Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:49, реферат
Цель реферативной работы – изучить концепцию пассинарности, разработанную Л.Н. Гумилёвым.
Задачи:
Познакомиться с краткой биографией Л.Н. Гумилева и его основными работами;
Выяснить, что такое «пассионарность»;
Изучить теорию пассионарности Л.Н. Гумилева.
Введение
1. Биография Льва Николаевича Гумилева
2. Основные работы Л.Н. Гумилева
3. Понятие пассионарности
4. Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
5. Критика пассионарной теории этногенеза
Заключение
Список использованной литературы
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
Кафедра русской и зарубежной литературы и журналистики
Реферат
по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и СМИ»
Л.Н.Гумилев и его концепция пассионарности.
Выполнил: студентка 5 курса
филологического факультета
специальность «Журналистика»
Володина Т.В.
Брянск 2013
Содержание:
Введение
1. Биография Льва Николаевича Гумилева
2. Основные работы Л.Н. Гумилева
3. Понятие пассионарности
4. Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
5. Критика пассионарной теории этногенеза
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Л.Н. Гумилёв понимал под этносом – «естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов)».
Цель реферативной работы
– изучить концепцию
Задачи:
1. Биография Льва Николаевича Гумилева (1 октября 1912-15 июня 1992)
Имя выдающегося, талантливейшего самобытного ученого, основателя новой дисциплины в науке – этнологии ((от греч. йthnos — племя, народ и lуgos — слово, учение) - сравнительное историческое изучение народов и культур в окружающей их среде(от греч. йthnos — племя, народ и логия) (от греч. йthnos — племя, народ и логия) (от греч. йthnos — племя, народ и логия)) - лежащей на стыке нескольких отраслей знаний - этнографии, истории, географии, археологии, психологии - Л.Н. Гумилева хорошо известно историкам, но, тем не менее, мало известно широкому кругу читателей.
Сейчас мы знаем не только о трагической судьбе его родителей - Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, которая задела черным крылом и его, их единственного сына. Многочисленные аресты, допросы, 14- летнее заключение в тюрьмах, сталинских лагерях, преграды и рогатки в его научной деятельности и службе, неудобства в материальной жизни и жилище, хотя основательно подорвали здоровье ученого, но не смогли сломать его дух. В тяжелые годы сталинщины и застоя, его труды не допускались до печатного станка, то, что удавалось издавать, проходило «научную» цензуру «светил» исторических наук. Тем не менее, то, что пробивало себе дорогу через эти рогатки, становилось сразу библиографической редкостью по двум причинам: из-за новизны подхода к давно известным фактам и явлениям и из-за малой тиражности его книг. А также и из-за образности языка научных трудов ученого, которые читаются как приключенческие произведения.
Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого, уезда Тверской губернии.
В 1917 году, после Октября, семья покинула деревенский дом и переселилась в город Бежецк. Лев здесь учился в средней школе до 1929 года. Уже в школе он оказался «белой вороной» - был обвинен в «академическом кулачестве» за то, что он по своим знаниям и успехам выбивался из общего ряда. (И в будущем деятельность ученого из-за своей новизны, оригинальности поставит его в такое же положение). Последний класс средней школы Лев Гумилев закончил в 1930 году в Ленинграде, в средней школе № 67 на Первой Красноармейской улице. В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приеме было отказано из-за социального происхождения: судьбы отца. В том же году он поступает чернорабочим на службу в трамвайное управление города: «Пути и тока». Затем встает на учет в бирже труда, которая на следующий год направляет его работать в геолого-разведочный институт, известный тогда, как «Институт неметаллических полезных ископаемых» Геологического комитета. В 1932 году Л.Н. Гумилев поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию по изучению Памира (страна в Средней Азии), организованную Советом по исследованию производительных сил. Здесь он поступает на работу малярийным разведчиком в местную малярийную станцию совхоза Догары. Он усиленно занимается изучением таджикско-персидского языка, овладевает секретами арабской вязи-письма. Потом, уже в университете, самостоятельно выучит и персидскую грамоту.
В 1933 году он уже в Крыму
- научно-технический сотрудник
Осенью он возвращается в
Ленинград и начинает работать в
Геологическом институте
Первый арест, следственная тюрьма... В 1935 году - обращение А.А. Ахматовой к Сталину спасает Л.Н. Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета «из-за отсутствия состава преступления». Тем не менее, он исключен из университета.
В это время он постоянно посещает Ленинградское отделение Института Востоковедения АН СССР (ЛО ИВАН АН СССР), где самостоятельно изучает печатные источники по истории древних тюрков.
