Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:52, контрольная работа
Медиация - добровольный процесс, который контролируется самими сторонами. Медиатор не обладает начальственными полномочиями. Он не принимает никаких решений; стороны принимают все решения самостоятельно. Эти решения обычно направлены на удовлетворение частных интересов сторон и основаны на чувстве справедливости, как оно представляется каждой из них. Основными принципами посредничества являются: нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне) и беспристрастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон). Посредник не может судить и оценивать. Если это происходит - он уже не посредник, а еще одна сторона, еще один участник конфликта. Но он оснащён обширным арсеналом разнообразных методических средств и техник, с помощью которых он организует переговоры между участниками конфликта. Главная задача медиатора - помочь сторонам достичь согласия.
1. Специфика медиации 3
2. Уровни медиации 5
3. Медиация как технология регулирования конфликта 7
Список литературы 17
В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:
- межгосударственные организации (ООН)
- государственные правовые
институты (арбитражный суд,
- государственные специализированные комиссии н(апример, по урегулированию забастовок)
- представители
- руководители структур по отношению к подчиненным
- общественные организации (профсоюзы)
- профессиональные медиаторы-
- социальные психологи
Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:
- представители религиозных организаций
- психологи
- социальные педагоги
- юристы
В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.
Медиация необходима в следующих случаях:
1. Когда необходимо
прийти к тому или иному
решению в результате
2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность.
3. Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон.
4. Когда стороны ограниченны временными рамками и экономят средства.
5. Когда стороны хотят
оставаться в партнерских или
добрых отношениях Медиация
позволяет выйти сторонам
из тупиковой ситуации, продемонстрировать
высокий культурный уровень
сторон, в то время как
после судебного
Конфликты, которые необходимо разрешать в суде:
1. Когда необходимо
публичное оглашение спора,
2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны
3. Когда существует необходимость судебного контроля за поведением одной из сторон после вынесения решения
4. Когда спор включает в себя уголовные и конституционные вопросы.
Функции медиатора, отмечаемые Е. Ивановой, О. Аллахвердовой,
консультантами центра разрешения конфликтов:
1. Оценщик конфликтов - в этой роли медиатор должен обдуманно и тщательно изучить все измерения спора с точек зрения обеих (или всех) спорящих сторон. Во многих случаях у медиатора слишком мало или совсем нет информации об обстоятельствах спора; в других случаях могут иметься целые дела или отчеты с рекомендациями или без них.
В итоге медиатор в своей роли оценщика конфликта должен собрать как можно больше данных и информации. Эту информацию можно получить следующими способами:
• из имеющихся в распоряжении досье или газетных статей;
• в предварительных кокусах со спорщиками;
• в процессе предварительного проговаривания;
• во время дискуссий по процедурным вопросам.
2. Активный слушатель - в этой роли медиатор должен слушать активно, с тем, чтобы усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую. Активное слушание включает в себя следующие компоненты:
• Обеспечить обратную связь говорящему, чтобы удостовериться, что другая сторона услышала и поняла говорящего.
Обратная связь может быть "зеркальной", просто чтобы дать понять говорящему, что его услышали, или удостовериться, что другая сторона тоже услышала, что было сказано.
Обратная связь может состоять в переформулировании утверждений говорящего, с целью удостовериться, что говорящий или другая сторона поняли, что было сказано.
• Отделять эмоции от содержательных вопросов спора.
• Замечать, раскрывать и доискиваться до истинных интересов сторон.
• Отделять "не вопросы"
(не связанные с реальными
• Допускать выражение гнева, если оно конструктивно.
• Позволять сторонам "быть услышанными" и надежно понятыми друг другом.
• Устанавливать, когда стороны чувствуют несправедливость или
принуждение к соглашению.
• Устанавливать, когда сторонам нужно больше информации,
консультации или время подумать.
3. Беспристрастный организатор процесса - в этой роли медиатор имеет
несколько функций:
• На первом месте среди этих функций стоит помощь в установлении основных правил, которые лягут в основу процедурных соглашений.
• Задание тона процесса.
• Помощь сторонам в достижении процедурных соглашений.
• Поддержание корректных отношений между сторонами.
• Удерживание сторон в рамках процесса.
