Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:13, доклад

Краткое описание

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 9.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

ТЕМА:МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.Понятие «метод»

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу  научный метод представляет собой  совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь  при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную.

2. Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение  в сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственное  воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный  образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление - обобщенный  чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы  чувств в прошлом, но не воспринимаемого  в данный момент.

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов  обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся  на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

 

 

Как видим, познавательные способности человека связаны с  органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления

1.рассудок - исходный  уровень мышления, на котором  оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

2. Разум (диалектическое  мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Рассудок - это обычное  житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в

 

другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция - это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство.

Познание связано с  практикой - материальным освоением  общественным человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. В практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.

Научными методами эмпирического  исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

 

 

Описание - фиксация средствами естественного  или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или  сторонам.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Теоретическое познание - это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.

В эмпирическом познании преобладает  чувственный аспект, в теоретическом - рациональный (разумный). Их соотношение  находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему  более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.

3.1. Анализ (греч. - разложение, расчленение) - разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В педагогической энциклопедии дается следующее определение анализа: analesis - изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В словаре русского языка С.И. Ожегова “под анализом понимается - метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь”.

 

Как видно из данных определений, анализ можно характеризовать  как процесс расчленения, разделения предметов и явлений на отдельные  стороны (части) с целью их изучения. Однако такой подход не предполагает раскрытие, обнаружение и изучение той основы целого, которая связывает все стороны, части предмета, явления в целое. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции.

В педагогике анализ выступает как метод или способ познания педагогической действительности.

2. Синтез (греч. - соединение, сочетание, составление) - объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единоецелое. В словаре русского языка С.И. Ожегова синтез трактуется “как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом”. Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания. При этом следует иметь в виду, что синтез - это не произвольное, эклектическое соединение “выдернутых" частей, “кусочков" целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и  синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

4. Обобщение — логический  процесс перехода от единичного  к общему, от менее общего к  более общему знанию, при этом устанавливаются общие свойства и признаки исследуемых объектов. Получение обобщенного знания

 

означает более глубокое отражение действительности, проникновение  в ее сущность.

Одним из наиболее эффективных  способов расширения и развития научного знания является обобщение. Так, в частности, Н. Бурбаки в. своих трудах связывают развитие математики исключительно с повышением уровня абстрактности и переходом на новый, очередной уровень обобщения.

Кроме того, одна из наиболее важных черт развития современного научного знания - это стремление к подведению дисциплин под единую основу. Математики стремятся построить все их невероятно разросшееся знание на единой основе теории множеств. Физики работают над созданием единой физической картины мира, в фундаменте которой лежит синтез релятивистских и квантовых идей с одной стороны, и идеи возможности построения единой теории всех фундаментальных взаимодействий - с другой. Биологи строят целостную теоретическую биологию, основные принципы которой предполагается выявить в исследованиях современной молекулярной биологии, генетике, синтетической теории эволюции. Здесь, очевидно, речь идет о некоем глобальном обобщении через анализ существующих теорий, подобий и различий их строения и развития.

Обобщение не только играет значимую роль в процессе научного познания, но без него невозможна наука вообще, какого бы определения научного знания мы не придерживались.

Научное знание (в частности, математическое) развивается по цепочке  обобщений, поэтапно проходя все ступени обобщения. Подобным образом развивается и человеческое мышление, интеллект.

5. Медицина  представляет собой науку требующую  большого практического опыта  и теоретических знаний в различных  естественных науках. Для поставки  диагноза и прогноза дальнейшего течения болезни врачу необходимо использовать научные методы познания. Использовать накопленные ранее знания о данной болезни, рассматривать различные возможности её протекания у различных людей в зависимости от различных факторов (например пол. Возраст, физическое состояние). В этой связи огромное значение приобретает использование ранее накопленного и обобщенного знания. Такие знания собирались как правило с помощью эмпирических методов познания поскольку те направлены непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов.

Таким образом  врач может смело доверять аналогичным  случаем имевшим место ранее  так как больные люди уже находились под наблюдением. Если же врач имеет дело с новой болезнью или проявлениями новых симптомов опять же основываясь лишь на эмпирических методах непосредственно наблюдая за больным происходит накопление теоретического научного знания.

 


Информация о работе Методы научного познания