Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

При изучении темы контрольной работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены следующие издания: концепция власти в политической социологии М. Вебера, Проблема бюрократии у Макса Вебера. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии…6
Глава 2. Представления М. Вебера о власти и государстве……………8
Заключение………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Политология Вебер.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

6. Держатель офиса  не может обращать этот офис  в свою собственность.

7. Управленческая работа  основывается на письменных документах, в силу чего офис (бюро) становится центральным звеном современной организации.

8. Системы законной  власти могут принимать множество  форм, идеальным (чистым) видом которых  является бюрократический административный штат.

Основной вклад Вебера в изучение политических форм и режимов  может быть представлен по четырем направлениям.

Во-первых, Вебер — автор теории легитимности власти, которая в силу своей универсальности позволяет, по словам В.Моммзена, осмыслить не только современное государство, но, no-существу, "все формы властных отношений" и обществе. Легитимность, согласно Веберу, означает признанность власти, ее законность (в неправовом смысле) и выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся в обществе структур, процедур, решений и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центральный элемент того явления, которое Вебер называл "политическим господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы. Более существенно то, что любая власть действует в рамках определенных социально выработанных норм и правил общежития и опирается на эти нормы. Если нормы признаются большинством в обществе и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или иначе говоря, власть обладает легитимной основой для своих действий.

Легитимность может  быть трех типов — рациональная, традиционная и харизматическая. Соответственно, власть обретает свои полномочия на основе трех различающихся способов — рационально разработанных правил человеческого общежития, сложившихся в обществе традиций и харизмы лидера.

Поскольку легитимность выступает для Вебера в качестве внутреннего основания и смысла политического господства, то на ее основе, считал немецкий ученый, могут быть выделены также три главных типа политического господства. Кроме того, легитимность власти может быть рассмотрена в качестве одного из важнейших ее ресурсов, позволяющих ей быть значительно менее скованной в своих действиях. Такая, пусть и относительная "свобода действий" предоставляет власти определенный выбор — "проедать" имеющийся авторитет, реализуя лишь свои собственные, противоречащие общественным интересы или осуществлять социально-экономическое развитие в интересах общества в целом.

Вторым важнейшим достижением  Вебера была разработка типов политического  лидерства, возникающего к условиях стабильных и нестабильных обществ. Основываясь на своей концепции легитимности и политического господства, Вебер соответственно выделял и типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. Каждому из них был присущ собственный стиль поведения, использования средств управления, каждый опирался на специфический административный персонал и социальные слои. Принципиально важным представляется выделение Вебером лидерства харизматического склада, возникающего в условиях социальной и политической нестабильности.

Третье направление деятельности Вебера — анализ социальных оснований политической стабильности и нестабильности. Вебер строил свой анализ, принципиально противопоставляя его марксистскому, в основу которого было положено гипертрофирование роли экономических факторов. И если для Маркса в основе всего лежал экономический интерес, то Вебер само возникновение такого интереса рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей. Фундаментально важной для него оказалась категория ценности, а не интереса. Опираясь на эту категорию, социолог разработал значительно более сложную, многовариантную систему социальной стратификации, нежели классовая. В основе этой стратификации не одно (классовое, или экономическое), а два начала (статус и класс). Индивиды, считал Вебер, стремятся утвердить в обществе свои позиции, укрепить свой социальный статус. В тех случаях, когда такое укрепление связано с реализацией экономических интересов, как в развитых в экономическом отношении обществах, формируются классовые интересы. Однако сознание индивидов может быть и не связано непосредственно с классовыми ценностями. Люди нередко осознают себя как часть не столько классовой, сколько этнической, сословной или религиозной общности.

Эти рассуждения принципиально  важны для понимания механизма  мотивации участия в политике различных социальных общностей. Вебер полагает, что индивиды активно вторгаются в политическую деятельность, если задеты их фундаментальные ценности. Экономические интересы вступают в этом случае в неразрешимое противоречие с ценностями.

Возникает опасность  неорганизованного, неинституциализированного вовлечения людей в политику, чреватого непредсказуемыми для общества последствиями. В тех случаях, когда коллективное действие является результатом спонтанного, неорганизованного участия масс в политике, возникает "нерутинная ситуация", стимулирующая выход на авансцену лидеров харизматического склада. Наоборот, "рутинная" (или стабильная) ситуация существует, когда интересы людей не расходятся с их ценностями или верованиями, а коллективное действие происходит организованно и в соответствии с имеющимися у людей ценностными установками.

