совместном существовании людей, которые на основе разделения и кооперации труда объединяются в различные социальные организации для более эффективного удовлетворения своих потребностей.
В процессе совместной деятельности субъекты вступают в различные (экономические, социальные, политические, духовные) отношения, которые характеризируют специфику социальной жизни в отличие от бытия живой природы. Отметим, что в социуме диалектически взаимодействуют материальные и идеальные, объективированные и субъективированные духовные явления, личные и общественные потребности и интересы.
4. Эмпирический уровень познания.
Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.
Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что курящие чаще заболевают раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вывод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вообще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Древние греки, веря своим глазам, считали, что тяжелые тела падают на землю с большей скоростью, чем легкие. В XVII веке Галилей установил, что ускорение свободного падения тел на землю (д=9,8м/с2) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда искажает картину падения тел существеннейшим образом.
Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только качественно, другое — иметь количественные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.
Основа эмпирического исследования — эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены.
Среди методов эмпирического познания часто называют на блюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изучения явлений.
Без теории эксперимент слеп.
5. Самосознание и личность.
В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"