Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 20:08, реферат
Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.
У истоков гуманистического направления в марксизме стоят А.Грамши и Д.Лукач. Внутри этого направления можно выделить несколько течений:
* Франкфуртская школа социальных исследований.
* Фрейдо-марксизм.
* Экзистенциалистский марксизм.
* Феноменологический марксизм.
* Группа "Праксис".
* Будапештская школа.
* "Философия надежды" Э.Блоха.
Фрейдо-марксизм
Он представляет собой соединение социальной философии марксизма с фрейдовской концепцией личности. Родоначальником считается австрийский психиатр и психолог Вильгельм Райх. Инициатива к этому синтезу исходила со стороны фрейдистов. Поскольку причины неврозов, деформирующих психику личности, коренятся в социальной области, то марксизм, особенно его учение об отчуждении, может быть полезен при поиске путей преодоления этих деформаций. Райх утверждал, что в обществе подавляются естественные стремления человека, такие, как любовь, жажда творчества. Чтобы эти стремления раскрепостить, необходима сексуальная революция.
Эрих Фромм предлагал концепцию "гуманистического психонализа" в качестве средства для преодоления отчуждения и обретения людьми "самости" вместо мнимого бытия.
Герберт Маркузе, в работе "Эрос и цивилизация", решает проблему конфликта между индивидуальным и социальным бытием с позиции идеи биопсихологического переустройства человека на основе "новой чувствительности".
Фрейдо-марксизм был популярен в 30-50-е годы ХХ века и сейчас практически исчез из философской палитры западной мысли.
"Франкфуртская" школа социальных исследований
Название это течение получило от города, в котором в 30-е годы образовался Институт социальных исследований, разрабатывающий критическую теорию общества. У истоков школы стояли Марк Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.
Собственно марксистским можно считать лишь начальный этап деятельности школы. Для неё была характерна установка на исследование производственных отношений, экономических детерминант политических процессов и институтов. "Критической" теория Франкфуртской школы является из-за того, что она не анализирует фактически данные условия и отношения, не пытается их репродуцировать, а "просвечивает" всё сквозь призму категории противоречия. Философы Франфуртской школы, в полном соответствии марксизму, признавали объективность общественных закономерностей, критиковали товарный фетишизма. Особое внимание в первый период деятельности школы уделялось анализу типов социальности.
Во второй период деятельности Франкфуртской школы появляются работы, в которых социализм и капитализм рассматриваются в перспективе принципа рациональности, - общего для этих систем. На первый план здесь выдвигается понятие господства и делается попытка сблизить Маркса и Вебера. Т.Адорно в книге "Негативная диалектика" утверждал, что острие критики должно быть направлено против понятия тотальности, в котором совпадают противоположности и достигается тождество. Он превозносит пространство, свободное от тождества и характеризующееся противоречивостью.
Один из ведущих философов современности, - Юрген Хабермас, - в молодые годы активно участвовал в деятельности Франкфуртской школы, разработал теорию "коммуникативного действия", в которой переориентировал рациональность с отношения "человек-природа" на отношение "человек-человек".
В 70-е годы ХХ века Франкфуртская школа прекратила свое существование.
Экзистенциалистский марксизм
Это течение оформилось в начале 60-х годов во Франции под влиянием Жан-Поля Сартра. Инициатива синтеза марксизма и экзистенциализма исходила от представителей последнего: экзистенциалисты хотели разрешить проблему сущности и существования человека с помощью реконструкции философских идей молодого Маркса.
В центре внимания этого течения находятся следующие проблемы: человеческая субъективность; отчуждение и пути его преодоления; восстановление целостности человека.
Сартр, в книге "Критика диалектического разума", соединяет материалистическое понимание истории с экзистенциалистским тезисом о неустранимом своеобразии человеческой авантюры и пытается понять историю как человеческое творчество. Если в марксизме акцент делается на том факте, что человек есть продукт истории, то Сартр утверждает, что он активный ее творец. Непродолжительное время на позициях экзистенциалистского марксизма стоял Морис Мерло-Понти, - впоследствии выдающийся феноменолог. В работах "Гуманизм и террор" и "Приключения диалектики" он соглашается с положением марксизма об объективном характере истории и критикует капитализм за попрание им человеческой свободы, приветствует революции за содержащийся в них пафос свободы и человеческой субъективности. Варианты экзистенциалистского марксизма были представлены в работах французских философов, объединившихся вокруг журналов "Социализм и борьба" (К.Касториадис, К.Лефор, Ж.-Ф.Лиотар) и "Аргумент" (А.Лефевр, Э.Морен). Их идеи использовались левыми экстремистами во время радикальных политических выступлений во Франции в конце 60-х годов.
Феноменологический марксизм
Основная проблема человеческого бытия - объективация или отчуждение - может быть решена, по мнению представителей феноменологического марксизма, через создание "интерсоциализма". Под последним понимается человеческое общество, построенное на взаимоотношениях людей как субъектов, то есть свободных индивидуумов, связи между которыми не обусловлены внешними детерминантами. Феноменологический марксизм получил распространение в США и Италии, основные его представители - Э.Пачи и Э.Пиконе.
Группа "Праксис"
Эта группа сложилась вокруг югославского журнала "Праксис", выходящего в Загребе. Уже из ее названия видно, что центральным понятием, в перспективе которого она разрабатывает Маркса, является понятие практики. Практику югославские философы считают основополагающим отношением между человеком и миром. Критике подвергалась ленинская теория отражения за недостаточное внимание к деятельностному аспекту познания. В разное время в группу входили Г.Петрович, М.Маркович, С.Стоянович. В настоящее время группа прекратила существование.
