Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:13, реферат
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии
1 Введение………………………………………………………… 3
2 Идолы рода …………………………………………………….. 3-6
3 Идолы пещеры …………………………………………………. 6-7
4 Идолы театра ……………………………………………………. .. 7
5 Идолы рынка …………………………………………………… 7-9
6 Заключение ……………………………………………………….. 9
Список используемой литературы ……………………………… 10
Бэкон ссылается на известный образ пещеры из произведения Платона «Государство». Но если Платон невысоко оценивал чувственное познание человека, то Бэкон стремится к выяснению трудностей с целью их преодоления..
Бэкон предостерегал против ошибочного способа судить о мироздании в целом по аналогии с более узким кругом предметов, хотя бы и более известных. Но критика Бэконом методологических основ натурфилософии Аристотеля ни в коем случае не означает, что он ставит под сомнение значение логики Аристотеля для анализа понятий. Он лишь указывает, что логика Аристотеля была неправильно применена к исследованию природы.
Бэкон не только
выясняет природу «идолов
Таким образом, средством очищения от индивидуального опыта, который препятствует достоверному познанию истины, по мнению Бэкона-это коллективный опыт.
4. Идолы театра (idola theatri)
Идолы театра проникли в человеческую душу с помощью различных
философских доктрин из-за наихудших правил доказательства. Бэкон называет их
идолами театра, считая "все
философские системы сказками, предназначенными
бытьразыгранными на сцене, пригодными
для создания выдуманных театральных
миров". Сбаснями мы сталкиваемся не
только в современных философских
доктринах и "античныхфилософских
сектах", но и во "многих научных
принципах и аксиомах, утвердившихся
всилу традиции, слепой беспечной
веры". При всем том Бэкон не
склонен обвинять древних или
отказывать им в уважении. Мы, говорит
он, ищем новый метод, не знакомый древним,
позволяющий умам более скромным
достичь больших результатов:"
Наличие этих идолов связано с верой в авторитеты и догматическом следовании доктрин этих авторитетов. Ф. Бэкон пишет не только о вере в авторитеты философии, но и о вере в авторитеты наук. Вера в авторитеты препятствует достоверному познанию истины.
Хотя призраки театра не врожденны и не проникают в разум тайно - Бэкон считает излишним заниматься опровержением ложных теорий по отдельности, признавая порочными сами принципы построения наук в прошлом; и предлагает строить науки на совершенно новом, эмпирическом основании, а «те нелепые и как бы обезьяньи изображения мира, которые созданы в философиях вымыслами людей, мы предлагаем совсем рассеять»
В борьбе против «идолов театра» должны быть устранены и порочные доказательства. Бэкон показывает, что схоластическая философия порочна как в своих основаниях, так и по методу. Она не может вести к познанию природы, ибо пренебрегает фактическим изучением вещей, систематическим накоплением и обработкой опыта; ее метод культивирует только искусство оперирования терминами, ее способы доказательства «подчиняют мир человеческим размышлениям, а размышления — словам».
5. Идолы рынка (площади) (idola fori)
"Есть также идолы,
зависящие, так сказать, от
взаимных контактов
Ф.Бэкон считает, что слова и термины – это всего лишь на всего имена, знаки, а поэтому они и не отображают сущностную природу вещей. Стопроцентная гарантия существования, с точки зрения Ф. Бэкона, имеется только у единичных вещей.
Слова сами являются источником
глубочайших заблуждений — «
«Призраки рынка» непосредственно связаны с «призраками театра». Ложные абстракции, полученные путем спекуляций, пригодны не для понимания природы, а для спора,слова же способны прикрывать дефекты спекуляций, породивших такое множество заблуждений.
«Призраки театра» можно преодолеть с помощью научной критики, и одну философскую систему можно заменить другой. «Призраки рода» врожденны и их невозможно устранить полностью, но все же изучение их источника позволяет людям свести приносимый ими вред к минимуму. Наконец, образование, уравнивающее знания людей, позволяет защититься от «призраков пещеры». «Призраки» же площади неотделимы от общественной природы человека. «Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума».Не поняв природы языка, человек не в силах «помешать обманчивому и чуть ли не колдовскому характеру слова, способного всячески сбивать мысль с правильного пути, совершая некое насилие над интеллектом, и, подобно татарским лучникам, обратно направлять против интеллекта стрелы, пущенные им же самим».
Бэкон ставит вопрос
о происхождении значения
.
Другая разновидность «призраков рынка» связана с названиями существующих вещей, но это названия «неясные и плохо определенные»; значение этих терминов «происходит из плохих и невежественных абстракций», «необдуманно и необъективно» отвлеченных от вещей.
Придавая большое
значение точному выражению
Несмотря на признание
значения определений для
6.Заключение.
Мы познакомились
с основными идолами теории
Ф.Бэкона. Данная классификация,
по мнению Бэкона, нужна для
детального анализа каждого
Однако остается еще
много вопросов по данной
Учение Бэкона оказало влияние на виднейших мыслителей Нового времени. Недаром учение о «призраках» М. Мерсенн воспринял как главную часть «Нового Органона». Вслед за Бэконом проблемой освобождения разума от пагубного влияния страстей, субъективных склонностей, привычек, традиционных предрассудков занимались Декарт, Гоббс, Спиноза, Кондильяк и другие выдающиеся материалисты. Влияние бэконовского учения об «идолах» не ограничилось XVII и XVIII вв. В наши дни американский профессор Р. Макайвер направляет его против идей маккартизма, расовой сегрегации и шовинизма. Классификация Бэкона сыграла выдающуюся историческую роль в оценке субъективныхособенностей познания.
Список литературы:
1 Бэкон Ф Новый органонМ.,1984
2Бэкон ф Сочинения в 2-хтомах М.,1972
3Михайленко Ю.П. Бекон и его учения. М.,1975
4Реале Дж.,
Антисепри Д. Западная
Информация о работе Критика Френсисом Бэконом «идолов познания»