Марксизм в России и СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:31, контрольная работа

Краткое описание

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Несколько десятилетий назад Бертран Рассел отмечал: «Почти половина мира сегодня — это страны, которые верят в марксистские теории» (Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 411).
Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов

Содержание

Теоретическое задание 2
Тестовые задания 9
Список использованной литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 6 вариант.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

Проблема материи. Раньше представление  о материи отождествляли с  веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, например, у Вл. С. Соловьева), материально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. В. И. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносеологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная1 реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им». Это определение дано в плане противоположения «Я» и «Мир». Под ним разумеется уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него. Можно сказать, что это подлинно мировоззренческо-философское определение, ибо раскрывается через основной вопрос мировоззрения.

Проблема истины. Истина согласно классической (корреспондентской) концепции  означала совпадение представлений  человека и действительности. В. И. Ленин  не только расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать  и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование (последнему ведь тоже могут соответствовать, а  могут и не соответствовать представления  познающего субъекта). Он выдвинул положение  о субъективной стороне истины и  объективном ее содержании. Истина, писал он, это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надисторична). В. И. Ленин сформулировал также положение об истине как процессе (при анализе истины в качестве теории): он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как из одной относительной истины вырастает другая, более полная.

Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что практика не только абсолютна в плане критики агностицизма), но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т. е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.

Проблема всеобщего метода познания. В «Философских тетрадях» (1914 — 1916) В. И. Ленина выявлена структура («элементы») диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и др.). Он раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.

Во времена В. И. Ленина актуальной была проблема кризиса естествознания. В столкновение, в конфликт приходили  материалистические по сути установки  естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они делали после  своих исследований (например, выводы энергетического или конвенционалистского характера). В. И. Ленин подробно проанализировал кризис в физике, выявил его гносеологические, обшеметодологические и социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой диалектики.

Проблема союза философии и  естествознания. Эта проблема, развивавшаяся  многими философами прошлого, в том  числе отечественными (особенно А. И. Герценом), была не только теоретически разработана дальше В. И. Лениным, но и поставлена как практическая, политическая задача. В работе «О значении воинствующего  материализма» (1922) он выдвинул положение  о необходимости установления союза  философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма). В. И. Ленин как глава государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после Октябрьской революции. В 20-е годы философы опирались на идеи В. И. Ленина и, можно утверждать, сформировали такой союз. К сожалению, начиная с 1930 г. этот союз стал рушиться под гнетом сталинистского тоталитаризма.

Понятия «марксистская философия» и «советская философия» (или «философия СССР») не являются тождественными. Во-первых, термин «марксизм» преимущественно  связан с политической экономией  К. Маркса, с его «Капиталом». У  самого Маркса нет однозначной связи  его философских идей, например, в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.», и политэкономических положений 40 — 50-х годов, на которых, как известо, базировалась его политическая программа. Сторонники экономических воззрений Маркса могли иметь и нередко имели иные, чем у Маркса, философские позиции. Вспомним хотя бы такого марксиста как А. А. Богданова (1873 — 1928), создателя «текто-логаческого» мировоззрения. Во-вторых, в СССР в первые годы после революции продолжали развиваться разнообразные философские концепции, представленные Н. А. Бердяевым, Н. О. Лосским, Г. Г. Шпетом и др. Свою своеобразную философию разрабатывал с 20-х и вплоть до конца 80-х годов А. Ф. Лосев (о его философских взглядах, как и о мировоззрении А. А. Богданова и многих других философов советского периода см. в кн.: П. В. Алексеев. «Философы России XIX — XX столетий. Биографии, идеи, труды». 3-е изд. М., 1999).

