Методы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:36, реферат

Краткое описание

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.
Российские ученые-юристы для исследования государственно-правовых явлений применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.

Содержание

1.Общелогические методы
2.Методы теоретического уровня
3. Методы эмпирического уровня

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1.Общелогические методы

2.Методы теоретического уровня

3.  Методы  эмпирического уровня 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди всеобщих (философских) методов  наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.

Российские ученые-юристы для исследования государственно-правовых явлений применяют  диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи  развитию природы, общества и мышления.

При изучении предметов и явлений  диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты  в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений  в качественные;

в) отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать  изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории:  общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности  и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины  и следствия.

3. Относиться к объекту исследования  как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы  и явления: 

а) всесторонне;

б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

в) в непрерывном изменении, развитии;

г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания  на практике.

В качестве примера рассмотрим значение философских законов и категорий  диалектики для наук уголовного права  и криминологии.

В науке уголовного права преступление рассматривается в свете закона единства и борьбы противоположностей. Под диалектическими противоположностями  понимаются такие стороны того или  иного предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Отношение между противоположностями называется диалектическим противоречием. Применительно к преступлению противоречие выражается в противоположности поведения лица требованиям норм уголовного права. Преступное поведение, причиняющее или способное причинить вред физическим лицам, организациям, обществу и государству, и установленная государством уголовно-правовая норма – это две борющиеся противоположности, которые находятся в диалектическом единстве. Поведение лица, не соблюдающего правила поведения, предусмотренные Уголовным кодексом, и реагирование государства на это правонарушение можно рассмотреть в свете закона отрицания. Лицо, совершающее преступление, отрицает требования норм уголовного права. Государственное реагирование на преступление состоит в возбуждении уголовного дела, привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и его наказании, т.е. в отрицании отрицания.

Преступление – это единичное, отдельные группы преступлений особенное, а вся преступность – общее.

Криминологами преступность рассматривается  как объективное социальное явление, в его взаимодействии с другими  явлениями и процессами (например, с пьянством, наркотизмом, бродяжничеством, теневой экономикой), в движении и изменении (изучается её прошлое и настоящее, прогнозируется будущее).

Все общенаучные методы для анализа  целесообразно распределить

на три группы:

1. общелогические

2. теоретические 

3. эмпирические

Общелогическими методами являются:

- анализ

-  синтез

-  индукция

-  дедукция

-  аналогия

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные  части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями  анализа являются классификация  и периодизация. Например, метод  анализа используется для квалификации содеянного, когда состав преступления расчленяется на объект, объективную, субъективную стороны субъекта.

Синтез – это соединение отдельных  сторон, частей объекта исследования в единое целое. Например, объединение  юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельную  группу дает институт права. Так, существуют институты права собственности  в гражданском праве, соучастия  в преступлении в уголовном праве, ответственности должностных лиц  в административном праве.

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев  к общему положению. Индуктивные  умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для  установления причинных связей между  явлениями, деянием и наступившими последствиями. В криминологии этот логический прием позволил сделать  умозаключение о том, что многочисленные факты совершения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной  ненависти или вражды свидетельствуют  о появлении в России преступности на почве межнациональных конфликтов.

Дедукция – это выведение  единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Дедуктивный метод используется в  криминалистике, которая учит, как  необходимо применять общие положения  методики расследования отдельных  видов преступлений к частным  случаям.

Аналогия – это способ получения  знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют  сходство с другими; рассуждение, в  котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции  пробелы в законодательстве могут  быть восполнены применением закона поаналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормойправа общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отношение.

К методам теоретического уровня причисляют:

- аксиоматический 

- гипотетический

- формализацию 

- абстрагирование 

- обобщение

- восхождение отабстрактного к конкретному

- исторический 

- метод системного анализа

 

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в  том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств  и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные  знания. Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За аксиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее  преступление, знало о существовании  уголовно-правового запрета, осознавало общественную опасность своих действий и предвидело возможность наступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной  гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения)  о причинах и закономерностях  изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок  наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения  (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных  из гипотезы следствий.

Гипотетический метод не может  не использоваться при конструировании  норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере13 процентов  на доходы физических лиц (ст. 224 Налогового кодекса РФ)вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация – отображение  явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и  изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном  исследовании позволяет устранить  такие недостатки естественного  языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений  об объектах исследования оперируют  со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой  для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется, например, для создания компьютерных программ квалификации преступлений.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений  изучаемого предмета и выделение  интересующих исследователя свойств  и отношений. Обычно при абстрагировании  второстепенные свойства и связи  исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования:

- отождествление, т.е. выделение  общих свойств и отношений  изучаемых предметов; 

- установление тождественного в них;

- абстрагирование от различий  между ними;

- объединение предметов в особый  класс; 

- изолирование, т.е. выделение некоторых  свойств и отношений, которые  рассматриваются как самостоятельные  предметы исследования.

Примером абстрагирования может  служить процесс образования  юридических понятий. Эти понятия  являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств государственно-правовых явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении. Так, понятие «оскорбление»  включает такие существенные признаки, как унижение чести и достоинства  другого лица, выраженное в неприличной  форме (ст. 130 УК РФ).

Обобщение – установление общих  свойств и отношений предметов  и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или  явлений данного класса. Вместе с  тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а  любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Примером различной степени  обобщения является деление объектов преступления на четыре группы:

1) общий (совокупность охраняемых уголовным правом общественных отношений);

2) родовые (отдельные группы  однородных общественных отношений);

3) видовые (общественные отношения  одного вида); 4) непосредственные (конкретные  общественные отношения).

Исторический метод заключается  в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном  воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической  последовательности.

Примерами использования этого  метода являются: изучение преступности в течение длительного времени  с целью обнаружения её свойств  и тенденций; рассмотрение истории  развития уголовного законодательства.

Восхождение от абстрактного к конкретному  как метод научного познания состоит  в том, что исследователь вначале  находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных  условиях, открывает новые связи  и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Использование этого метода, например, для изучения преступности предполагает наличие у исследователя теоретических  знаний об общих свойствах преступности, её причинах и мерах борьбы с нею. Поскольку преступность постоянно  изменяется, то нахождение её новых  связей, детерминант позволяет своевременно разработать превентивные меры. Системный  метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых  свойств системы, которые отсутствуют  у составляющих её объектов.

Применение этого метода позволило  ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалисти ческую, религиозную, обычного права.

К примеру, этот метод широко используется в криминологии для изучения преступности. Преступность рассматривается, во-первых, как совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих преступлений и лиц, их совершивших. В результате обнаруживаются такие её свойства, которые отсутствуют у отдельных  преступлений. Во-вторых, преступность исследуется в рамках таких более  общих систем, как общество и негативные социальные отклонения.

К методам эмпирического уровня относятся:

- наблюдение 

- описание

- счет

- измерение 

- сравнение

- эксперимент

- моделирование

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора  социологической информации в области  права, в криминологических и  криминалистических исследованиях.

В криминологии применяется визуальное наблюдение за поведением людей, ситуацией, условиями, в которых осуществляется их деятельность.В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения.

Информация о работе Методы философии