"Будапештская школа"
Эта школа объединяла философов, которые в своей работе ориентировались на идеи книги Д.Лукача "История и классовое сознание". В нее входили: А.Хеллер, М.Вайда, Д.Маркуш. Основное внимание уделялось разработке диалектического метода, опираясь на понятие "тотальности". Симпатизирующий этой школе французский философ Э.Гольдман создал "генетический структурализм", в котором утверждал, что социальные явления образуют тотальность, то есть, целостный факт. Мир человека и материален и идеален одновременно, а поведение его детерминировано духовными структурами определенных социальных групп. Следовательно, индивидуальное есть выражение коллективного, то есть классового сознания.
В настоящее время группа, как научное сообщество, распалась.
"Философия надежды" Эрнста Блоха
Немецкий философ Эрнст Блох, в трехтомном исследовании "Принципы надежды", выдвинул и обосновал ряд идей, опираясь на исходные посылки философии марксизма. Оригинальность концепции Блоха дает основание считать ее самостоятельным течением в западном марксизме.
Все домарксистские философские парадигмы, по мнению Блоха, обращены к прошлому, поскольку они исходят из признания наличия Абсолюта, воплотившего все совершенства. Марксизм же ориентирован к будущему. Учение Маркса - это "акт надежды", в котором воплощена связь между конкретной деятельностью и возможными результатами развития мира. Блох называет марксистский проект переустройством мира "конкретной утопией" и возлагает на философию задачу описания движения мира к совершенству.
Философия, таким образом, превращается в систему теоретического мессианства и должна служить руководством для пророков. "Надежда" выступает как атрибут бытия, условие того, что мировой процесс идет к лучшему, а не к худшему исходу. Надежда включает и знание о будущем. Обоснование принципа "Надежды" Блох ведет с позиции практики, опираясь на диалектико-материалистическую методологию.
Сциентистское направление в западном марксизме
Сциентистское (научное) направление исходит из убеждения в недостаточной научности философских построений марксизма. Это относится, прежде всего, к социальной философии, которая, по мнению сторонников этого направления, более напоминает философию истории. Сциентизм критикует гуманистическое направление, считая его абстрактным и антинаучным, и сосредотачивается на вопросах методологии и теории познания, игнорируя другие проблемы марксизма. Внутри сциентистского направления выделяют:
* Структуралистский вариант марксизма.
* Аналитический марксизм.
Структуралистская версия марксизма
Родоначальником и самым видным представителем этого течения, называемого еще "теоретическим антигуманизмом", является французский философ-марксист Луи Альтюссер. В противовес гуманистическому направлению в марксизме, ориентированному на ранние работы Маркса, Альтюссер полагает, что только Маркс, написавший "Капитал" и последующие труды, заслуживает внимания.
Главное в философии - это методология научного познания. Сущность теоретического антигуманизма состоит в утверждении, что человек не может выступать в качестве объяснительного принципа при изучении общества. Он - результат анализа, синтез многих определений. Необходимо не только исследовать основополагающие экономические структуры, но и учитывать конкретные влияния на них важных противоречий политической, религиозной и других сфер.
Помимо Альтюссера, к этому течению относят Э.Балибара, Д.Лекура, П.Раймона.
Аналитический марксизм
Этот вариант марксизма возник в 70-е годы ХХ столетия в Великобритании и представлен Л.Д.Коэном, Дж.Элстером, Дж.Ремером. Ставит своей задачей развить положения исторического материализма, используя методы современной науки. Коэн, в частности, соединяет социальную философию марксизма и функциональный подход. Элстер и Ремер опираются на модальную логику и теорию игр, что помогает более точно исследовать мотивы человеческого поведения, строить перспективные модели. Одно из направлений деятельности аналитического марксизма - уточнение категорий исторического материализма.
Постмарксизм
Философ-марксист С.Стоянович предложил термин "постмарксизм" для того, чтобы показать в каком виде марксизм может существовать в конце XX столетия, после краха реального социализма. Постмарксизм однозначно отказывается от притязаний на роль универсальной философской системы и признает, что ни одной системе современности не под силу объяснить сегодняшнюю плюральную действительность. Он отказывается и от всяких идеологических симпатий, определяющих "избирательный подход" к творчеству Маркса и Энгельса.
Постмарксисты полагают, что необходим пересмотр наследия марксизма из новой перспективы. Но при таком пересмотре должен приниматься во внимание факт "цельности" творчества Маркса. Главное для постмарксизма - не упорствование в своей позиции, а стремление сохранить истину путем новых сочетаний, компромиссов, взаимодо-полнений.
Постмарксистскими называют взгляды Э.Лаклау и Ш.Муфф.
Коммунитаризм
В последнее десятилетие ушедшего столетия в западной социально-философской мысли оформилось направление, получившее название "коммунитаризма". В основе коммунитаризма лежит марксистская идея социальной сущности человека. Коммунитаризм появился в качестве теории, призванной ответить на вопрос о причинах "дефицита" общественной нравственности в западных обществах. Глобализация экономики и политики предполагает усиление ответственности людей за последствия своих индивидуальных и коллективных действий. Ответственность - это нравственная добродетель, не относящаяся к числу главных в концепции политико-правового либерализма. Для либерализма характерно явное и скрытое оправдание индивидуализма и социального атомизма, отрицание социальных добродетелей. Когда же необходимость последних стала очевидной, проявилась и неспособность либерализма выработать механизмы формирования в человеке социально значимых нравственных качеств.
А.Макинтайр, М.Вальцер, Ч.Тейлор, А.Этциони и другие авторы, которых называют ведущими теоретиками современного коммунитаризма, утверждают, что только в обществе человек может сформировать свою сущность. При этом коммунитаристы полагают, что не всякое общество выступает в качестве среды, положительно влияющей на индивиды, а лишь небольшие, локальные общественные объединения (Community, Gemeinschaft).