Конечно, в СССР господствовавшим мировоззрением стал марксизм, поскольку  он был на вооружении Коммунистической партии и его использовали для  идеологического оправдания существовавшего в течение ряда десятилетий политического режима. Но и в философии диалектического материализма не все обстояло так, как на то рассчитывали политические «верхи». Сама диалектико-материалистическая философия еще в 20-х годах имела два течения — одно, которое возглавлял А. М. Деборин (1881 — 1963), и другое, представленное Л. И. Аксельрод (1868 — 1946), В. Н. Сарабьяновым (1886 — 1952) и их сторонниками. Философы этих направлений вскоре, с начала 30-х годов, оказались недостаточно политизированными, не отвечавшими требованиям «марксистской партийности» с точки зрения руководителей партии. Новую, до предела идеологизированную марксистскую философию с выхолощенным из нее позитивным содержанием, разорвавшую преемственную связь с религиозной философией предреволюционной России (и всякой иной «немарксистской философии») и положившую конец нормальному диалогу с западной философией, стремились организационно и идейно оформить М. Б. Митин (1901 — 1987) и его последователи (см.: Приложение: Философия в условиях тоталитаризма). Но философия в СССР все же не стала, в целом, служанкой политики. Постепенно набирало силу то направление в диалектико-материалистической философии, которое находилось в закрытой оппозиции к процессу политизации философии. Оно ориентировалось на научность и гуманизм. Это направление представляли В. Ф. Асмус (1894 — 1975), Б. М. Кедров (1903 — 1985), Э, В. Ильенков (1924 — 1979), П. В. Копнин (1922 — 1971) и др.

С конца 80-х — начала 90-х годов  именно философы этого направления  стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследение России XIX — начала XX в. и русского зарубежья 20 — 50-х годов. Марксистская, вернее, диалектико-материалистическая философия, освободившись от политического пресса и, естественно, части своих бывших приверженцев, теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

 

Тестовые задания

1 вопрос. Наиболее известной работой Г.В. Плеханова является: (выберите правильные ответы)

1. Идеализм и эмпириокритицизм ;

2. К вопросу о развитии монистического  взгляда на историю ;

3. Наши  задачи;

4. Философские тетради.

2 вопрос. Философия истории марксизма предсказывает.: (выберите правильные ответы)

1. победу  коммунистического идеала во  всем мире;

2. нарастание кризисов капитализма;

3 вопрос. Кто является марксистским теоретиком экономики.: (выберите правильный ответ)

1. Н.И.  Бухарин;

2. Л.Д. Троцкий;

3. Н.А. Вознесенский.

4 вопрос. Черты официальной маркситской доктрины в 1917-1991 гг.: (выберите правильные ответы)

1. догматизм;

2. начетничество;

3. отрицание  плюрализма мнений.

4.идейный плюрализм

5 вопрос. Основные постулаты советской идеологии в середине 50-х середины 60-х гг.:

1. тезис  о построении коммунистического  общества при жизни «нынешнего  поколения советских людей»;

2. тезис о построении в основном  социалистического общества в  СССР;

3. тезис о мирном сосуществовании  и соревновании социалистической  и капиталистической систем.

6 вопрос. Черты кризиса марксистского мировоззрения: (выберите правильные ответы)

1. недовольство партийного аппарата  нестабильностью своего положения;

2. несоответствие  между картиной мира и наблюдаемыми  явлениями;

3. падение престижа марксистской  идеологии.

7 вопрос. Назовите официальную причину отмены курсов Диамата в вузовской программе: (выберите правильный ответ)

1. изменение идеологического курса;

2. методологическая невостребованность курса;

3.отстутствие интереса у аудитории .

8 вопрос. Важнейшие черты развития философии в СССР в 1953-1964 гг.: (выберите правильные ответы)

1. попытки отказа от догматизма, навязываемого Министерством идеологии;

2. реабилитация взглядов Н.И.Бухарина ;

3. появление неофициальных философских  кружков ;

4. утверждение  методологического плюрализма .

9 вопрос. Когда и кем совершено создание МММК : (выберите правильные ответы)

1. В.Грушиным;

2. А.Зиновьевым.;

3. Г.Щедровицким.

4.М.К.Мамардашвили

10 вопрос. Черты развития философии в СССР во второй половине 80-х гг.:

1. официальное осуждение марксистской  методологии;

2. перенесение критики с личностных  качеств Маркса на марксистскую  методологию;

3. ликвидация догматиков в Академии  Наук;

4. реабилитация  взглядов некоторых осужденных  в годы правления Сталина мыслителей.

 

Список использованной литературы

1. Антоов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2011. – Тема 9.

2. Введение в философию:  В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова.  – М., 1989. – Глава 3.

3. Кириленко Г.Г. Философский  словарь: Справочник студента. –  М., 2012.

4. Краткий очерк истории  философии /Под ред. М.Т. Йовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – М., 2011. – Глава XII-XVI.

5. Философия: Учебник для  вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2011. – Раздел II, глава 8.

 


Информация о работе Марксизм в России и СССР