Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:38, реферат

Краткое описание

Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.
Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии.

Содержание

Введение 3
1.Материализм и идеализм 4
2. Исторические формы материализма 7
3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 10
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 28.82 Кб (Скачать файл)

 Сильной стороной диалектического  материализма стала ориентация  на диалектику, что проявилось  в признании принципиальной познаваемости  мира. Оно было основано на  понимании неисчерпаемости свойств  и структуры материи и на  детальном обосновании диалектики  абсолютной и относительной истины  как принципа философского познания.

 «Диамат» был фактически  советской государственной философией  и одновременно служил методологической  основой советской науки. Он возник  из перенесения гегелевской диалектики  в материалистически-монистическое  мировоззрение конца девятнадцатого  столетия; название «материализм»  часто употребляют при этом  в смысле реализма (реальности, независимой  от мышления и существующей  вне сознания).

 Диамату характерна строгая  объективность рассмотрения любых  вещей и явлений; многосторонность  рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь  научных представлений, всех сторон  научного познания с понятием  материи, природы, обеспечивающая пользование  ими как относительными».11

3. Различие между метафизическим  и диалектическим материализмом.

 «Характеризуя марксистский диалектический метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную черту всего диалектического процесса развития. «Движущее начало всякого развития, - писал Энгельс, - разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Признание внутренних противоречий в предметах и явлениях природы В. И. Ленин считал ядром всей марксистской диалектики как науки».12

 «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

 В противоположность идеализму  и метафизике диалектический  материализм видит источник развития  во внутренней борьбе противоположностей, объективно присущих каждому  предмету, явлению.

 Процесс развития от низшего  к высшему в природе и обществе  протекает не в порядке гармонического  развёртывания явлений, а в порядке  раскрытия противоречий, в порядке  борьбы противоположностей.

 Раскрытие процесса развития  как борьбы противоположностей  позволяет более конкретно и  глубоко познать сущность всех  основных черт марксистского  диалектического метода. Борьба  противоположностей есть особый  вид взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений, взаимодействие противоположных сил в природе и обществе».13

 «С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как довод в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в чистой форме, т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.

 Немецкий философ И. Кант  утверждал, что все противоположные  силы в природе нейтрализуют  друг друга, и в результате  этого в природе нет будто  бы внутреннего источника движения. Из этого метафизического положения  Кант сделал идеалистический  вывод: мир в его целом сам  по себе есть ничто, и лишь  по воле другого он есть  нечто. Кант рассматривал противоречия  конечного и бесконечного в  природе не как объективно  существующие, а как свидетельство  бессилия человеческого разума  познать мир и стремился подчинить  науку религии, принизить знание, чтобы расчистить место вере». 14

 «Не только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, первый толчок.

 Буржуазные учёные-биологи XIX - XX вв., не умея найти действительно  двигательные силы изменения  организмов, говорят о мистической, нематериальной жизненной силе (так  называемые виталисты).

 Метафизики сводят процесс  развития к уменьшению или  увеличению того же самого, к  повторению пройденного, отвергая  возникновение нового и его  борьбу со старым.

 Материалистическая диалектика  понимает развитие как возникновение  нового, как переход к высшему  качественному состоянию и видит  источник развития в борьбе  противоположностей.

 Диалектический материализм  ведёт борьбу против метафизического  подхода к природе и к обществу. Разоблачение метафизики по вопросу  о противоречиях процесса развития  означало удар и по идеализму».15

 «Классики марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной критике метафизический подход к явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира». 16

 «Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.

 Борьба противоположностей, внутренне  присущих предметам и явлениям  природы, является объективной закономерностью  всего материального мира - двигательной  силой процесса развития. Это  доказано всей историей науки  и опытом развития общества».17

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ходе написания работы  мы изучили понятия материализм, идеализм, ознакомились с основными  формами материализма в историческом  развитии философской мысли.

 Материализм играет важную  методологическую роль во всех  областях научного познания, применительно  ко всем проблемам философии  и теоретическим проблемам естественных  и общественных наук. Он указывает  науке правильный путь к познанию  действительного мира. Когда наука  сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое  мировоззрение заранее исключает  его идеалистическое объяснение  и ориентирует на поиски естественных  законов развития, действительных  ещё непознанных связей. Отвергая  идею творения «из ничего», материализм  выдвигает требование искать  естественные причины изучаемых  явлений.

 Идеализм, как противоположное  материализму учение, способствует  изучению мира и его структуры  с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский  учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.

2. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.

3. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с

4. Учебное пособие: Философские  науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.

5. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.

1 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.

2 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.

3 Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с

4 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.

5 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.

6 Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с

7 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.

8 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.

9 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.

10 Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с

11 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с

12 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.

13 Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.

14 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.

15 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.

16 Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.

17 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.

 

 


Информация о работе Материализм и идеализм