Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 14:49, контрольная работа
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом
Глава 1. Возникновение и развитие философии марксизма. -стр.3
Глава 2. Нигилистическое отношение к классике в философии и жизни: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.-стр.9
Глава 3. Отечественная философия 19 века: - стр.14
1.Идея западничества в трудах Чаадаева, Герцена, Чернышевского и Белинского.-стр.14
2.Идея славянофильства в трудах Киреевских, Хомякова, Достоевского и Соловьева. -стр.18
Список используемой литературы-стр.23
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) выдающийся представитель славянофильства.
Признанный вождь славянофильства И. Киреевский, как и другие славянофилы, прошел через увлечение немецкой идеалистической философией и еще в 1829 году издавал журнал "Европеец". В юности и молодости Киреевский был мало религиозен. Усадьба Киреевских находилась всего в семи верстах от Оптиной пустыни — центра русского старчества. Но молодой Киреевский, как и большинство образованных людей его эпохи, мало интересовался оптинскими старцами. Что могли ему поведать интересного эти старцы по сравнению с Шеллингом, Фихте и другими немецкими философами?
Основная идея славянофилов — только истинное не искаженное
христианство — Православие может дать человеку духовную цельность. Только возвращение к Православию устранит ту духовную раздвоенность, которой страдает русское образованное общество со времен Петровской революции. "Для цельной истины, — пишет И. Киреевский, — нужна цельность разума. Главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и справедливое, и милосердное, и весь объем умасливается в одно живое
единство, и таким
образом восстанавливается
Главной заслугой славянофилов является пресечение тенденций слепого подражания Европейской культуре. Они показали что Европа, которой хотели подражать, сама переживает духовный кризис, что цивилизация Запада неудовлетворительна, если расценивать ее с точки зрения высших запросов христианства. Славянофилы обратили свой взгляд на самобытные корни русской
культуры и доказали, что Россия в целом ряде случаев стоит выше Европы. Прочное здание просвещения России, — по мнению Киреевского, может быть воздвигнуто только тогда, когда образованный слой народа "наконец полнее убедится в односторонности европейского просвещения; когда он живее
почувствует потребность новых умственных начал; когда с разумною жаждою правды, он обратится к чистым источникам древней православной веры своего народа и с чутким сердцем будет прислушиваться к ясным еще отголоскам этой
святой веры отечества в прежней, родимой жизни России. Тогда, вырвавшись из- под гнета рассудочных систем европейского любомудрия, русский образованный человек... найдет самые полные ответы на те вопросы ума и сердца, которые больше всего тревожат душу, обманутую последними результатами западного
самосознания"
Продолжателями
Наиболее глубоким
мыслителем и главным выразителем
идей почвенников был Федор
Наиболее важной и определяющей темой его философии является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Человек для Достоевского, как и для Канта, – высшая ценность. Но у Достоевского это не абстрактный, рационалистический гуманизм, а любовь земная, гуманизм, обращенный к реальным людям, пусть это даже «униженные и оскорбленные», «бедные люди», герои «мертвого дома» и т. д.
Подобно многим русским
философам Достоевский полагал,
что у России свой особый путь развития.
Ее высшее национальное предназначение
он видел в христианском примирении народов.
Именно в этом состоит главный смысл «русского
социализма» – общественного идеала Достоевского.
С этой позиции он отвергал как «комедию
буржуазного единения» и буржуазный индивидуализм,
так и атеистический социализм, изображенный
им в «Бесах».
Значение творчества Достоевского велико как для русской, так и для западной философии. В России он оказал огромное влияние на все последующее развитие религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма – философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900)в своем учении стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Собственно же философия Соловьева охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. При этом его религиозно-идеалистическая и во многом пантеистическая философия имеет не только русские, но и всемирные основания. Главное же влияние на его творчество, как и на многих других русских философов, оказал Шеллинг, а среди русских философов – Федоров, которого сам Соловьев признавал «своим учителем и отцом духовным».
Как и Шеллинг, Соловьев называет свое учение философией «всеединства». Ее он рассматривает как начало новой «положительной» философии, но «положительной» не в позитивистском смысле, а в плане противопоставления ее западноевропейскому рационализму. Соловьев исходит из нравственного начала, «нравственного элемента», который «и должен быть положен в основу теоретической философии» . Не случайно его главный философский труд носит название «Оправдание добра». В нем автор совершенно сознательно и определенно на место рационалистического принципа Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», ставит свой нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую».
Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия и феномена национального самосознания, как «русская идея». Он приходит к выводу, что русская идея и исторический долг России заключаются в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить «власть государства» авторитету «Вселенской церкви» и отвести подобающее место «общественной свободе». Думается, что в данном образе «русской идеи» Соловьев хорошо интегрировал то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея «Святой Руси» (концепция «Москва – третий Рим»), идея «Великой Руси» (связанная с реформами Петра Великого) и идея «Свободной Руси» (начало которой положили декабристы и которую воспел А. С. Пушкин).
Итак, западничество
и славянофильство - две противоположные,
но и вместе с тем взаимосвязанные
тенденции в развитии русской
философской мысли, наглядно показавшие
самобытность и большой творческий потенциал
русской философии XIX в.
Список используемой литературы
1. История России с древности до наших дней /под ред. Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г.
2. Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г.
3. История философия: Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г.
4. Философия: Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г.
5. Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль,1996 г.
6. Лосев А.Ф. Русская Философия - М.,1991 г.
7. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984 г.
8. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1986 г.
9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004
10. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
11. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»