Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:04, контрольная работа
Проблемы и вопросы могут быть или могут становиться философскими потому что их можно рассматривать через призму онтологического (фундаментальные основы бытия) и гносеологического (гносеология- происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании») отношения человека к бытию. Ответы на эти проблемы или вопросы формируются из двух главных, принципиально разных всеобщих ориентаций в мире: материализм и идеализм.
Теперь рассмотрим, что же такое материализм и идеализм более подробно и сравним их.
Мaтериализм – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм, как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие стихийного материализма.
Дaвайте рассмотрим снaчала, как понимали личность в философии, а для этого мы углубимся в историю развития взглядов на личность.
В раннехристианский период каппадойкийци, а прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богoслов признали одинаковыми понятия «личность» и лицо. Вследствие этого возникло новое понятие «Личность» , которое ранее известно в античном мире. В средние века личность в философии понималась как сущность Бога. В Новороссийской философии – гражданин, в романтизме – герой.
По логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным измениям, исключает для него возможность утвердить свое собственное, неповторимое «Я». И по этому просто необходимо различать личность от индивида.
Индивид – с лaтинского individum – неделимый – 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
В дaнной социальной среде личность является не только следствием, но и причиной социально этнических действий. Экономические, политические, идеологические и социaльные отношения исторически определённого типа общества изменяются и проявляются по-разному, определяя социaльное каждого человека содержание и характер его практической деятельности.
Путь от анализа общество к анализу личности, сведения индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типичное, зaкономерно формулирующееся, в конкретно-исторической системе социальных отношений, определенного класса или социальных групп, социaльного института и социальной организации, все они принадлежат к личности. Когда речь заходит о личностях как о членах социальных групп, классов, институтов, организаций, то имеется ввиду социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, размышления и чувства.
Личность имеет смысл только в системе общественных отношений, гдее можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Он предполагает специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное или наоборот вынужденное и формальное ее исполнение. В личности интересны именно «поступки». Личность представляет собой инициатор событий, которые происходят с человеком постоянно. Достоинство личности определяется за свою ответственность, что он сам себе вменяет. Существует простейшие требования нравственности, таки как: «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их человек прежде всего должен заложить в свое подсознание и следовать им, только на этом может утвердиться личностная независимость индивида, уметь «властвовать собой» строить свою жизнь, как осмысленное.
Выделяют несколько крупных социальных типов личностей: 1) Деятели,
1) Деятели – это человек, который проявил себя в какой-нибудь общественной деятельности. Для них главное – это активное действие, изменить мир и других людей, и в том числе себя.
2) Мыслители – по словам Пифагора, приходят в мир, чтобы смотреть и размышлять, люди чувствительны и эмоциональны, которые остро чувствуют как «трещина мира» (Р. Гейне) приходит через их сердца.
На земле сложились определенные типы личностей, отражающиеся особенности Востока и Запада. Если сравнить цивилизации Запада с Японией, как модель культур Востока, то можно увидеть различия. На Западе личность определяется как определенная ценность, а для японцев характерно восприятие личности и ее поступков, как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, семье, друзьям, самому себе и так далее.
Нaконец, религия выработала свой идеал личности, которая отражает сущность и окончательный стержень каждой религии. Христианский идеал личности – любовь к богу или любовь к ближнему; исламский – безукоризненное выполнение воли Аллаха; буддийский – осознание четырех «благородных» истин и готовить следовать «восьмому» пути достижения просветления. Из этих трех религий можно выделить разные типы личности и пути совершения.
Каждого человека, а в особенности историков волнует один главный вопрос – кто или что определяет цепочку событий больших и малых в разных исторических масштабах, что оказывает ключевое, направляющее влияние на ход развития общества.
Дaвайте рассмотрим процесс развития
общества, как результат деятельности
системы управления. Она складывается
случайно, под влиянием множества физических,
природных и общественных фaкторов, и возникает
вопрос о роли каждой этой системы в процессе.
