Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Особенности научного познания…………………………………………….
1.1 Научное познание и его особенности………………………………………………
1.2 Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания….
Глава 2 Методы научного познания……………………………………………………….
2.1 Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания……
2.2 Диалектический метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании……………………………………………………………………….
Заключение
Список литературы
Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии. Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует. Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей. Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.
Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека. Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.» Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество. Исходной формой рационального познания является понятие.
«Понятия - это воплощенные
в словах продукты социально-исторического
процесса познания, которые выделяют и
фиксируют общие существенные свойства;
отношения предметов и явлений, а благодаря
этому одновременно суммируют важнейшие
свойства о способах действия с данными
группами предметов и явлений». Понятие
в своем логическом содержании воспроизводит
диалектическую закономерность познания,
диалектическую связь единичного, особенного
и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться
существенные и несущественные признаки
объектов, необходимые и случайные, качественные
и количественные и т. п. Возникновение
понятий — это важнейшая закономерность
становления и развития человеческого
мышления. Объективная возможность возникновения
и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере окружающего
нас мира, т. е. наличие в нем множества
отдельных предметов, обладающих качественной
определенностью. Образование понятия
— это сложный диалектический процесс,
включающий: сравнение (
«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)». Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо электропроводно ». Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих суждений. Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях). В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах, возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение. Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний. Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний. Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.
Глава 2. Методы научного познания.
2.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
Понятие метод (от греческого слова «методос»
— путь к чему-либо) означает совокупность
приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности. Метод вооружает
человека системой принципов, требований,
правил, руководствуясь которыми он может
достичь намеченной цели. Владение методом
означает для человека знание того, каким
образом, в какой последовательности совершать
те или иные действия для решения тех или
иных задач, и умение применять это знание
на практике. Таким образом, метод (в той
или иной своей форме) сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания
и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют
субъекта в решении конкретной задачи,
достижении определенного результата
в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный)
экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем. Основная функция метода
— регулирование познавательной и иных
форм деятельности. Учение о методе начало
развиваться еще в науке Нового времени.
Ее представители считали правильный
метод ориентиром в движении к надежному,
истинному знанию. Существует целая область
знания, которая специально занимается
изучением методов и которую принято именовать
методологией. Методология дословно означает
«учение о методах» (ибо происходит этот
термин от двух греческих слов: «методос»
— метод и «логос» — учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности,
методология вырабатывает на этой основе
методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии является изучение происхождения,
сущности, эффективности и других характеристик
методов познания. Методы научного познания
принято подразделять по степени их общности,
т. е. по широте применимости в процессе
научного исследования. Всеобщих методов
в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.
Метафизический метод с середины XIX века
начал все больше и больше вытесняться
из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют
общенаучные методы, которые используются
в самых различных областях науки, т. е.
имеют весьма широкий, междисциплинарный
спектр применения. Классификация общенаучных
методов тесно связана с понятием уровней
научного познания. Различают два уровня
научного познания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет своим основанием
неодинаковость, во-первых, способов (методов)
самой познавательной активности, а во-вторых,
характера достигаемых научных результатов».
Одни общенаучные методы применяются
только на эмпирическом уровне (наблюдение,
эксперимент, измерение), другие — только
на теоретическом (идеализация, формализация),
а некоторые (например, моделирование)
— как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровнях. Эмпирический уровень научного
познания характеризуется непосредственным
исследованием реально существующих,
чувственно воспринимаемых объектов.
Особая роль эмпирии в науке заключается
в том, что только на этом уровне исследования
мы имеем дело с непосредственным взаимодействием
человека с изучаемыми природными или
социальными объектами. Здесь преобладает
живое созерцание (чувственное познание),
рациональный момент и его формы (суждения,
понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют
подчиненное значение. Поэтому исследуемый
объект отражается преимущественно со
стороны своих внешних связей и проявлений,
доступных живому созерцанию и выражающих
внутренние отношения. На этом уровне
осуществляется процесс накопления информации
об исследуемых объектах, явлениях путем
проведения наблюдений, выполнения разнообразных
измерений, поставки экспериментов. Теоретический
уровень научного познания характеризуется
преобладанием рационального момента
- понятий, теорий, законов и других форм
и «мыслительных операций». Отсутствие
непосредственного практического взаимодействия
с объектами обуславливает ту особенность,
что объект на данном уровне научного
познания может изучаться только опосредованно,
в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Однако живое созерцание здесь не устраняется,
а становится подчиненным (но очень важным)
аспектом познавательного процесса. На
данном уровне происходит раскрытие наиболее
глубоких существенных сторон, связей,
закономерностей, присущих изучаемым
объектам, явлениям путем обработки данных
эмпирического знания. Эта обработка осуществляется
с помощью систем абстракций «высшего
порядка» — таких как понятия, умозаключения,
законы, категории, принципы и др. Однако
«на теоретическом уровне мы не найдем
фиксации или сокращенной сводки эмпирических
данных; теоретическое мышление нельзя
свести к суммированию эмпирически данного
материала. Получается, что теория вырастает
не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а
точнее, над ней и в связи с ней». Теоретический
уровень - более высокая ступень в научном
познании. «Теоретический уровень познания
направлен на формирование теоретических
законов, которые отвечают требованиям
всеобщности и необходимости, т.е. действуют
везде и всегда». Результатами теоретического
познания становятся гипотезы, теории,
законы. Выделяя в научном исследовании
указанные два различных уровня, не следует,
однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять.
