Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:18, контрольная работа
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. В наше время развитие цивилизации требует компетентности и доброй воли людей.
Развитие ж человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).
1. Научное познание и его структура.
2. Понятие метода.
3. Общелогические приемы познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного исследования.
Контрольная работа по философии
Тема «Методы эмпирического
и теоретического уровней научного
познания»
Липецк 2010
План
1. Научное познание и его структура.
2. Понятие метода.
3. Общелогические приемы познания.
4. Эмпирические и теоретические
методы научного исследования.
1. Научное познание и
его структура
Человечество всегда
Развитие
ж человека невозможно без
познания. Теория познания или
гносеология – это раздел
Познание
и знание различаются как
Термин же «знание» употребляют в трех смыслах:
1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
2. любая познавательно значимая информация;
3. особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. (Второй и третий пункты являются предметом рассмотрения гносеологии.
Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Поэтому выделяют обыденное и научное познание. Обыденные знания не являются результатом профессиональной деятельности и присущи в той или иной мере любому индивиду. Научные знания являются результатом специализированной профессиональной деятельности, называемой научным познанием. Теорию научного познания называют эпистомологией.
Научное
познание как профессиональный
вид общественной деятельности
осуществляется по
• объект познания,
• субъект познания,
• знание как результат и метод исследования.
Суть знания раскрыта выше.
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно (сообщество) в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).
Объект познания
- это фрагмент действительности,
оказавшийся в фокусе внимания исследователя.
Т.е объектом познания является то,
что исследуется ученым: электрон,
клетка, семья и т.д. Объектом
исследования могут быть как явления
и процессы объективного мира, так
и субъективный мир человека: образ
мышления, психическое состояние, общественное
мнение. Также объектом научного анализа
могут быть как бы «вторичные
продукты» самой
Объект познания
всегда объективен в отличие от собственных
представлений о нем
2. Понятие метода
Метод (греч. Metohodos – буквально «путь к чему-либо») - в самом общем значении - способ движения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.
Методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.
В современной
науке вполне успешно работает
многоуровневая концепция
1. Философские методы. Сюда относятся диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.
2. Общенаучные (общелогические) подходы и методы исследования.
3. Частно-научные методы.
4. Дисциплинарные методы.
5. Методы междисциплинарного исследования.
Диалектика – метод исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания.
Метадщина рассматривает
мир таким, каков он есть в данный
момент, т.е. без развития, как бы
застывшим.
3. Общелогические приемы познания
В науке широко используются так называемые общенаучные, или общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют:
1. Анализ и синтез.
Анализ – это реальное или
мысленное разделение объекта
на составные части. Синтез
– объединение составных
2. Абстрагирование
- процесс отвлечения от ряда
свойств и тоношений
3. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
4. Индукция и дедукция.
Индукция – движение мысли
от единичного (опыта, фактов)
к общему (их обобщениям и выводам).
Дедукция – восхождение
5. Аналогия (соответствие,
сходство) – установление сходства
в некоторых сторонах, свойствах
и отношениях между
6. Моделирование
– метод исследования
Некоторые
авторы к общелогическим
4. Эмпирические и теоретические
методы научного познания
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:
1. чувственное отражение действительности,
2. рациональное (разумное) отражение действительности.
Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.
Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание – это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
1. ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
2. восприятие -
целостный образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании
совокупности всех своих
3. представление
– обобщенный чувственно-
Различают
образы памяти и воображения.
Образы предметов обычно нечеткие,
расплывчатые, усредненные. Но зато
в образах обычно выделены
наиболее важные свойства
Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.
Как видим,
познавательные способности
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления
1.рассудок - исходный
уровень мышления, на котором
оперирование абстракциями
2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Рассудок – это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция - это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство.
Познание связано
с практикой - материальным освоением
общественным человеком окружающего
мира, взаимодействием человека с
материальными системами. В практике
люди преобразуют и создают материальные
вещи, т.е. идет опредмечивание, или
материализация намерений людей. Практика
имеет две взаимосвязанные
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.
Научными методами
эмпирического исследования
Информация о работе Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания