Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 06:14, контрольная работа

Краткое описание

1.Раскройте структуру философского знания.
2.Идеализм: общая характеристика и основные формы
3.Структурно изобразите этапы развития античной философии

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 349.83 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ ВПО ДВЮИ  МВД России)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По философии

 

 

 

Выполнил:

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

Хабаровск 2014

1.Раскройте  структуру философского знания.

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий 
 
мир ? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.

Этика — учение о нравственности. Первоначально смыслом слова это было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло.

Эсте́тика - философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы прекрасное,возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении;

Логика  — наука о формах, методах и законахинтеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления

Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является 
признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы.

Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека.

Философия культуры, культурфилософия - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.

 

 

 2.Идеализм: общая характеристика и основные формы

Идеализм (от франц. idealisme, от греч. idea. - идея, образ, понятие) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

Следует различать две главные формы идеализма  - объективный и субъективный: для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

 

 

 

 

 

3.Структурно изобразите этапы развития античной философии

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

Второй этап — примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

 

4.Перечислите основные принципы философствования ,раскройте смысл каждого из них.

 

Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:  
 
А) Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности;  
 
Б) Умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание) , характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX – начала XX века) ;  
 
В) Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;  
 
Г) Новейший, социально-экологический тип философствования (учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы) , теоретические заключения «Римского клуба») , для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.  
 
Другие философы, в том числе представители Уральской школы, выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, Космоцентризм (натурализм) , Теоцентризм, Антропоцентризм, Социоцентризм.

 

5.Назовите основные функции  философии. В чём предназначение  каждой из них?

1. Мировоззренческая функция философии

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия - тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своём месте в нём. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

2. Гносеологическая функция

Гносеологическая функция философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Её область - отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и её критерии. Она касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир.

Данная философская функция реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis - разумный), другой - эмпирический (гр. empeiria - опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта.

3. Методологическая функция

Методологическая функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нём определённых методов (способов, средств, приёмов, в общем плане - принципов), позволяющих получить познающим субъектам искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учётом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

4.Аксиологическая функция

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и для практики. Она оперирует ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной практики, бытия человека, например, его призвание, долг, смысл жизни, благородство, и т. п., а также их антиподы, антиценности - зло, корысть, бесчестие и др.

5. Интегрирующая функция

Термин «интеграция» (от лат. Integration - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия. Интегрирующая функция философии заключается в её имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобождённого от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет горизонты науки, ускоряет её прогресс.

 

 

 

6. Раскройте соотношение философии  и религии.

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.  
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»

 

8. Перечислите  основные черты средневековой  философии. Дайте характеристику  патристике и схоластике как  этапам философии Средних веков.

 

 




Средневековая философия формировалась в феодальном обществе III-ХV веков. Духовные условия для возникновения и развития философии связаны с существованием христианского богословия. Философия считалась его "служанкой". Однако она имела и реализовывала свои специфические функции, связанные с критической оценкой истинности догматов веры и свойств разума, преодолевающего сомнения. Дело в том, что в религиозном мировоззрении удерживаются философские идеи, поэтому достоянием философии средневековья стали философские принципы, развитые на основе новых духовных условий.

Средневековая философия формировалась в феодальном обществе III-ХV веков. Духовные условия для возникновения и развития философии связаны с существованием христианского богословия. Философия считалась его "служанкой". Однако она имела и реализовывала свои специфические функции, связанные с критической оценкой истинности догматов веры и свойств разума, преодолевающего сомнения. Дело в том, что в религиозном мировоззрении удерживаются философские идеи, поэтому достоянием философии средневековья стали философские принципы, развитые на основе новых духовных условий.

Наиболее важной чертой философии Средневековья был теоцентризм(от греч. теос - Бог) - признание Бога источником любого бытия, ценностей и человека. Космоцентрическая античная философия заменяется теоцентрической философией Средневековья.

Теоцентризм - это универсально-онтологический принцип существования заданной истины-бога, которая открыта миру и человеку.

Теоцентризм выражается в связанных с ним принципах креацианизма (творчества), провиденциализма и откровения.

Креацианизм требовал рассматривать все явления как творения Бога из ничего по его воле. Понятно, что природные явления, судьба человека и общества предопределены созидающей силой Бога.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"