В начале 1938 года Л.Н. Гумилев
арестован, будучи студентом ЛГУ, и
осужден на пять лет. От звонка до звонка
находился в Норильске, Норильлаге,
работал в медно-никелевой
После окончания срока просился в Советскую Армию. Лишь спустя почти год ему удалось получить разрешение на это. Осенью 1944 года он на Первом Белорусском фронте в качестве рядового солдата на переднем крае. Дошел с боями до Берлина.
В 1945 году по общей демобилизации
вернулся в Ленинград, восстановился
студентом в ЛГУ и в начале
1946 года экстерном сдал 10 экзаменов
и окончил университет. За это
же время он сдал все кандидатские
экзамены и поступил в аспирантуру
ЛО ИВАН СССР. Но после Л.Н. Гумилева
исключили из аспирантуры с мотивировкой
«в связи с несоответствием
В 1947 году поступает в
Ленинградскую
7 ноября 1949 года снова
арестован, без всякой
В сталинские времена, когда был популярен тезис о том, что «сын не отвечает за отца», Л.Н. Гумилев сперва сидел за отца, вторично - за мать. Как писала А.А. Ахматовой:
Муж в могиле,
Сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. (Поэма «Реквием».)
В 1956 году Л.Н. Гумилев вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М.И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем. Работая там, он завершил докторскую диссертацию «Древние тюрки» и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л.Н. Гумилева приглашают на работу в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по 1986 год, до выхода на пенсию - сперва научным работником, потом - старшим научным работником, перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научные сотрудники. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по «Народоведению».
В 1974 году защитил вторую
докторскую диссертацию, на этот раз
по географическим наукам. Эта работа,
известная под названием «
С 1959 года его труды начали
печатать небольшими порциями. В этих
условиях он окунулся в работу Ленинградского
отделения Всесоюзного
Л.Н. Гумилева лишь условно можно назвать историком. Он автор глубоких, новаторских исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии - изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии (наука о древних народах) Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э.. В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с новых позиций...
В неволе Л.Н. Гумилеву было запрещено писать стихи, но он их запоминал. Любовь к поэзии отражена и в его переводах поэтов народов Востока.
Труды Л.Н. Гумилева издавались в узкопрофильных журналах, а книги мизерными тиражами, тем не менее, его работы были популярны среди ученых историков. Поэтому его часто приглашали для чтения докладов и лекций, чему «кураторы» советской исторической науки всячески стремились поставить преграду. Тем не менее, его коллеги смогли устроить ему поездку в Академгородок в Новосибирск с лекциями для ученых и студентов по истории, в МГУ, в университет Тарту в Эстонию по этногенезу, в Молодежный Центр АН СССР в Пущино и т.д.
По личным приглашениям он принял участие в Международных научных съездах, организованных по линии ЮНЕСКО по археологии, истории в Чехословакии, Венгрии. Он получил ряд приглашений для участия во всемирных научных конференциях из США, Англии, Турции, Италии, ФРГ, но не смог поехать туда по не зависящим от него причинам.
2. Основные работы Л.Н. Гумилева
· «Этногенез и биосфера Земли»;
· «Конец и вновь начало»;
· «В поисках вымышленного царства»;
· «Древняя Русь и Великая степь»;
· «Древние тюрки»;
· «История народа хунну»;
· «Тысячелетие вокруг Каспия»;
· «Черная легенда»;
· «Древний Тибет»;
· «Открытие Хазарии»;
· «Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае»;
· «Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах».
3. Понятие пассионарности
Существует несколько
определения понятия «
Пассионарность – повышенная тяга к действию (В. Буданова «История мировых цивилизаций: словарь обязательных терминов и понятий»).
Пассионарность - способность и стремление этнического сообщества к изменению окружения; уровень активности этнического сообщества. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания (Ю. Платонов. «Социологический глоссарий к книге «Народы мира в зеркале геополитики»).
В широком смысле пассионарность — уровень «биохимической энергии живого вещества» (термин В.И. Вернадского), содержащийся в отдельном индивиде или в группе людей, объединенных внутрисистемными связями.
Пассионарность - (от лат. passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность, по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В.И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой - представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения (М.А. Маслин, В.В. Сапин «Русская философия: словарь»).
Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства.
Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.
Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно. Она заразительна.
Этим качеством в огромной степени обладал А.В. Суворов. Когда Павел I бросил русскую армию в Италию против стойких французских армий, которыми командовали лучшие французские генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов одержал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские части, хотя австрийцев никто в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабой боеспособности, это ведь были такие же славяне: хорваты, словаки, чехи, и они воевать могли. Но решающими ударами, которыми были опрокинуты французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке пассионарность, которая была у него самого.
Каждый живой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества.
Л.Н. Гумилев рекомендует
принять эту энергетическую модель,
модель силового поля, и применить
ее к проблеме этноса, тогда этнос
можно представить себе в качестве
системы колебаний
Информация о работе Л.Н.Гумилев и его концепция пассионарности