Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:31, контрольная работа
Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Несколько десятилетий назад Бертран Рассел отмечал: «Почти половина мира сегодня — это страны, которые верят в марксистские теории» (Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 411).
Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов
Теоретическое задание 2
Тестовые задания 9
Список использованной литературы 11
Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, например, у Вл. С. Соловьева), материально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. В. И. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносеологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная1 реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им». Это определение дано в плане противоположения «Я» и «Мир». Под ним разумеется уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него. Можно сказать, что это подлинно мировоззренческо-философское определение, ибо раскрывается через основной вопрос мировоззрения.
Проблема истины. Истина согласно
классической (корреспондентской) концепции
означала совпадение представлений
человека и действительности. В. И. Ленин
не только расшифровал понятие «
Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что практика не только абсолютна в плане критики агностицизма), но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т. е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В «Философских тетрадях» (1914 — 1916) В. И. Ленина выявлена структура («элементы») диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и др.). Он раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.
Во времена В. И. Ленина актуальной
была проблема кризиса естествознания.
В столкновение, в конфликт приходили
материалистические по сути установки
естествоиспытателей с их идеалистическими
выводами, которые они делали после
своих исследований (например, выводы
энергетического или
Проблема союза философии и
естествознания. Эта проблема, развивавшаяся
многими философами прошлого, в том
числе отечественными (особенно А. И.
Герценом), была не только теоретически
разработана дальше В. И. Лениным, но
и поставлена как практическая, политическая
задача. В работе «О значении воинствующего
материализма» (1922) он выдвинул положение
о необходимости установления союза
философов-марксистов с естествоиспытателями-
Понятия «марксистская философия»
и «советская философия» (или «философия
СССР») не являются тождественными. Во-первых,
термин «марксизм» преимущественно
связан с политической экономией
К. Маркса, с его «Капиталом». У
самого Маркса нет однозначной связи
его философских идей, например,
в «Экономическо-философских
Конечно, в СССР господствовавшим мировоззрением стал марксизм, поскольку он был на вооружении Коммунистической партии и его использовали для идеологического оправдания существовавшего в течение ряда десятилетий политического режима. Но и в философии диалектического материализма не все обстояло так, как на то рассчитывали политические «верхи». Сама диалектико-материалистическая философия еще в 20-х годах имела два течения — одно, которое возглавлял А. М. Деборин (1881 — 1963), и другое, представленное Л. И. Аксельрод (1868 — 1946), В. Н. Сарабьяновым (1886 — 1952) и их сторонниками. Философы этих направлений вскоре, с начала 30-х годов, оказались недостаточно политизированными, не отвечавшими требованиям «марксистской партийности» с точки зрения руководителей партии. Новую, до предела идеологизированную марксистскую философию с выхолощенным из нее позитивным содержанием, разорвавшую преемственную связь с религиозной философией предреволюционной России (и всякой иной «немарксистской философии») и положившую конец нормальному диалогу с западной философией, стремились организационно и идейно оформить М. Б. Митин (1901 — 1987) и его последователи (см.: Приложение: Философия в условиях тоталитаризма). Но философия в СССР все же не стала, в целом, служанкой политики. Постепенно набирало силу то направление в диалектико-материалистической философии, которое находилось в закрытой оппозиции к процессу политизации философии. Оно ориентировалось на научность и гуманизм. Это направление представляли В. Ф. Асмус (1894 — 1975), Б. М. Кедров (1903 — 1985), Э, В. Ильенков (1924 — 1979), П. В. Копнин (1922 — 1971) и др.
С конца 80-х — начала 90-х годов
именно философы этого направления
стали восстанавливать, а по многим
проблемам и развивать
1 вопрос. Наиболее известной работой Г.В. Плеханова является: (выберите правильные ответы)
1. Идеализм и эмпириокритицизм ;
2. К вопросу о развитии
3. Наши задачи;
4. Философские тетради.
2 вопрос. Философия истории марксизма предсказывает.: (выберите правильные ответы)
1. победу коммунистического идеала во всем мире;
2. нарастание кризисов
3 вопрос. Кто является марксистским теоретиком экономики.: (выберите правильный ответ)
1. Н.И. Бухарин;
2. Л.Д. Троцкий;
3. Н.А. Вознесенский.
4 вопрос. Черты официальной маркситской доктрины в 1917-1991 гг.: (выберите правильные ответы)
1. догматизм;
2. начетничество;
3. отрицание плюрализма мнений.
4.идейный плюрализм
5 вопрос. Основные постулаты советской идеологии в середине 50-х середины 60-х гг.:
1. тезис
о построении
2. тезис о построении в основном социалистического общества в СССР;
3. тезис о мирном
6 вопрос. Черты кризиса марксистского мировоззрения: (выберите правильные ответы)
1. недовольство партийного
2. несоответствие
между картиной мира и
3. падение престижа марксистской идеологии.
7 вопрос. Назовите официальную причину отмены курсов Диамата в вузовской программе: (выберите правильный ответ)
1. изменение идеологического
2. методологическая невостребованность курса;
3.отстутствие интереса у
8 вопрос. Важнейшие черты развития философии в СССР в 1953-1964 гг.: (выберите правильные ответы)
1. попытки отказа от догматизма,
навязываемого Министерством
2. реабилитация взглядов Н.И.
3. появление неофициальных
4. утверждение методологического плюрализма .
9 вопрос. Когда и кем совершено создание МММК : (выберите правильные ответы)
1. В.Грушиным;
2. А.Зиновьевым.;
3. Г.Щедровицким.
4.М.К.Мамардашвили
10 вопрос. Черты развития философии в СССР во второй половине 80-х гг.:
1. официальное осуждение
2. перенесение критики с
3. ликвидация догматиков в
4. реабилитация
взглядов некоторых осужденных
в годы правления Сталина
1. Антоов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2011. – Тема 9.
2. Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава 3.
3. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2012.
4. Краткий очерк истории философии /Под ред. М.Т. Йовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – М., 2011. – Глава XII-XVI.
5. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2011. – Раздел II, глава 8.