Метод научного познания Ф.Бэкона и его значение для развитии науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:20, реферат

Краткое описание

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы раскрыть основные положения метода научного познания и показать его значение для науки и общества в целом.
Выбор темы обусловлен тем, что только сейчас науке стали уделять больше внимание. Люди наконец-то поняли, что только знание дает людям могущество, а также возможность изменить мир к лучшему. В этом заключается вся суть философии Бэкона, а также столь продолжительная популярность его взглядов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Биография Ф.Бэкона………………………………………………………………4
Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………………………………………6
Учение о призраках (идолах)…………………………………………………….9
Учение Бэкона об эмпирическом методе………………………………………10
Методология науки Ф.Бэкона………………………………………………......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

философия ф.бэкон.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

4

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

РЕФЕРАТ

 

МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Ф.БЭКОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ

 

                                                                             

 

                                                                                  Выполнила студентка I курса

                                                                                  Группы 1404

                                                                                  факультета экономики и финансов

                                                                                              

                                                                                  Руководитель: доц. Егоров А.Г.                                                                               

                                                                                  дата сдачи:    07.05.2009

                                                                                  оценка:_______________________

                                                                                  Подпись руководителя: _________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008-2009  уч.год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Биография Ф.Бэкона……………………………………………………………4

Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………………………………………6

Учение о призраках (идолах)…………………………………………………….9

Учение Бэкона об эмпирическом методе………………………………………10

Методология науки Ф.Бэкона………………………………………………......11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


4

 

                                                                            

                                                                              «Человек, слуга и истолкователь Природы,

                                                                               ровно столько совершает и понимает,

                                                                               сколько он охватывает в порядке Природы;

                                                                               свыше этого он не знает и не может ничего»

                                                                                                          Ф.Бэкон («Новый Органон»)


4

 

 

Бэкона считают основоположником опытной науки, то есть родоначальником эмпиризма. Актуальность его работ заключается в том, что вся его деятельность была направлена на пропаганду науки, на её огромное значение в жизни человечества. Я согласна с Бэконом в том, что в науку надо идти не ради любви к дискуссиям и к славе, а ради новых изобретений и открытий, которые должны улучшить жизнь людей. Но на пути к истинному знанию, человек сталкивается с рядом препятствий, которые Бэкон выделил и классифицировал, чтобы помочь человеку избежать ошибок и заблуждений.

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы раскрыть основные положения метода научного познания и показать его значение для науки и общества в целом.

Выбор темы обусловлен тем, что только сейчас науке стали уделять больше внимание. Люди наконец-то поняли, что только знание дает людям могущество, а также возможность изменить мир к лучшему. В этом заключается вся суть философии Бэкона, а также столь продолжительная популярность его взглядов.

             

 

 

 

 

БИОГРАФИЯ Ф.БЭКОНА

Английский философ Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне, в Йорк-Хаузе на Стренде 22 января 1561 года. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место. Его отец Николас Бэкон был лордом-хранителем печати и первым министром королевы Елизаветы. Мать Бэкона – Анна Кук, дочь сэра Антони Кука, воспитателя короля Эдуарда VI.

Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридже. Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Ф.Бэкона, и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля, по его мнению, пригодной для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего, что могло бы служить пользе человеческой жизни.

Желая подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он приобщается к составу английского посольства. Франция дала ему превосходный урок политического образования. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента.

Смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию. Бэкон поступает в юридическую корпорацию, где на протяжении ряда лет изучает юриспруденцию и философию.

В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин, где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора.

В 1597 году вышли в свет произведения, принесшие Бэкону литературную известность – томик небольших эссе на религиозные, моральные и политические темы. В нем содержался и первый вариант его «Опытов или наставлений нравственных и политических»[1].

В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом, в 1607 году получает пост генерал-солиситора, а ещё через пять лет – должность генерал-атторнея – высшего юрисконсульта короны.

В 1618 году Ф.Бэкон получил титул барона Веруламского, а через три года – виконта Сен-Олбэн. Политическая карьера Бэкона достигла вершины  в эпоху Якова I (Шотландского), вступившего на престол в 1603 году. В 1617 году Бэкон становится лордом-хранителем большой государственной печати, а потом и лордом-канцлером. В 1621 году Ф.Бэкон был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден. Его приговорили к уплате 40 тысяч фунтов, заточении в крепость Тауэр и другим санкциям. Правда, через 2 дня приговор был в части пунктов отменен, но карьера его как политического государственного деятеля из-за этих событий не просто пошатнулась, а навсегда закончилась.

В последние годы жизни Ф.Бэкон много болеет, его доход более чем скромен, он даже временами опасался, что ему придется «идти побираться». Однажды весной 1626 года Ф.Бэкон решил проделать опыт с замораживанием курицы, чтобы убедиться, насколько снег может предохранить мясо от порчи. Собственно набивая курицу снегом, он простудился и, проболев около недели, умер 9 апреля 1626 года[2].

