Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:38, реферат
Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.
Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии.
Введение 3
1.Материализм и идеализм 4
2. Исторические формы материализма 7
3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 10
Заключение 14
Список литературы 15
Сильной стороной
«Диамат» был фактически
советской государственной
Диамату характерна строгая
объективность рассмотрения
3. Различие между метафизическим
и диалектическим
«Характеризуя марксистский диалектический метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную черту всего диалектического процесса развития. «Движущее начало всякого развития, - писал Энгельс, - разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Признание внутренних противоречий в предметах и явлениях природы В. И. Ленин считал ядром всей марксистской диалектики как науки».12
«В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.
В противоположность
Процесс развития от низшего
к высшему в природе и
Раскрытие процесса развития
как борьбы противоположностей
позволяет более конкретно и
глубоко познать сущность всех
основных черт марксистского
диалектического метода. Борьба
противоположностей есть
«С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как довод в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в чистой форме, т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.
Немецкий философ И. Кант
утверждал, что все противоположные
силы в природе нейтрализуют
друг друга, и в результате
этого в природе нет будто
бы внутреннего источника
«Не только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, первый толчок.
Буржуазные учёные-биологи XIX - XX вв., не умея найти действительно двигательные силы изменения организмов, говорят о мистической, нематериальной жизненной силе (так называемые виталисты).
Метафизики сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым.
Материалистическая
Диалектический материализм
ведёт борьбу против
«Классики марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной критике метафизический подход к явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира». 16
«Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.
Борьба противоположностей, внутренне
присущих предметам и явлениям
природы, является объективной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания работы
мы изучили понятия
Материализм играет важную
методологическую роль во всех
областях научного познания, применительно
ко всем проблемам философии
и теоретическим проблемам
Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.
2. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.
3. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с
4. Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.
5. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.
1 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.
2 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.
3 Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с
4 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.
5 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.
6 Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с
7 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.
8 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.
9 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с.
10 Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. - 402с
11 Островский Э.В. Философия: Учебник/ Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2012. – 313с
12 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.
13 Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.
14 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.
15 Учебное пособие: Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. – 322с.
16 Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. 1998. – 398с.
17 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 511с.