Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 19:39, курс лекций

Краткое описание

1. Философия и мировоззрение. Специфика философии.


Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

 

Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

 

Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит  нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

 

 

 

 

 

 

 

16. Познание и практика

 

Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности  перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание  в самом широком смысле означает владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

 

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.

 

Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль:

 

1.     Она является  источником познания, его движущей  силой.

 

2.     Практика является  сферой приложения знаний, целью  познания.

 

3.     Практика служит  критерием, мерилом проверки истинности  результатов познания.

 

 Итак, практика – это  основа формирования и развития  познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности  результатов процесса познания. Практика не только выделяет  и указывает те явления, изучение  которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые  до этого не были известны  человеку и поэтому не могли  быть предметом изучения. Не только  земные, но и небесные тела, в  которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием  и познаются в меру вовлечения  их в нашу жизнь в качестве  средств ориентации в мире.

 

17. Диалектика как метод  мышления

 

 Термин "диалектика" происходит от греческого слова  dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия.

 

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика – своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определениях рассудка и исключает противоположные им определения…

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Философии"