Метофизическое представление об устройстве мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Метафизический подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А одной из форм формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности самых разнообразных проявлений бытия и мира. Именно эта претензия на познание закономерностей провоцирует вывод о том, что философия может бьпь уподоблена частным наукам. Возникают варианты «научной» философии, что приводит к массе противоречий в трактовке самой философии, ее истории.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)

Метофизическое представление об устройстве мира.                                                                                                     Метафизический подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А одной из форм формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности самых разнообразных проявлений бытия и мира. Именно эта претензия на познание закономерностей провоцирует вывод о том, что философия может бьпь уподоблена частным наукам. Возникают варианты «научной» философии, что приводит к массе противоречий в трактовке самой философии, ее истории.

Спор о том, является ли философия  наукой или нет, бесконечен, и в  этом смысле каждая из философских  концепций дополняет наше общее  представление о мире, создавая из мозаики взглядов, настроений и переживаний  общую картину мира. Поэтому затруднительно дать некое всем подходящее определение  философии, которое всегда будет  временно и ограничено и может  быть использовано лишь в методических целях, а гораздо эффективнее  описать указанное проблемное смысловое  пространство.

Вместе с тем философия является сегодня весьма дифференцированным видом знания, включая в себя совокупность огромного количества дисциплин, таких, например, как этика, эстетика, логика, история философии и др. Это  может создать впечатление, что  изучение философии есть, по сути, последовательное изучение всех этих философских наук. Однако на самом деле это не так  или не совсем так, поскольку особенность  философии заключается именно в  ее целостном характере и все  из упомянутых дисциплин тесно взаимосвязаны. Более того, абсолютизация дифференциации дисциплин в философии неизбежно  приводит к серьезным методологическим ошибкам, когда общее фундаментальное  решение проблемы подменяется ее дисциплинарной интерпретацией, часть  выдается за целое, а сам философ  замыкается в узком кругу своих  профессиональных проблем. Это чревато  утратой самой сути философии  как стремления к мудрости и цельности  миропонимания.

Одним из первых, кто дал блестящее  понимание сущности философии и  структуры, вытекающей из этой сущности, был великий немецкий философ  И. Кант.

Прежде всего, он выделяет два самостоятельных  уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.

Первый он обозначает как «школярская» философия. Данная характеристика философии  не является негативной, если она реализуется  в соответствующих ей пределах. Это  некоторая совокупность наиболее общих  представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории  и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат людей философии, а учат тому, что понимали под философией другие люди. В результате такого обучения человек не научается философствовать, а лишь приобретает положительное знание о ней.

Однако кроме этого существует философия как особая наука о  последних целях человеческого  разума, которая придает ценность всем другом видам знания, выявляя  их значение для человека. Именно в  этом плане она выступает как  философская мудрость. Философ, стремящийся  к такой мудрости, должен постигать  то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и  Человечества. Человек познает мир, но это познание не просто слепок бытия, а результат сложного взаимоотношения  между человеком и предметом  познания. По Канту, часть знаний содержится в разуме в априорной форме, носит  доопытный, надприродный характер. Исследование процесса познания и знания в целом  является одной из важнейших сторон философского предмета, которая обозначается как гносеология, или учение о  познании. Но это, в свою очередь, требует  от философа выработки неких общих  представлений об устройстве мира, сущности бытия в целом, что и  входит в область онтологии -- другой важнейшей стороны философского предмета.

Исследуя фундаментальные проблемы бытия, философия обязательно намечает те или иные их решения, а значит, вырабатывает систему фундаментальных  принципов и законов философского отношения к бьпию, миру и человеку, что в философской традиции испокон  веков обозначалось термином «метафизика». Не раскрывая пока сути данного понятия, попробуем пояснить это на простом  примере.

Любая наука, любое иное -- нефилософское -- постижение бытия неизбежно сталкиваются с понятием истины. Однако в логике данное понятие может, по существу, означать правильность или корректность вывода, который очень далеко отстоит  от реальности, реальных объектов, т.е. речь идет о некой особой истине -- логической истине. Понятие истины может значительно зависеть от ее индивидуального восприятия, что  характерно, например, для искусства. Здесь часто говорят о художественной правде, т.е. некой символически-художественной форме истины, а сама истина отождествляется  с красотой, с прекрасным. Истинными  могут обозначаться системы нравственных ценностей, опосредованные верой человека. Говорят также о социальной, правовой истине и т.д.