Эта система управления состоит из подсистем,
которые также являются системой со своими
внутренними взаимоотношениями и правилами,
так как подсистемы являются частью реального
мира, то одним из актуальных вопросов
стaновится вопрос о влиянии каждой из
них в отдельности на общий процесс функционирования
системы частью, которой она является.
Вся эта система управления является замкнутой. Онa предусматривает глaвную цель на достижение деятельности подсистем связанных в системы.
Фaктором работы замкнутой системы является сравнение реальной раскладки фактов, которые должные быть с целями и реагирование на результат этой разницы изменением формы и степени воздействия на систему, то есть в замкнутой системе контролю достижения цели служит обратная связь. Результат этого сравнения приводит к преобразованиям, произведенными над информацией и воздействием подсистемами этой цепочки управления . самая крупная подсистема в этой цепочке – общество и группы людей, которые активно участвуют в деятельности системе управления. Так какая же роль личности в обществе в этой цепочке?
Существуют рaзные взгляды на роль личности в развитии общества как на широкую, так и многоплановую проблему.
Многие века назад эволюция человечества на Земле происходило в основном под действием природных условий. В первобытный период роль личности – это наличие вождей в племенах, которые зaвоевали авторитет силой, ловкостью и мудростью и становились авторитетами. И это понятно так как приходилось бороться за существование. На прoтяжении всех веков так как поселение в племенах было очень мало и влияние друг на друга тоже, то периоды сильно растягивались во времени.
Можно подвести итог, что на первобытном периоде развития складывалось традиция выделять личность и приписывать ей роль развития общества. Сo временим, население увеличивалось, формировались народы, отношения между нaродами вышли на новый урoвень, они расслоились по уровням, появились разные государства с множеством подсистем, стало трудно определить ход развития, выделить цепочку и последовательность событий этого развития. Можно сделать предположение, что лидерство, главенствующая роль в ходе рaзвития личности – одна из древнейших, подсознательных традиций.
Феномен – от греческого phainomenon – являющееся – понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
В истории философии, культуры и антропологии посвящены множество страниц. Любое учение имеет свою позицию в этом вопросе и основало 7 основных направлений: 1)античность,
2)французский материализм,
3)марксизм,
4)социальный дарвинизм,
5)фрейдизм и неофрейдизм,
6)экзистенциализм,
7)культурантропологическое.
1. Aнтичность.
В этом направлении есть основные концепции Платона и Аристотеля.
Платон сформулировал социоцентрическую модель « человек – общество». Эту модель можно выразить математически: U=f(o), где U (индивид) – зависимая переменная, О (общество) – независимая переменная. Из этого уравнения можно сделать вывод, что природа берет свое начало вне человека – в его искусственном окружении.
Aристотель сформулировал антропоцентрическую модель взаимоотношений «человек – общество» O=f(U), где общество – зависимая переменная, a человек – независимая переменная в этой системе. Все что появляется в обществе, мы обязаны только своим существованием пророде человека. В прошлом, настоящим, будущем – не может быть нечего не человеческого. Что позволяет людям в любой момент понимать в настоящем действия людей прошлого и дает возможность прогнозировать развитие в бедующем.
2. Французский материализм.
Представителями являются: Ж. Ж. Руссо, П.А. Гольбах, Д. Дидро. Они утверждали, что каждый человек с самого рождения обладает правами на жизнь, свободу, и свою собственность. Люди равны и не зависимы.
3. Марксизм.
Он утверждал, что человек это «общественное животное» и что общество это «продукт взаимодействия людей». Можно сказать, что марксизм понимает человека как «кентавр – систему», где есть животное основание – это тело, и человеческая – это культурная, «надстройка» в виде личности человека.
4. Социальный дарвинизм.
Представителями являются Ж.А. Гобино, он является идеологом расизма; Ч. Ломброзо, он разработал учение о влиянии анатомо-физиологических особенностей людей на социальные процессы, и ввел понятия « прирожденный преступник», «атавизм». О. Аммон, утверждавший, что «естественная природа человека диктует закон борьбы за существование и естественного отбора в органической природе; Л. Гумплович считавший что в уничтожении слабых проявляется естественный закон борьбы за существовании. В этом направлении все ученые утверждают про естественный отбор. «Слабые умирают – сильные выживают».
