Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:19, контрольная работа
Материализм и идеализм - это противоположные друг другу философские воззрения. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что в философии часто звучал вопрос - возможно ли как-то примирить эти две крайности, найти какое-то среднее, компромиссное решение проблемы. Вспомним, материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм - Сознание. А нельзя ли утверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу - одна его часть материальна, а другая идеальна?
Просвещение не было однородным философским явлением. Просветители в своем подавляющем большинстве выступали с апологией разума, науки и прогресса, считали одной из основных задач человека покорение природы и увеличение его могущества. Однако один из известных французских философов-просветителей выдвинул противоположные идеи. Это был Жан Жак Руссо, который в своих философских рассуждениях резко противопоставил природное (все естественное, не созданное человеком) и культурное (все искусственное, созданное человеком) и выступил с негативной оценкой второго.
Между естественной и гармоничной жизнью чувства и искусственностью и односторонностью рассудочного мышления, говорит Руссо, существует неразрешимое противоречие. Чувство – это первичная форма духовной деятельности, которая появляется в историческом пути человечества и в индивидуальном развитии каждого человека гораздо раньше, чем разум, и обусловливает пусть инстинктивные и неосознанные, но в высшей степени целесообразные движения и действия, делает человека единым со всем мирозданием, а также внутренне целостным и потому счастливым. Развитие разума и цивилизации, с точки зрения Руссо, разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека. Главная причина человеческих страданий – разорванность, раздвоенность человека, порожденная выпадением его из первоначального естественного (природного) и гармоничного состояния и превращением его в разумное, цивилизованное, социальное существо.
В этом состоянии человек раздваивается между своими возможностями и желаниями, долгом и склонностями, природной организацией и социальными учреждениями и т. д. и т. п., то есть не принадлежит самому себе. «Сделайте человека вновь единым, – говорит Руссо, – и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть».
«Все выходит прекрасным из рук Творца, все вырождается в руках человека» – это один из вечных философских сюжетов, который по-разному проявлялся в разные эпохи. О совершенстве природы и несовершенстве человека как социального существа говорили и китайские даосы, и греческие киники, один из которых, Диоген, жил в бочке и призывал людей вернуться назад к природе, ибо движение вперед, по его мнению, – путь не в светлое будущее, а в бездну самоуничтожения. На вопрос Александра Македонского, что он может сделать для него, Диоген ответил: «Отойди и не загораживай мне Солнца». Что он хотел этим сказать? По всей видимости, следующее: «Ты воображаешь себя сейчас властелином мира, юный Александр, перед тобой трепещут народы и царства, ты прольешь реки крови и натворишь много дел, создав необъятную империю. Но пройдет время, и твое могучее царство рухнет, и все, с таким трудом тобой создаваемое, пойдет прахом, и от дел твоих ничего не останется, равно как и от тебя самого, твоего величия и славы. И после тебя по Земле пройдут еще тысячи таких же тщеславных александров, которые так же превратятся в прах и тлен, а безмолвное яркое Солнце будет так же неспешно ходить по лазурному небосводу, освещая и согревая всех, как и миллионы лет до тебя, Александр, и миллионы – после. Что ты по сравнению с вечностью мира? Не бесконечно ли смешны и жалки твои честолюбивые планы и наивное сознание собственного иллюзорного величия? Неужели суетным, вздорным и мимолетным делам человеческим должны посвящать мы свои взоры и помыслы, а не вечной красоте и гармонии необъятного мироздания, простому естеству природы и человека? Так отойди же, ничтожный царь Македонский, и не мешай мне смотреть на бескрайнее чистое небо и великое Солнце».
Идеи даосов, киников и Руссо о совершенстве природы и несовершенстве общества, о разрушительной силе цивилизации разделял русский писатель и философ Л. Н. Толстой. Вспомним, в романе «Война и мир» есть знаменитая сцена, почти полностью по смыслу совпадающая со встречей Диогена и Александра. Раненый князь Андрей лежит на поле Аустерлица. Он шел на войну 1805 года, завидуя славе и величию Наполеона, и тайно мечтал так же прославиться. Он бросился вперед со знаменем в руках, увлекая за собой солдат, и был сражен, лежал на поле и видел над собой бездонное небо, вечное и безмолвное, под которым люди от века убивали и предавали друг друга, отчаянно стремились к богатству и славе, напрягались, суетились и поколение за поколением сменяли друг друга; тщетные помыслы и дела человеческие быстро проходили и навсегда исчезали, а это бескрайнее небо всегда оставалось. Около раненого Андрея оказался Наполеон, объезжавший поле битвы, и, указывая на него, сказал: «Вот прекрасная смерть». Болконский смотрел на Наполеона, своего недавнего кумира, и понимал, насколько смешон и жалок этот маленький тщеславный человек, мнящий себя сейчас властелином мира, насколько он ничтожен со всеми своими планами и делами перед глубиной и вечностью бескрайнего неба: ведь скоро ни от самого Наполеона, ни от его свершений ничего не останется, по Земле пройдут и сгинут неведомо куда еще тысячи таких же честолюбивых наполеонов, а это великое небо останется и будет так же молчаливо смотреть на людскую суету, как смотрело тысячи лет назад. Так не есть ли, думал князь Андрей, естественная жизнь человека и природы нечто неизмеримо более совершенное и истинное, чем суетная жизнь социального организма, гордо называющего себя цивилизацией?
