Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:32, доклад

Краткое описание

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания считаются его методы, то есть устоявшиеся способы получения нового знания. Многие философы именно в открытии и обосновании универсального метода познания видели основное назначение философии. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику; Р. Декарт иллюстрировал значимость метода аналогий с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

фил2.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 

 

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Инженерно-экономический институт

наименование института (факультета)

Кафедра менеджмента

наименование кафедры


 

 Дисциплина: Философия

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

студента (студентки) Абрамовой Юлии Геннадьевны

фамилия, имя, отчество

Специальность Управление персоналом

Группа 5УПб-01-21 оп.


 

Доклад на тему « Методы научного познания»

 

 

Проверил:

 

Смирнова О.В.


Череповец

2014 г.


 

 

 

Методы научного познания

 

 

 

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания считаются его методы, то есть устоявшиеся способы получения нового знания. Многие философы именно в открытии и обосновании универсального метода познания видели основное назначение философии. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику; Р. Декарт иллюстрировал значимость метода аналогий с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной и т.д. Сущность метода познания можно сформулировать очень просто: это такая процедура получения информации, с помощью которой можно воспроизвести, проверить и передать другим. В этом и заключаются основные функции метода.

Итак, метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.

Современная система методов познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью. Существует множество возможных способов классификации методов: по широте "захвата" реальности, по степени общности, по применимости на разных уровнях познания и т.д. Рассмотрим самое простое разделение методов на общелогические и научные.

Анализ – познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, то есть процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.

Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Аналогия – незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что "аналогия не есть доказательство". Она может давать лишь предположительное значение.

Абстрагирование – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

 

 

В целом нужно сказать, что благодаря методам и формам познания, разрабатываемым наукой с античных времен до наших дней, создалась стройная, разветвленная, всеохватывающая, постоянно изменяющаяся картина мира и появилась вера в то, что наука может ответить на все самые важные и самые актуальные проблемы человеческой жизни. Однако постоянные кризисы, сотрясающие науку, тот факт, что она не может справиться или предотвратить социальные потрясения, уменьшить горе и страдание в мире, породили скептицизм относительно возможностей науки, показали, что наука – одна из сфер человеческой практики, а научное объяснение мира – лишь одно из возможных объяснений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000

2. Лешкевич Т.Г. «Философия  науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001

3. Спиркин А.Г. «Основы  философии» М.:Политиздат,1988

4. «Философия» под. ред. Кохановского  В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000

5 Агофонов В.П, Казаков  Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000

6 Фролов И.Т. «Введение  в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989

7 Рузавин Г.И. «Методология  научного исследования» М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

8. Гончар Л. Ф. «Философия»  Москва 2002 год.

 


Информация о работе Методы научного познания