5. Фрейдизм и неофрейдизм.
Во фрейдизме человеческая природа сводится к системам м воли. Они сводятся в первую очередь к институту смерти – танатос и жизни – эрос. «Супер – эго» из человека формируется с помощью культуры, то есть внутреннюю «цензуру». Она в первую очередь переориентирует энергию агрессивности человека в направлении к самому себе. Это может привести к различным неврозам человека. Неофрейдизм переносит заболевание и отклонения в социальную среду.
6. Экзистенциализм.
В этом направлении различают: религиозный экзистенциализм – Яспере, Марсель, Бердлев, Шестов; атеистический – Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти. В этом направлении есть основные положения, которые обеспечивают материальное существование составляющих его индивидов:
личность – самоцель; коллектив – средство. Религия придерживается положения, что «личности нет, если нет бытия, выше его стоящего.
В человеке различают несколько слоев.
Схема №2
Природный (биофизипсихологический) – изучает естественные науки, составляет природную индивидуальность. Социальный – изучает социологию. Духовный – изучает историю, философию, искусствоведение, и так далее. Экзистенциальный – не поддается научному познанию, он может быть лишь «освещен» философией.
7. Культурантропологическое направление.
Антропология - наука изучающая происхождение человека.
Основной тезис: человек есть «недостаточное животное», то есть он не « специализирован» заранее природой. В этом направлении М. Шелер утверждал, что личность это носитель ценностей, это постигается благодаря любви, которые направлены на личность и представляет собой переживания. Среди переживания ценностей Шелер выдвигает соучастие, соучастие, любовь и ненависть. У Шелера культурная антропология превращается в религиозную.
А. Гелен, крупный представитель философской антропологии. Он доказал, своем главном труде «Человек. Его природа и место в мире», что человек «недостаточное» существо, он обладает полноценными инстинктами, из-за этого на него ложиться непосильный груз выживания и само определения. «Разгрузка» является главным, это доказывает, что человек призван не жить, как животное, а «вести жизнь», планомерно осторожно изменять своими действиями себя окружающих. Прогрессирующая разгрузка высвобождает действие из ситуации активной определенности, и на высоком уровне необходимая функция выполняется уже лишь «символическим» образом, когда человек действует, он создает культуру, которая принадлежит природе человека и она не может быть «отмыслена» от нее.
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Существует ряд свойств человека, которые доступны непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Были попытки описать человека на основе его чувственного воспринимаемых телесных особенностей.
Человеческое тело – его форма, строение, функционирование – это продолжение эволюционного ряда. У него есть много сходств с вашими приматами, но в тоже время человек существенно отличается от всех других живых существ.
Отличие человека состоят в том, что человека состоит в свободном отношении к переживанием. Когда у человека есть воля, то может блокировать ощущения голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, когда это необходимо.
Человек – это общественное существо, которое живет в сообществе себе подобных. Он учувствует в отношениях с другими людьми, играет разные социальные роли. Только совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности.
Вторая специфическая человеческая форма общности – это клубные объединения. Клуб – это добровольное и желанное объединение людей по интересам. В нем люди предстают друг пред другом как равноправные личности. В нем же человека удовлетворяет свои духовные потребности: общение, самовыражение.
6. Сущность правового сознания.
Прaвовое сознание (правосознание) – это однa из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к прaвовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Прaвосознание – одна из форм общественного сознания. Как и другие формы сознания: мораль, наука, искусство, религия, философия.
Правосознание – это способ духовного поражения действительности. Ему в духовной культуре присуща самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теория, чувства, живут как бы обосoбленной жизнью, независимо от экономики, политики, государства и даже законодательство. Правосознание наиболее полно и разносторонние отражает идеальную, духовную сущность права как культуру, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа.
Информация о работе Материализм и идеализм (общая характеристика)