Все эти идеи становятся особенно актуальными в последнее время, когда пресловутый прогресс цивилизации создал реальную угрозу уничтожения природы и человека.
К сентиментализму имел отношение Руссо.
Первой великой фигурой сентиментализма
был Жан Жак Руссо (1712—1778). Б. Рассел говорил,
что Руссо оказал мощное влияние на философию,
так же как и на литературу, вкусы, обычаи
и политику.
Характер Руссо (судя по описанию его друга
Дэвида Юма) сходен с характерами героев
основанного им литературного направления
(острая чувствительность, доминанта эмоционального
начала и более острое ощущение боли, чем
удовольствия; Руссо напоминает человека
с содранной кожей, который сражается
с бурными и грубыми стихиями).
Руссоизм — философско-эстетическая основа
сентиментализма — сосредоточен на проблеме
судьбы личности в европейском обществе
с его искусственной культурой и противоречиями.
В учении о бытии (онтология), в учении
о познании (гносеология) Руссо не создал
ничего существенного. Руссо оригинален
как социолог, культуролог, политический
мыслитель, моралист, психолог и педагог.
Ему присуща плебейско-демократическая
точка зрения на общество, личность и культуру.
В «Юлии, или Новой Элоизе» (1761) Руссо утверждает
естественность гетеросексуальных отношений,
в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762)
он формирует теорию естественного образования.
Этот педагогический трактат Гете называл
«естественным Евангелием воспита-
288
ния». А Гердер говорил, что за целое столетие
ни одна другая книга не наделала столько
шума и не получила такого резонанса. По
мнению Канта, «Эмиль» создает новых людей,
ибо новые руссоистские методы их воспитания
выведены из самой природы.
В «Общественном договоре» (1762) Руссо предлагает
схему идеального общества и утверждает,
что знатные сословия, заявляющие о своей
пользе для остальных, «полезны только
для самих себя в ущерб остальным». В середине
XVIII в. он предупреждает: «Вы полагаетесь
на существующий общественный порядок
и не думаете о том, что этот порядок подвержен
неизбежным революциям, что вам невозможно
ни предвидеть, ни предупредить ту, которая
заденет ваших детей... Мы приближаемся
к кризису и к веку революций». Удивительное
пророчество!
Лучшим и достойнейшим классом Руссо считает
крестьянство — общественный слой наиболее
близкий к природе. Ряд идей этого мыслителя
отличаются от современного почвенничества
только тем, что они лишены национализма
и ксенофобии: «Сочинители, литераторы,
философы непрестанно кричат, будто исполнять
долг гражданина и служить ближним можно,
лишь живя в больших городах; по их мнению,
не любить Париж — значит ненавидеть человеческий
род; в их глазах деревенский люд — ничто».
По мнению Руссо, роскошь почти всегда
сопутствовала науке и искусству.
Еще в XVII в. Т. Гоббс развивал идею «естественного
состояния» человека и общества, за которым
следовало, противоположное ему, гражданское
состояние. Гоббс считал, что в «естественном
состоянии» человек похож на волка. В обществе,
находящемся в «естественном состоянии»,
царит «война всех против всех», право
сводится к силе, а стремление человека
к самосохранению оборачивается враждой
к другим людям.
Согласно Руссо, человек в «естественном
состоянии» был ни зол, ни добр, ни порочен,
ни добродетелен. Он еще не пользовался
разумом и не злоупотреблял своими способностями,
не делал зла благодаря спокойствию страстей
и неведению порока. В «естественном состоянии»
человек подчиняется природному порыву
человеколюбия и сострадание заменяет
ему право и нравственность. Выйдя из «естественного
состояния», развившийся разум рождает
самолюбие, а при виде страданий другого
человек говорит себе втайне: «Погибай,
если хочешь, лишь бы я чувствовал себя
в безопасности».
Основателем гражданского общества был
тот, кто первый, огородив участок земли,
сказал: «Это — мое» и кто нашел людей
достаточно простодушных, чтобы этому
поверить». Но «...плоды земные принадлежат
всем, а земля — никому!»
Сентиментализм — художественное
направление, выдвигающее художественную
концепцию, главный герой которой — эмоционально-впечатлительный
человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся
злу. Сентиментализм — это антирационалистическое
направление, апеллирующее к чувствам
людей и в своей художественной концепции
идеализирующее добродетели положительных
героев и светлые стороны характеров персонажей,
проводя четкие грани между добром излом,
положительным и отрицательным в жизни.
Сентиментализм (Ж.Ж. Руссо, Ж.Б. Грез, Н.М.
Карамзин) обращен к действительности,
но в отличие от реализма в трактовке мира
он наивен и идилличен. Вся сложность жизненных
процессов объясняется духовными причинами.
В творчестве Руссо звучит мотив бегства
из враждебного, безнравственного мира
людей в мир нетронутой природы. Все это
породило впоследствии распространение
в литературе мотивов сельского кладбища,
подтолкнуло развитие жанра элегии, характерного
и для романтизма. Позднее романтики признавали
заслуги и влияние Руссо. Вот что говорит
о нем Дж. Байрон:
Руссо — апостол скорби, обаянье
Вложивший в страсть, безумец, что обрек
Терзаниям себя, но из страданья
Власть красноречья дивного извлек.