Личность Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

В период с 1027 по 771 гг. до н. э. Китай переживал период внутренней колонизации, которая шла с севера на юг, из бассейна Хуанхэ к Янцзы. Это привело к росту междоусобных войн, социальной дифференциации и товарно-денежных отношений. Китай сталкивается с проблемами распада родового общества, ослабления авторитета традиционной родовой аристократии, эрозии мифологического сознания. Родовая клановая аристократия самоистребляется в междоусобных войнах, что приводит к усилению власти централизованной государственной бюрократии.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

Перенесенный в сферу политики, этот принцип должен был послужить фундаментом всей системы управления государства.

2.3 Суждения  Конфуция о государстве

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца - Тян-Вана, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Отец должен заботиться о детях, а дети должны слушаться отца. В случае, если отец о детях не заботится, то дети не обязаны его слушаться. При этом такой Ван лишается мандата неба (власть осуществляется небом, а не народом) и его свергают. Таким образом происходит механизм смены династии.

Принципы государства:

Любое государство сакрально (совпадают религиозные и светские элементы). Правитель – Ван объединяет своей личностью 3 царства (небесное, земное и подземное). Главная функция Ванна – поддержание мировой гармонии, он считается центром мира.

Авторитарность, не допускается разделение властей. Вен, разделив с кем-то власть, нарушает гармонию в мире, также не допускается демократия и тоталитарное государство.

Ван не сможет сделать что захочет, он не может нарушать Дао, он должен заботиться о поданных.

Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

В своих суждениях о госу

арстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". 12

2.4 Правитель  в Китае и концепция истинного  правления

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".13

Для Конфуция и его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли (правило, ритуал, этикет ). Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.

Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо быть человеком в высочайшей степени образованным на книгах, знающим. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).

Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей право на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Насилие и наказания приведут только к стремлению народа уклониться от выполнения письменных законов (фа), к разрушению добродетели, то есть самой основы государства и обществ.14 Конфуцием считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: управляющие и управляемые.

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие  себя люди способны проявить  уважение к народу при вынесении  каких-либо решений. Это просто  необходимо, учитывая беспрекословное  подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать  ответственность за управляемый  им народ. Это качество также  присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство доброты  при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен  лучше воспитать народ повысить  его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс  всего общества.

4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито  особенно у людей, от чьей справедливости  зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

Заключение

Изучение политико-правовой мысли Китая имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества. Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. Ведь, например, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Поднебесной, которому должны подчиняться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

Список используемых источников

Богомолов С.А. История политических и правовых учений. Учебное пособие / С.А. Богомолов. – М.: ИД Дашков и К, 2004. - 248с.

Воротилин Е.А., Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зеркало, 2004. – 565с.

Демененко И.И. Конфуций. Учебник / И.И. Демененко. - М., 1995. – 382с.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Изд. НОРМА, 2000. – 352с.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. Учебник / Л.С. Переломов. – М., 1993. – 301с.

Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. Учебник / М.В. Цыбульская. – М., 2003. – 111с.

.

1 Воротилин Е.А., Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зеркало, 2004. – С.23.

2 Богомолов С.А. История политических и правовых  учений. Учебное пособие / С.А. Богомолов. – М.: ИД Дашков и К, 2004. –  С.38.

3 Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. Учебник / М.В. Цыбульская. – М., 2003. – С.11.

4 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Изд. НОРМА, 2000. – С.9.

5 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. Учебник / Л.С. Переломов. – М., 1993. – С.15-45.

6 Демененко И.И. Конфуций. Учебник / И.И. Демененко. - М., 1995. – С.122-134.

7 Богомолов С.А. История политических и правовых  учений. Учебное пособие / С.А. Богомолов. – М.: ИД Дашков и К, 2004. –  С.39.

8 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Изд. НОРМА, 2000. – С.10.

9 Воротилин Е.А., Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зеркало, 2004. – С.25.

10 Богомолов С.А. История политических и правовых  учений. Учебное пособие / С.А. Богомолов. – М.: ИД Дашков и К, 2004. –  С.39.

11 Воротилин Е.А., Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зеркало, 2004. – С.25.

12 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. Учебник / Л.С. Переломов. – М., 1993. – С.123-154.

13 Воротилин Е.А., Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. О.Э. Лейст. – М.: Зеркало, 2004. – С.24.

14 Богомолов С.А. История политических и правовых  учений. Учебное пособие / С.А. Богомолов. – М.: ИД Дашков и К, 2004. –  С.40.

 


Информация о работе Личность Конфуция