Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:59, контрольная работа
Краткое описание
Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом.А современная наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. История современной науки неисчерпаема по своей глубине. Она универсальна по духу.
Содержание
Введение. Понятие культуры. Культура и научно-технический прогресс. Заключение. Список литературы.
Размышляя об отрицательном
влиянии современного научно-технико-индустриального
прогресса на многие стороны человеческой
жизни, следует обратить особое внимание
на тенденцию нивелирования личности.
В современном индустриально-прогрессивном
мире развитие индустрии нуждается в человеке
лишь как в производителе и потребителе.
И поскольку производственные операции
в основном выполняются машинами, постольку
человек должен свестись к «служащему»
и превратиться в «придаток» машины. Индустриальный
прогресс, как отмечает профессор З. Какабадзе,
нуждается, таким образом, исключительно
в человеке как производителе и потребителе,
все же остальные отношения и соответствующие
особенности становятся лишними, «нерентабельными».
Именно подобной нерентабельной особенностью
оказывается индивидуальность человека:
эффективное функционирование индустриальных
организаций требует единой дисциплины
и единого режима, единая же дисциплина
и единый режим идеально осуществляются
лишь при абсолютной однородности характеров,
наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих
в этой организации индивидов. Функционирующая
в бешеном темпе индустриальная машина
не терпит никаких опасностей отклонения.
Поэтому-то она принимает специальные
меры для уравнивания, нивелирования личностей.
Весьма характерно в этом отношении, что
современные общественно-государственные
учреждения с необычайным усердием занимаются
«воспитанием» граждан по всеобщим стандартам
и образцам. Уличная реклама, телевидение,
журналы, газеты упорно внушают гражданам
образцы, нормы и стандарты поведения,
образования, одежды, квартирной обстановки.
И нужно подчеркнуть, что граждане современных
индустриальных обществ в этом отношении
слишком «благовоспитанны» — каждый из
них необычайно чувствителен к тому, что
делают, как себя ведут, как одеваются,
как отдыхают, как развлекаются и как обставляют
квартиру, что читают другие, вернее, большинство
других: каждый хочет во что бы то ни стало
жить по всеобщим стандартам, по «моде».
В результате всего этого люди постепенно
теряют свое индивидуально- своеобразное
лицо и превращаются в анонимно-безликую
массу.
В условиях современного научно-технического
прогресса, в эпоху беспрецедентного развития
науки и техники еще более резко выявилась
характерная для западного общества тенденция
фетишизации рациональности или разума,
которая часто доходит до иррационализма.
Индустриальный прогресс различными
средствами и путями приводит к нивелированию
личностей, что означает резкое падение
«качества содержания» человеческой жизни.
Ибо для человека в конечном итоге невыносимо
чувство потери индивидуально-своеобразного
лица, т.е. потери собственной «самости»,
превращения в безликую количественную
единицу. Научно-технико-индустриальный
прогресс, уравнивая и нивелируя личности,
способствует внутреннему разобщению
людей, ибо внутреннее обращение людей
предполагает их различие и индивидуальное
своеобразие.
Заключение
Итак, сказанное выше позволяет
отметить, что целесообразность философского
исследования проблем научно-технического
прогресса, проблем, связанных с бурным
развитием науки и техники, в наши дни
обусловлена е столько тем, что техника
совместно с наукой занимает определяющее
место как в общественной, материальной,
так и духовной жизни всего человечества
и фактически изменила уже облик земного
шара, сколько тем, что именно сегодня,
на высоком уровне развития науки и техники
намного яснее стали некоторые важные
характеристики техники. Выяснилось, в
частности, что прогресс вынуждает нас
пересмотреть некоторые важные характеристики
науки и ее связи с техникой, а именно,
обусловленность развития самой науки
и научных исследований успехами и возможностями
техники. Техника часто определяюще влияет
на многие экономические, социальные,
научные, экологические и даже политические
решения.
Всемерно умножая силы человечества,
его способность покорения природы, использования
ее закономерностей в своих целях и интересах,
научно-технический прогресс несет человечеству
неизменные блага, но одновременно этот
прогресс ставит перед нами целый ряд
острейших социальных, политических, моральных,
медико-биологических проблем, таит в
себе не только радужные перспективы,
но и определенные трудности и опасности,
непредвиденные роковые предопределения.
Прогресс общества характеризуется
не только завоеваниями науки и техники,
но и выработкой норм и оценок поведения,
отражающих потребности социальной системы
и ее возможности усовершенствовать отношения
личности и общества, развивать культуру.
Культура как процесс реализации духовных
ценностей выражает уровень «господства»
человека над природой, т.е. показывает,
чего достигло человечество в направлении
развития науки и техники, и одновременно
характеризует степень гуманизации человеческих
отношений в обществе.
Исходя из такого понимания
сущности культуры можно утверждать следующее:
без развития науки и техники невозможен
сам прогресс человечества — это бесспорно.
Развитие науки и техники является также
незаменимым и обязательным условием
прогресса культуры. В условиях преимущественного
развития науки и техники на современном
этапе следует обратить особое внимание
на то обстоятельство, что необходимо
разумное регулирование тенденции абсолютизации
роли и значения технического способа
мышления, так как подлинное развитие
культуры возможно лишь на основе гармоничного
взаимоотношения ее компонентов. Гармония
же подразумевает сохранение специфических
особенностей всех компонентов культуры
и исключает переоценку или недооценку
роли и значения того или иного элемента.
Мы, конечно, не должны закрывать
глаза на то, что с возрастанием мощности
техники увеличивается как благополучие
людей, так и опасность для их существования.
В обществе, устроенном соответственно
человеческому достоинству, техника не
только была бы освобождающим фактором,
но и обрела бы сама себя. Если сегодня
техники иногда испытывают страх перед
тем, что может произойти с их изобретениями,
то ведь лучшей реакцией на этот страх
была бы попытка как-то содействовать
установлению общества, отвечающего человеческому
достоинству.
Таким образом, культурные аспекты
всякого развития, включая научно-технические,
означают его оценку, соотнесение с высокими
гуманистическими, общечеловеческими
ценностями. А это в свою очередь означает
также, что центром всех изменений и преобразований,
точкой отсчета всякого развития является
человек.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Гуревич П.С. Философия культуры.
- М., 1995.
Практика глобализации: игры
и правила новой эпохи. - М., 2000.
Сорокин П. Человек. Цивилизация.
Общество.- М., 1992.
Спиркин А.Г. Философия 2-е издание - М.: Гардарики, 2006.
1Практика
глобализации: игры и правила новой эпохи.
М., 2000. C.14-15.