Основные работы: «Опыты (эссе) и наставления моральные, экономические и политические» (1597), «О достоинстве и приумножении наук» (1605), «О мудрости древних» (1609), «О началах и истоках» (1611), «Описания интеллектуального мира» (1612), «Теория неба» (1612), «Новый Органон наук, или верные указания к истолкованию природы» (1620), «Новая Атлантида» (1623-1624), «История Генриха VII», «Естественное и экспериментальное описание к основанию философии», «Изречения новые и старые», «О началах и истоках в соответствии с мифами о Купидоне и  о небе».

ПИРАМИДА НАУК БЭКОНА

Бэкон полагает, что невозможно вывести все науки из одного единственного начала. Необходимо смотреть на них как на ветви, исходящие из одного общего ствола,  - первой философии, которую следует считать «всеобщей наукой…матерью остальных наук…собранием аксиом не одной какой-нибудь науки, а многих наук».[3]

Задача «первой философии» - показать единство природы путем выявления и систематизации общих и основополагающих принципов и аксиом, применимых в самых различных областях знания.

Поистине, знание о природе – это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона, и какие бы философские вопросы он не затрагивал, подлинной наукой для него оставались изучение природы, естественная философия. Фундамент естественной философии составляет естественная история.[4]

Кроме этой задачи к предмету «первой философии» относится физический анализ таких «трансценденций», как многое и малое, тождественное и различное, возможное и невозможное и т.п. Ветвями первой философии являются учение о Боге (естественная теология), природе (естественная философия) и человеке (философия человека и гражданская философия).

Естественная философия делится, согласно Бэкону, на теоретическую и практическую. Практическая философия изучает следствия причин, а также полученные в эксперименте результаты. Теоретическая философия распадается на метафизику (которая у Бэкона в отличие от Аристотеля не является первой наукой) и физику. Метафизика исследует конечные и формальные причины, физика – действующие и материальные причины природных явлений. Соответственно физика имеет дело с изменчивой, неопределенной и подвижной стороной  причин материальных объектов, метафизика – с их постоянной стороной, т.е с их формой (формальной причиной). Важнейшей частью научного знания является метафизика. Необходимость метафизики обусловлена теоретической и практической необходимостью познания форм.  При этом открытие субстанциональных форм представляет более высокую цель научного познания, чем анализ опытных данных и даже познание действующих и материальных причин. С познания причин начинается теоретическое знание в собственном смысле. Таким образом, метафизика «сосредотачивает свое внимание главным образом на изучении простых форм вещей…так как хотя они и немногочисленны, однако своими количественными и порядковыми соотношениями образуют все многообразие вещей».[5] И к тому же, знание метафизики главным образом раскрепощает и освобождает могущество человека.

Великим приложением к естественной философии, как теоретической так и практической, Бэкон считал математику. Строго говоря, математика даже составляет часть метафизики, ибо количество, которое является её предметом, приложенное к материи, есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений, а поэтому и одна из её сущностных форм.[6]

В целом все науки, входящие в физику и метафизику, располагаются, согласно Бэкону, в виде пирамиды, основание которой образуют научные факты всех наук о природе, т.е первичные данные естественной истории, среднюю часть – физика и метафизика, а вершину – высший закон природы.

 

 

 

Данные естественной и опытной истории – результаты наблюдений и опытов – исходный уровень познания природы. Представляет эмпирический фундамент последующего анализа, обобщения и объяснения. Физика – более высокий уровень познания природы, цель которого – открытие действующих и материальных причин, т.е той стороны бытия вещей, которая хотя и важна, но ещё представляет изменчивое, неустойчивое и подвижное начало. Только метафизика имеет дело с исследованием форм, вечных и неподвижных начал природы.[7]

Пирамида наук Бэкона наглядно демонстрирует необходимость двух дополняющих друг друга методов научного познания:

      Постепенное восхождение посредством индукции от наблюдений и данных естественных наук к общим аксиомам всех наук – вершине пирамиды и

      Обратное движение посредством дедукции от общих аксиом к новым открытиям и новой практике – подножию пирамиды.

«Сначала восходят к аксиомам, а затем спускаются к практике».[8]

Сказанное означает, что вопреки критике теории индукции и дедукции Аристотеля Бэкон тем не менее принимает принципиальные положения индуктивно-дедуктивной модели научного познания природы.

УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ (ИДОЛАХ)

Психологические и некоторые социальные особенности познания Бэкон рассматривает в своем знаменитом учении об идолах. Бэкон рассматривал познание как продукт взаимодействия вещей человека. Задачу познания Бэкон видит в том, чтобы определить, какова вещь объективно. Для достижения истины необходимо отделить в данных органов чувств объективное от субъективного. Бэкон считал необходимым исследовать способности человека, его чувства и разум не только с той их стороны, которая ведет к познанию истины, но и с той, которая препятствует познанию.[9]

Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий.

1.      Призраки рода – препятствия, которые присущи человеку как особому роду живых существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие оценки и качества на окружающую природу. Это мешает правильному познанию. Например, гилозоизм, панпсихизм, телеология.

2.      Призраки пещеры – заблуждения, присущие либо отдельным людям, либо определенным группам людей. Это ограниченность взглядов, когда люди смотрят в мир узко, как бы из пещеры. Например, религиозная, расовая нетерпимость или нетерпимость одних научных школ к другим.

3.      Призраки рынка (площади) – препятствия, возникающие между людьми в ходе языкового общения. Например, это употребление одних и тех же слов в разных значениях.[10]

4.      Призраки театра – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, теорий, авторитетов. Например, это слепое, некритическое следование авторитетным чужим мнениям, либо текстам. Самым ярким примером идолов данного типа для Бэкона служит слепая вера большинства в истинность философии Аристотеля. Вместе с тем Бэкон считает идолы этого вида наиболее безобидными.[11]

Знание названных четырех препятствий познания, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок.[12]

 

 

УЧЕНИЕ БЭКОНА ОБ ЭМПИРИЧЕСКОМ МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ

Есть три возможных пути получения знаний и только один из них правильный.

      Путь паука. Паук ткет паутину из самого себя, также и ученый выводит знания из разума, получает их только путем размышлений, без опоры на опыт. Это позиция рационализма, неправильный путь познания.

      Путь муравья. Ученый, подобный муравью, тащит всякий сор, собирает разрозненные факты, но не умеет их обобщать. Это узкий эмпиризм, тоже неправильный путь познания.

      Путь пчелы. Если ученый, подобно пчеле, извлекающей из цветов нектар, собирает нужные факты, собирает нужные факты и перерабатывает их в истинное знание, «подлинный мед», то это есть единственный правильный путь познания.

Бэкон разрабатывает правила, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Это эмпирический метод познания. Философ назвал его индукцией, смысл которой состоит в том, чтобы ученый сначала обобщал данные опыта, а затем, на этой основе, делал выводы, то есть переходил от общего к частному. Для получения знаний именно таким образом Бэкон предлагал составлять таблицы присутствия, отсутствия, степеней и сравнения.[13] Например, таблица Сущности и Присутствия, таблица Отклонения, или Отсутствия в Ближайшем, таблица Степеней, или Сравнений.[14]

***Пример индуктивного исследования тепла: собираются все известные примеры тепла: солнечные лучи, воспламеняющиеся молнии, нагретые жидкости, горячий пар, искры, выбитые из кремня, и т.п. Весь этот список составляет таблицу присутствия. Затем для каждого примера этой таблицы ищутся похожие случаи, в которых, однако, тепла не наблюдается. Это лучи Луны, северное сияние, болотные огни, насекомые-светляки и т.д. Далее по определенной технологии составляются таблицы степеней и сравнения. Они позволяют исключать из формы тепла различные свойства, которые не раскрывают природу тепла, например, свойство светимости. В конечном итоге делается вывод о сущности и форме тепла, то есть о том, что такое тепло.[15]

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Ф.БЭКОНА

Фрэнсис Бэкон – основатель опытной науки, был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его работах впервые сформулированы основные принципы, характеризующие методологию естественно-научного познания.

Цель научного познания – в принесении пользы человеческому роду: в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание.

Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука – средство, а не цель сама по себе; её миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага человечества. Для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо, по убеждению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.[16]

В теории научного познания Ф.Бэкона можно выделить два аспекта:

      Критический;

      Позитивный.

Дедуктивный метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть в процессе познания необходимо двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям.[17] Этот метод носит название индуктивного. Бэкон придавал её универсальное значение.

«Научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленного, организованного опыта, эксперимента». Изменение эксперимента – это такая операция, когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или  с теми же объектами, но при других условиях. Следующая операция – распространение эксперимента – связана с повторением и расшифровкой  эксперимента или постановкой его в более утонченной форме. Перенос эксперимента бывает трояким: из природы в искусство, из одного технического искусства или вида практики в другой, из одной части искусства в другую часть этого же искусства. Инверсия эксперимента имеет место тогда, когда доказывается противоположное тому, что уже известно из опыта.[18] Также Бэкон обосновал, что понимать под усилением и соединением эксперимента. Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента такими замечательными словами: «…не нужно падать духом и приходить в отчаяние, если эксперименты, которым отдано столько сил, не приводят к желаемому результату. Конечно, успех опыта значительно приятнее, но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями».[19]

Учение о методе Бэкон выдвигает как главную часть «Великого Восстановления Наук», утверждая, что проблема метода – «это самая важная проблема из всех существующих». Бэкон настойчиво проводит аналогию между новым научным методом и новыми техническими средствами. Бэкон всесторонне разрабатывает специальный и строгий методы познания природы с тем, чтобы человеческий разум с самого начала никоим образом не был предоставлен себе.

