Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:50, реферат
Конфуциа́нство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран . Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Конфуцианство………..…………………………………………….4
Глава 2. Развитие конфуцианства……………………………………………8
Глава 3. Биография Конфуция…………………………………..……….....10
Заключение…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………….15
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ЛЮБЕРЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
По дисциплине: «Основы философии»
Проверил Преподаватель Степанов А.С. |
Выполнила Студентка группы 1 «Ф» Миронова Е. А.
|
Люберцы 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конфуцианство………..………………………………
Глава 2. Развитие конфуцианства……………………………………………
Глава 3. Биография Конфуция…………………………………..………....
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….15
Введение
Конфуциа́нство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран . Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Глава 1. Конфуцианство.
В своей основе конфуцианство занято вопросами стабильности и
целостности общества. Конфуций огромное
внимание уделяет поведению людей. Он
сконструировал некий эталон, объект для
подражания. Этот высокоморальный
эталон должен обладать двумя важнейшими
достоинствами: гуманностью и чувство
долга. Понятие гуманности (жень) трактовалось
Конфуцием весьма широко и включало в
себя множество качеств: скромность, справедливость,
сдержанность, достоинство, бескорыстие,
любовь к людям и т.п. Жень – это высокий,
почти недосягаемый идеал, совокупность
совершенств, которыми обладали лишь древние,
по мнению философа. Однако и одной гуманности
недостаточно для настоящего цзюнь-цзы.
Он должен был обладать чувством долга
(и), продиктованным внутренней убеждённостью,
что следует поступать так, а не иначе.
Долг – это моральное обязательство, которое
гуманный человек в силу своих добродетелей
накладывает на себя сам. Обусловлено
чувство долга никак не может быть расчётом.
Здесь очень важны знания, и потому в понятие
«и» включались стремление к знаниям,
обязанность учиться и постигать мудрость
древних. Конфуций разработал и ряд других
понятий, включая верность и искренность
(чжэн), благопристойность и соблюдение
церемоний и обрядов (ли).
В любой момент жизни, на любой случай,
в счастье и горе, при рождении и смерти,
поступлении в школу и назначения на службу
– всегда и во всём существовали фиксированные
и обязательные для всех правила поведения.
«Пусть отец будет отцом, сын – сыном,
государь – государем, чиновник - чиновником»,
т.е. пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц
станет на свои места, се будут знать свои
права и обязанности и делать то, что им
положено. Упорядоченное таким образом
общество должно состоять из 2-ух основных
категорий, верхов и низов – тех, кто думает
и управляет, и тех, кто трудится и повинуется.
Критерием разделения на верхи и низы
должны служить не знатность происхождения
и тем более не богатство, которое Конфуций
откровенно презирал, но только знания
и добродетели, а точнее – степень близости
человека к идеалу цзюнь-цзы.
Плата за обучение была символическая
– «связка сушёного мяса», т.е. всё казалось
очень просто, но на деле обстояло гораздо
сложнее: сословие чиновников было отделено
от простого народа труднопреодолимой
преградой – грамотностью, которая и определяла
социальное положение и имущественный
ценз человека на протяжении всей истории
Китая. Удачливые выходцы из низов, овладев
грамотой, могли сделать карьеру и оказаться
наверху. Но в принципе это ничего не меняло:
получив образование и конфуцианское
воспитание, человек становился опорой
того порядка, к неизменности которого
призывало само учение.
Конечной и высшей целью управления провозглашались
интересы народа.
Конфуций говорил, что лучше всего сплочения
общества можно достичь посредством укрепления
положения семьи и всяческого поощрения
уважительного отношения к старикам и
родителям.
Семья считалась сердцевиной общества,
интересы семьи намного превосходили
интересы отдельно взятой личности, которая
рассматривалась лишь в аспекте семьи,
сквозь призму её вечных – от далёких
предков к отдалённым потомкам – интересов.
Подросшего сына женили, дочь выдавали
замуж по выбору и решению родителей, причём
это считалось настолько нормальным и
естественным, что проблема любви при
этом вовсе не стояла. Любовь – на гораздо
более низком уровне, чем интересы семьи,
считавшиеся категорией высокого морального
долга. Любовь могла придти после брака,
а могла и не придти. Мужчины из состоятельных
семей могли компенсировать её отсутствие
выбором себе наложниц по вкусу – этому
жена не имела права препятствовать, хотя
на практике случалось по-разному.
Постоянная тенденция к росту семьи.
Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только
держали в своих руках управление государством
и обществом, но и заботились о том, чтобы
конфуцианские нормы и ценностные ориентиры
стали общепризнанными, превратились
в символ «истинно китайского». Практически
это привел к тому, что каждый китаец по
рождению и воспитанию должен был, прежде
всего, быть конфуцианцем. Это не означало,
что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских
истин. Это означало другое: с первых шагов
жизни каждый китаец в быту, обращении
с людьми, в исполнении важнейших семейных
и общественных обрядов действовал так,
как это было санкционировано конфуцианскими
традициями.
По конфуцианским понятиям, очень важны
церемониал, строгие нормы поведения,
которые зачастую наносили урон чувству
собственного достоинства человека.
Регламент сковывал возможности человека
– воспитание помогало приспособиться,
человек привыкал и исполнял церемониал
автоматически. Но дело даже не в этом,
а в том, что чем плотнее была сеть обязательного
церемониала, чем больше человек приближался
к состоянию автомата. Ни свободного волеизъявления,
ни смелости и непосредственности в чувствах,
ни стремления к гражданским правам –
всё это замещалось, вытеснялось жёсткой
тенденцией к конформизму, к полному и
автоматическому соблюдению детально
разработанной и веками апробированной
формы.
Превращение конфуцианства в официальную
идеологию явилось поворотным пунктом
как в истории этого учения, так и в истории
Китая. Придя на службу, став чиновниками,
взяв в свои руки управление страной с
её сложившейся социальной структурой
и мощным централизованным бюрократическим
аппаратом, конфуцианские учёные стали
по-иному относиться к собственной доктрине.
В центре их внимания оказались теперь
интересы сохранения и упрочения той системы,
с которой они себя идентифицировали и
которую считали реализацией заветов
Конфуция. Это означало, что на первый
план в трансформированном в Хань конфуцианстве
должны были выйти те положения учения
и в таких формах, какие способствовали
бы сохранению и неизменности принятых
всеми порядков.
Если раннее конфуцианство, призывая учиться
у древних, предполагало за каждым право
самому размышлять. То теперь входила
в силу доктрина абсолютной святости и
непреложности древних канонов и мудрецов,
каждого их слова.
Такая жёсткая консервативная схема, в
которую превратилось конфуцианство,
была удобна для управления огромной империей.
Глава 2. Развитие конфуцианства.
В конфуцианстве усиливаются религиозно-
Новый этап развития конфуцианства
относится к эпохе Сун (960—
Глава 3. Биография Конфуция
Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод. К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте. В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни .
Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в свой родной город . Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила , выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех.
Жили они очень замкнуто
, однако мальчик рос веселым и
общительным, много играл со сверстниками
. Уже тогда он отличался от них
обостренным восприятием
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и в соответствии с религиозными обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше занималась его умершая мать . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь .
В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием. Судьба, словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли ( Карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности .
Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".
К тридцати годам
сложились и основные его
Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком . По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора странствий.
Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу. Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры.
Заключение
Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и , наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .
Список использованной литературы.
1. Переломов Л.С. “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г
2.Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.
3.Переломов Л.С. “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.
4.“Конфуций . Изречения .” Изд-во МГУ М.-1992г.
5.“Конфуций , его жизнь и учение .”