• Обеспечение и поддержание психологической удовлетворенности
каждой из сторон.
4. Генератор альтернативных предложений - в этой роли медиатор может помочь спорщикам найти иные решения, которые, в конечном итоге, могут послужить спасению репутации стороны.
5. Расширитель ресурсов - медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию.
Что касается юридических
вопросов, медиатор должен быть
очень осторожен, чтобы не давать
никаких юридических
Вся предоставляемая
информация должна являть собой
только действительные факты и не
зависеть от всякого рода побочной
информации, уточнений, интерпретаций
или каких-либо посторонних
результатов. Медиатору нельзя
вмешиваться в позицию стороны,
заявляя: "Вы сказали мне, что
... Я этому поверил, но это неверно".
Медиатор должен быть уверен, что стороны
не полагаются слепо на его утверждения,
если есть вероятность, что они неполны,
неверны или допускают
6. Испытатель реалистичности и выполнимости - в этой роли медиатор выступает как бы "адвокатом дьявола" - защищает менее приемлемую позицию или позицию другой стороны, испытывая аргументированность каждой позиции, отстаиваемой стороной в ходе спора.
Эта ролевая функция обычно выполняется только для одной стороны в ходе кокуса, чтобы, не занимая собственной позиции в споре, позволить спорящей стороне изучить и подготовить ту или иную позицию. При этом нужно быть осторожным, чтобы спорящая сторона не поняла неправильно вопросы "адвоката дьявола", чтобы ей не показалось, что медиатор расположен к позиции, противоположной ее собственной.
7. Помощник
в выработке сторонами
в этой роли медиатор должен удостовериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с условиями соглашения и способны выполнить свою часть договоренности, так чтобы урегулирование оставалось прочным и не нарушалось, как только стороны попытаются его выполнить или вдруг поймут все его последствия.
Роль медиатора - не просто помогать сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы их договоренности были надежными и
долгосрочными. Только таким образом стороны смогут достичь устойчивого
удовлетворения от соглашения и процесса переговоров.
8. Обучающий процессу партнерских переговоров - в этой роли
медиатору надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество.
Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры с
установкой на сотрудничество. Они выступают с ложных позиций. Пытаются
применить "переговорные уловки", задействовать "фальшивые эмоции",
чтобы затравить противника или заставить его принять их позицию, или
выдвигают чрезмерные требования в надежде получить то, что они действительно хотят. Большинство участников переговоров нуждаются в
обучении ведению переговоров с установкой на сотрудничество и нуждаются
в помощи при выработке и поиске решений, которые бы удовлетворяли как их собственные интересы, так и интересы другой стороны. Выделяют пять типов медиаторов:
1. "третейский судья" - обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется
2. "арбитр" - то же
самое, но стороны могут не
согласиться с его решением
и обратиться к другому
3. "посредник" - нейтральная
роль. Обладает специальными
знаниями и обеспечивает конструктивное
разрешение конфликта. Но окончательное
решение принадлежит
4. "помощник" - организует встречу, но не участвует в обсуждении
5. "наблюдатель" - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.
Первые два стиля называют высоко авторитарными. Они выгодны, если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Таким образом, медиатор может помочь сторонам:
• Организовать процесс переговоров
• Рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых "горящих"
аргументов
• Разделить людей и проблему
• Исследовать все перспективы
• "Построить мост" между сторонами
• Увидеть выход из конфликтной ситуации.
Медиация - это процесс урегулирования спора между двумя
конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны.
Являясь альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства, медиация обладает целым рядом преимуществ, самым главным из которых является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивающего все заинтересованные стороны так, чтобы интересы всех участников спора могли бы быть удовлетворены.
Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон, путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица-медиатора (посредника), с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.
Области применения медиации:
В сфере бизнеса и коммерции:
• проведение эффективных переговоров, разрешение производственных конфликтов (трудовых и производственных),
• разрешение спорных вопросов с партнерами по бизнесу, разрешение
конфликтов: «заказчик – исполнитель» и т.д.
Правовые (досудебные) конфликты:
• гражданские, административные и процессуальные.
Межличностные конфликты.
Информация о работе Медиация как технология регулирования конфликта