Наконец, четвертое направление  исследований Вебера-политолога — анализ политического процесса как в своей основе элитарного и содержащего в себе угрозу перерождения демократии в диктатуру. Особую, по мнению социолога, опасность представляет в данном отношении бюрократия, владеющая экспертным знанием и получающая поэтому уникальную возможность концентрировать власть в своих руках. Здесь мысль Вебера развивается во многом схоже с направленностью размышлений его друга Р. Михельса. И поскольку в условиях любого политического устройства власть неизбежно концентрируется в руках узкого круга лиц, возникает вопрос, как избежать связанных с такой концентрацией опасностей. Как ограничить власть бюрократии и сохранить общественный строй демократическим, стабильным и развивающимся?

В поисках ответа на этот вопрос Вебер формулирует концепцию плебисцитарного вождистского типа демократии, задача которой состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить контроль за действиями административной бюрократии, не допустить ее в политику, а во-вторых, обеспечить необходимый обществу конкурентный отбор политических лидеров. По мысли Вебера, решение этих задач возможно лишь в случае противопоставления харизматической власти лидера власти бюрократического аппарата, в случае его опоры в своих действиях непосредственно на народные массы, "через голову" бюрократии. Только такое соединение рационально-правовой власти, олицетворением которой является бюрократия, и власти харизматической личности, опирающейся на иррациональную веру масс в ее экстраординарные качества, может, согласно Веберу, обеспечить необходимые обществу стабильность и процветание.

 

Заключение

 

Как добросовестный ученый, Вебер не оставлял не раскрытой  ни одной иллюзии - и при принятии любого решения он просчитывал слишком много "ходов вперед", больше, чем это допустимо для политика. В этом была и его проницательность, но и его просчет: он слишком переоценивал возможности рациональной раскладки, не оставляя места для не предусмотренных, случайных моментов, которые в данном случае позволяют реально действующему человеку быть увереннее и решительнее в своих действиях.

Возможно, что  более глубокое почтение текстов  по социологии Макса Вебера поможет  лучше разобраться во многих практических вопросах, которые ныне стоят перед Россией, несомненно, переживающей этап модернизации. Возможно, учения Макса Вебера никогда не утеряют своей познавательной ценности.

В результате проведенной  работы можно сделать следующие  выводы:

Вебер придерживался точки зрения, считая, что стратификация, существующая в капиталистическом обществе, неизбежна и необходима. Общество должно быть именно таким, но строй должен быть рациональным, что он называет «императивной координацией». В обществе Вебера, где порядок ставится на первое место, «те, кто оказывается в неблагоприятном положении, становятся скромными в силу необходимости быть в согласии с разумом. В этом смысл класс представляет собой своего рода отражение в обществе количественной рациональности рынка».

По Веберу, положение  человека зависит от его «жизненных шансов», которые являются оценками продолжительности и качества жизни.

вебер власть государство

 

Список литературы

 

  1. Бем-Баверк, О. Критика теории Маркса О. Бем-Баверк. – Москва: Социум, 2002. – 211 с.
  2. Давыдов, Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс Ю. Н. Довыдов. – Москва: Политиздат, 1991. – 409 с.
  3. Гайденко, П.П. Проблема бюрократии у Макса Вебера П.П. Гайденко Вопросы философии. – 2001. - №3. – С. 25 – 32
  4. Грамши, А. Наш Маркс / А. Грамши // Избр. пр.: в 2 т. – Москва, 1980.- Т. 2: Марксизм. – С. 63 - 275.
  5. Кудрявцев, В. Н. Карл Маркс как теоретик государства / В. Н. Кудрявцев Вопросы философии. 1998. - №3. – С.43 - 54
  6. Карл Маркс и современная философия: к 180 – летию со дня рождения К. Маркса: сб. науч. ст. / Юридическая лит – ра; редкол.: Л. Н. Богомолова (отв. ред.) [ и др.]. – Москва, 1999. – 162 с.
  7. Кравченко, А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика / А. Н. Кравченко. – Москва: Логос-Альтера, 2007. – 215 с.
  8. Льюис, Д. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера Д. Льюис. – Москва: Прогресс, 1981. – 169 с.
  9. Макаренко, В.П. Концепция власти в политической социологии М. Вебера В.П. Макаренко Совецкое гос – во и право. – 1985. - №5. – С. 50 - 63
  10. Макаренко, В.П. Теория бюрократии М. Вебера и буржуазные концепции организации и управления В. П. Макаренко Вопросы философии. 1986. - №3. – С. 127 - 137
  11. Чесноков, С.В. Социология господства Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова С. В. Чесноков Полис. – 2000. - №2. – С. 13 – 21

Размещено на




Информация о работе Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии