3. Материализм и идеализм
Для материализма (в западной
терминологии - реализма) основополагающим
базисом всего сущего является природа:
человеческая субъективность понимается
как часть ее. Единственная совместимая
с реализмом форма познания - опыт. Для
субъективного идеализма основополагающим
принципом познания служит человеческое
сознание. Необходимым следствием субъективного
идеализма выступает скептицизм: ничто
с этой точки зрения не дает гарантии,
что мы постигаем действительность такой,
какова она на самом деле. Объективный
идеализм, в свою очередь, в Новое время
есть синтез реализма и субъективного
идеализма: здесь разум в самом себе черпает
доопытное (априорное знание), но одновременно
допускает, что постигает сущность действительности,
т.к. действительность, как и субъективный
разум, имеет свой исток в абсолютном разуме.
Трансцендентальный идеализм в лице И.
Канта (1724-1804) вводит чистое созерцание
и схематизированные категории как такие
конструкции разума, которые определенным
образом препарируют действительность,
не давая нам права претендовать на познание
подлинного бытия - вещей-в-себе. Можно
познать лишь мир явлений, исследование
же лежащего позади явлений объективного
мира остается для нас принципиально недостижимым.
Априоризм познания у Канта, а позднее
у Э. Гуссерля (1869-1988), покоится на действительной
возможности - до определенного предела
- исследовать формы сознания как бы изнутри,
непосредственно не обращаясь к предметному
миру.
Если материализм является
учением о примате материи над идеей, так
что идея есть только отражение материи,
то идеалисты учат, наоборот, о примате
идеи над материей, поскольку без осмысления,
что такое материя, т.е. без признания в
той идеальных начал невозможно ни существование
материи, ни наше ее познание. Это - дилемма
всегдашняя и, можно сказать, неискоренимая.
Все хотят быть либо материалистами, либо
идеалистами. Правда, необходимо признать,
что материализм и идеализм выступают
только предельными и логически выдержанными
до конца философскими позициями. Поскольку
весьма трудно проводить неукоснительно
и бесповоротно одну из этих позиций, то
фактически в истории человеческой мысли
такие точки зрения выступали в смешанном
и далее весьма запутанном виде.
Теперь обратимся подробнее
к фундаментальной структуре европейского
мышления - платонизму.
Объективный идеализм. Платон,
философ так называемой высокой классики
в античной философии (конец V-IV вв. до н.э.),
решил совместить общее и частное, космическое
и человеческое, телесное и духовное в
своем учении. Прекрасный материальный
космос, собравший множество единичностей
в одно нераздельное целое, живет и дышит,
весь наполнен бесконечными физическими
силами, но зато он управляется законами,
находящимися вне его, за его пределами.
Самые общие закономерности, по которым
живет и развивается весь космос, составляют
особый надкосмический мир, который называется
у Платона "миром идей", вечным и неподвижным
в своей высшей красоте. Но платоновские
идеи мыслятся не отвлеченно и абстрактно,
а материально и телесно. Увидеть же их
можно не физическим зрением, а умственным,
мысленно (греки всегда считали, что глазами
можно мыслить, высоко ценили "теорию",
по-русски хорошо передаваемую как "созерцание",
"умозрение"). Платоновские идеи -
вечные образцы, "парадигмы", модели,
по которым строится вся множественность
вещей, образованных из бесформенной,
темной, текучей, бесконечной материи.
Сама материя ничего не может породить.
Она только "кормилица" или "восприемница",
принимающая в свое лоно идущие от идей
световые истечения, так называемые эманации.
Мир идей находится вне времени, он не
живет, а пребывает, покоится в вечности.
Идея идей - это абстрактное благо, тождественное
абсолютной красоте. Благо, по мысли Платона,
есть начало всех начал, отец, демиург,
т.е. буквально строитель и умный мастер,
конструирующий видимый небесный и человеческий
земной мир по самым мудрым, вечным и прекрасным
законам, материальное бытие для Платона
есть только отражение, конечно, достаточно
искаженное, вечно прекрасных идей. Но
это материальное бытие мы, люди, должны
любить и ценить. В его глубинах заключена
красота, и дело человека вызывать к жизни
такую красоту. "Увидев умом" отдельную
прекрасную вещь, человек познает, что
такое прекрасное многих вещей. "Начав
с отдельных проявлений прекрасного, надо
все время, словно бы по ступенькам, подниматься
ради самого прекрасного вверх - от одного
прекрасного тела к двум, от двух - ко всем,
а затем от прекрасных тел к прекрасным
нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным
учениям, пока не поднимешься от этих учений
к тому, которое и есть учение о самом прекрасном,
и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное.
И в созерцании прекрасного самого по
себе только и может жить человек, его
увидевший".
Платоновский идеализм потому
и называется объективным, что признает
существование реального, независимого
от сознания человека, т.е. объективного,
идеального бытия. Но платоновская идея
- глубоко античное изобретение, т.к. она
не может быть чистой абстракцией и вечно
сияет для человека в живой, осязаемой
и видимой действительности. Надо быть
"любителем мудрости", т.е. философом,
искателем высшей истины, поэтом в душе,
чтобы за внешней однообразностью жизни
ощутить некую красоту, поверить в нее
и вечно стремиться к прекрасной недосягаемости.
Заключение
Идеализм (фр. idéalisme, через латинский
от греч. idealis, греч. idéa — идея) — термин
для обозначения широкого спектра философских
концепций и мировоззрений, не считающих
единственно подлинной реальностью чувственно
воспринимаемую, а жизненные ценности
— сводящимися к телесным вещам и их денежному
эквиваленту. Во многих историко-философских
трудах проводится дихотомия, считающая
противопоставление идеализма материализму
сущностью философии.
Философская концепция, противоположная
материализму. Идеализм утверждает первичность
духовного по отношению к материальному.
Термин "идеализм" появился в 18 веке.
Впервые его употребил Лейбниц, говоря
о философии Платона. Выделяется две основных
ветви идеализма - объективный идеализм
и субъективный идеализм.
Материали́зм (от лат. materialis
— вещественный) — философское мировоззрение,
в соответствии с которым материя (объективная
реальность) является онтологически первичным
началом (причиной, условием, ограничением),
а идеальное (понятия, воля, дух и тому
подобное) — вторичным (результатом, следствием).
В вечном споре материализм
представляет собой противовес идеализму.
Для материализма характерна
опора на науку, доказательность и проверяемость
утверждений. Однако нужно учитывать,
что следствием применения критерия Поппера
к философскому всеобъемлющему понятию
является невозможность научными методами
ни опровергнуть материализм, ни строго
доказать его. Наука неоднократно опровергала
идеалистические взгляды. Например, биологическая
эволюция опровергла идеалистические
представления о разумном («по образу
и подобию», с целью, по замыслу) сотворении
человека и других живых организмов. Не
менее часто опровергались и материалистические
идеи — ушли в прошлое геоцентрическая
система мира, теплород. Разница лишь в
том, что материалистические теории заменяются
новыми материалистическими взглядами,
в то время как идеалистическим теориям
не всегда на смену приходит новая идеалистическая
концепция, иногда их сменяют материалистические
подходы.
Список использованной литературы
1.
Алексеев П.В. Философия: Учебник - М.,
2004. - 603 с.
2.
Гриненко Г.В. История философии:
Пособие для подготовки к экзаменам.
- М., 2003. - 288 с.
3.
Ильин В.В. История философии. - СПб.,
2003. - 732 с.
4.
История философии: Учебник для
вузов/Отв. ред. В.П. Кожановский, В.П. Яковлев.
- Ростов н/Д., 2004. - 737 с.
5.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений.
- М.: Просвещение, 1974. - Т. 18. - С. 34. т. 26, 48.с.
55, т. 41 с. 303.
6.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 428, т. 27,
с. 402
7.
Основы философии в вопросах и ответах/Под
ред. Е.Е. Несмеснова. - Ростов н/Д: Изд-во
«Феникс», 2002. - 608 с.
8.
Философия: Учебное пособие для высших
учебных заведений/Под ред. Т.И. Кохановской.
- Ростов на /Д: «Феникс», 2004. - С. - 362, 364, 365.
9.
Философский энциклопедический словарь/Под
ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева,
В.Г. Панова. - М., Сов. Энциклопедия, 1983.
- 840 с.