Ведь эмпирический и теоретический уровни
познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический
уровень выступает в качестве основы,
фундамента теоретического. Гипотезы
и теории формируются в процессе теоретического
осмысления научных фактов, статистических
данных, получаемых на эмпирическом уровне.
К тому же теоретическое мышление неизбежно
опирается на чувственно-наглядные образы
(в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми
имеет дело эмпирический уровень исследования.
В свою очередь, эмпирический уровень
научного познания не может существовать
без достижений теоретического уровня.
Эмпирическое исследование обычно опирается
на определенную теоретическую конструкцию,
которая определяет направление этого
исследования, обуславливает и обосновывает
применяемые при этом методы. Эмпирический
и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна
и подвижна. Эмпирическое исследование,
выявляя с помощью наблюдений и экспериментов
новые данные, стимулирует теоретическое
познание (которое их обобщает и объясняет),
ставит перед ним новые более сложные
задачи. С другой стороны, теоретическое
познание, развивая и конкретизируя на
базе эмпирии новое собственное содержание,
открывает новые, более широкие горизонты
для эмпирического познания, ориентирует
и направляет его в поисках новых фактов,
способствует совершенствованию его методов
и средств и т. п. К третьей группе методов
научного познания относятся методы, используемые
только в рамках исследований какой-то
конкретной науки или какого-то конкретного
явления. Такие методы именуются частвонаучными. Кажд
2.2. Диалектический метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании.
Диалектика (греч. dialektika – веду
беседу, спор) – учение о наиболее общих
законах развития природы, общества и
познания, при котором различные явления
рассматриваются в многообразии их связей,
взаимодействии противоположных сил,
тенденций, в процессе изменения, развития.
По своей внутренней структуре диалектика
как метод состоит из ряда принципов, назначение
которых – вести познание к развертыванию
противоречий развития. Суть диалектики
– именно в наличии противоречий развития,
в движении к этим противоречиям. Рассмотрим
вкратце основные диалектические принципы.
Одно из важных требований диалектического
метода состоит в том, чтобы изучать объект
познания со всех сторон, стремиться
к выявлению и изучению как можно большего
числа (из бесконечного множества) его
свойств, связей, отношений. Современные
исследования во многих областях науки
все больше требуют учета возрастающего
числа фактических данных, параметров,
связей, и т. п. Эту задачу становится все
труднее решать без привлечения информационной
мощи новейшей компьютерной техники. Окружающий
нас мир представляет собой единое целое,
определенную систему, где каждый предмет
как единство многообразного неразрывно
связан с другими предметами и все они
постоянно взаимодействуют друг с другом.
Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости
всех явлений вытекает один из основных
принципов материалистической диалектики
- всесторонность рассмотрения. Правильное
понимание какой-либо вещи возможно лишь
в том случае, если исследована вся совокупность
ее внутренних и внешних сторон, связей,
отношений к т. д. Чтобы действительно
познать предмет глубоко и всесторонне, надо охватить,
изучить все его стороны, все связи и «опосредствовання» в их системе, с вычленением главной,
решающей стороны. Принцип всесторонности
в современном научном исследовании реализуется
в виде комплексного подхода к объектам
познания. Последний позволяет учесть
множественность свойств, сторон, отношений
и т. п. изучаемых предметов, явлений. Данный
подход лежит в основе комплексных, междисциплинарных
исследований, позволяющих «свести во
едино» многосторонние исследования,
объединить полученные разными методами
результаты. Именно этот подход привел
к идее создания научных коллективов,
состоящих из специалистов различного
профиля и реализующих требование комплексности
при решении тех или иных проблем. Современные
комплексные научно-технические дисциплины
и исследования, являются реальностью
современной науки. Однако они не укладываются
в традиционные организационные формы
и методологические стандарты. Именно
в сфере этих исследований и дисциплин
осуществляется сейчас практическое «внутреннее»
взаимодействие общественных, естественных
и технических наук... Такие исследования
(к которым, например, относятся исследования
в области искусственного интеллекта)
требуют особой организационной поддержки
и поиска новых организационных форм науки
Однако, к сожалению, их развитие затрудняется
именно в силу их не традиционности, отсутствия
в массовом (а иногда и профессиональном)
сознании четкого представления об их
месте в системе современной науки и техники.
Ныне комплексность (как один из важных
аспектов диалектической методологии)
является составным элементом современного
глобального мышления. Основанные на нем
поиски решения глобальных проблем современности
требуют научно обоснованного (и политически
взвешенного) комплексного подхода. Проблема
учета связей исследуемой вещи с другими
вещами занимает важное место в диалектическом
методе познания, отличая его от метафизического.
Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей,
игнорировавших в своих исследованиях
реальные взаимосвязи, существующие между
объектами материального мира, породила
в свое время немало трудностей в научном
познании. Преодолеть эти трудности помог
начавшийся в XIX в. переход от метафизики
к диалектике. Прогресс научного познания
уже в XIX в., а тем более в XX столетии показал,
что любой ученый — в какой бы области
знания он ни работал — неизбежно потерпит
неудачу в исследовании, если будет рассматривать
изучаемый объект вне связи с другими
объектами, явлениями или если будет игнорировать
характер взаимосвязей его элементов.
В последнем случае окажется невозможным
понять и изучить материальный объект
в его целостности, как систему. Система
— это всегда некоторая целостность, представляющая собой совокупно