Строгость научного метода, согласно Бэкону, связана, прежде всего, с тем, что полет творческой интуиции мыслителя должен быть ограничен природой вещей. Материализм составляет не только основу мировоззрения Бэкона, но и первый принцип его методологии.[20] Материалистическая теория отражения Бэкона предполагает, что все познание человека имеет своим источником впечатления чувств, полученных от воздействия материальных объектов, что даже в своей фантазии человек не может выйти за пределы материала, доставленного органами чувств, хотя способ расположения этого материала может быть и произвольным.

Наука должна быть основана, по мнению Бэкона, на опыте. Обобщение опыта и открытие законов природы доступно только индукции, но сама индукция не может доставлять материал для познания. Её задача состоит в точном и непредубежденном описании фактов. Бэкону была свойственна попытка преодоления созерцательности в истолковании опыта. Важнейшее значение Бэкон придавал производственной практике и , соответственно, научному эксперименту; считал фактором научного прогресса – письменность.[21]

Анализ играет важную роль в методологии Бэкона. Анализ природы для Бэкона – это не только познание форм, но и практическое разложение тел с помощью орудий труда и инструментов с целью обнаружения «скрытого схематизма» тел. Главное в анализе – не фактическое разложение те, не экспериментальное вторжение в скрытое строение и невидимые процессы; главное – в рациональных методах исследования. Свой метод Бэкон видел в том, чтобы сначала выводить аксиомы из опыта, а затем выводить из аксиом новые методы.[22] Индукция – не только ключ к методу, но и ко всему мировоззрению. В индуктивный метод Бэкона в качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. В индуктивный метод Бэкона входит также и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, проверять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Новая индукция рассчитана у Бэкона на то, чтобы устранить разрыв между опытом и мышлением путем постепенного восхождения от менее общего к более общему и перейти от произвольных натурфилософских построений к точному естествознанию. Каждая ступень обобщения все же представляет скачок от чувственного к рациональному по той причине, что сама по себе индукция не может дать доказательства завершенности обобщения.

Познание, согласно Бэкону, идет, с одной стороны, от конкретных данных в наглядном представлении, через мысленное их разложение на абстрактные качества к познанию причин последних; а с другой – от абстрактных форм к объяснению с их помощью условных конкретных вещей на основании скрытого схематизма и скрытого процесса. В процессе познания между анализом и синтезом, абстрактными формами и соединенными формами существует взаимодействие.[23]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом - первым философом экспериментальной науки. Как мы выяснили, в основе научного метода познания Ф.Бэкона лежат эксперимент и индукция. Если индукция  - это сбор фактов, их систематизация, а также анализ, то эксперимент – целенаправленное и контролируемое исследование, посредством воздействия на данный объект. Следовательно, научное знание основывается на систематизированных данных органов чувств, т.е на целенаправленном опыте и эксперименте.   Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

И, несмотря на то, что в конце своей жизни Бэкон написал книгу-утопию «Новая Атлантида», в которой изобразил идеальное государство, где все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники, некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума и возможность познания природы с целью усовершенствования человеческой жизни.

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. – 270 с.
  2. Введение в философию: Учеб.пособие/ Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Республика, 2005. – 625 с.
  3. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. – 480 с.
  4. Моисеева, Н.А. Философия: Краткий курс/ Н.А.Моисеева, В.И.Сороковикова// СПб.: Питер,2004. – 352 с.
  5. Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. – 700 с.

 

 

 

 

 

 

 


[1] Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с. 126-127

[2] Котенко, В.П. История и философия классической науки. с. 127

[3] Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.61

[4] Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.138

[5] Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с. 63

[6] Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.139

[7] Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.64

[8] Там же. с.65

[9] Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.139-140

[10] Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.57.

[11] Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.68

[12] Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.57-58

[13] Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.58

[14] Светлов, В.А. История научного метода [См. с.73-75]

[15] Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.58-59

[16] Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.153

[17] Там же. [См. с.153-154]

[18] Введение в философию: Учеб.пособие/ Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Республика, 2005. с.80-81

[19] Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.155

[20] Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.156-157

[21] Моисеева, Н.А. Философия: Краткий курс, 2004. с.83

[22] Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005.с.165

[23] Там же. См. с 168-169

Информация о работе Метод научного познания Ф.Бэкона и его значение для развитии науки