Казалось бы, наиболее полное понимание  истины реализуется в науке. Однако и здесь дело обстоит не так  просто. Здесь чаще всего берут  такой признак истины, как соответствие действительности, но разнообразие форм последней порождает и разнообразные  формы истинности, ее критериев, которые  существенно различаются в зависимости  от предметов разных наук. Так, эмпирические критерии истины не работают в математике или теоретической физике, и, напротив, использование стандартов математической истинности значительно корректируется (если только вообще не отменяется) содержанием  реально исследуемых объектов, например социума или человека.

Метафизика исследует истину как  таковую, находя общее в разнообразнейших формах ее конкретного проявления. Поэтому в метафизическом смысле истина нередко трактуется как подлинное  бытие в отличие от бытия неподлинного (Платон, Флоренский), которое можно  постигать и рациональным способом, и путем религиозного откровения.

Метафизика не сводит понятие  истины к какому-то одному аспекту. Человек здесь, например, исследуется  не только как личность, находящаяся  в определенных социальных обстоятельствах, зависимая от определенных ценностных и эстетических регулятивов, но и как определенный слой бытия, мира, Космоса. То есть можно сказать, что метафизика -- это предельный вид философского знания, связанный с наиболее абстрактной и глубокой формой рефлексии (размышления) человека над проблемами личного и мирового бытия.

Однако вернемся к столь  значимому для нас термину  «метафизика». На первый взгляд он совпадает  с термином «философия». Однако это  не совсем так. С самого своего возникновения  в философии наличествует некое  прочное центральное ядро, как  бы сердце философии, которое, вслед  за учениками Аристотеля, можно назвать  метафизикой (буквально то, что «идет  после физики»). Метафизика в таком  ее традиционном понимании1 является учением  о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже.

О составе философской  метафизики, а следовательно, и о  структуре теоретической философии  до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики как состоящей  из трех тесно друг с другом связанных  частей (уровней): онтологии (учения о  бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии - (всеобщей теории ценностей).

Онгатошческий уровень. Человек  как особая мыслящая структурная  единица бытия и реального  мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы  о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается  и развивается ли вообще.

В чем специфика постановки такого рода вопросов, например, в отличие  от вопросов в частных науках? Дело в том, что частные науки отвечают на подобного рода вопросы, исходя из рамок собственного предмета, и получают соответствующие ответы. Поэтому  здесь мы можем вполне согласиться, например, с пониманием человека как  совокупности взаимосвязанных систем рычагов (механика), или как системы  биохимических процессов, или как  элемента социальной системы, выполняющего определенные функции. Все эти ответы будут правильными, но в рамках собственной  предметной области исследования.

В отличие от этого философия  ставит данные вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о  всеобщих закономерностях бытия  как такового. При этом не важно, о какой конкретно разновидности  бытия идет речь -- природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.

Это порождает разнообразие философских систем по решению ими  онтологических проблем. Например, философы, по-разному решающие вопрос о том, что лежит в основе мира: дух  или материя, дают нам идеалистическое  или материалистическое решение  данного вопроса. Философы, которые  кладут в основу мира одну или несколько  субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов или дуалистов  и т.д. Философов объединяет их совместное проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

Таким образом, онтология  представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей  бытия как такового, не важно о  какой конкретно разновидности  бытия идет речь -- природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология -- признает ли она  исходным материальное, идеальное или  какое-то другое бытие -- всегда пытается выявить всеобщие структуры и  закономерности развития вещей и  процессов как таковых (или самой  по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях  их познания и о ценностном отношении  к ним со стороны познающего субъекта.

Гносеологический уровень. Являясь частью бытия, человек в  то же время определенным образом  противостоит ему и осознает это  свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать  весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может  выступать не только вешний мир, но и сам человек как часть  мира; общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия  в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.

Гносеология, или, в более  общем виде, теория познания, есть философское  учение о знании и закономерностях  познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим  субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая  ищет закономерности самого бытия, и  общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие  вопросы: как приобретается знание о бытии любого объекта и как  оно с ним соотносится?

Предельность гносеологической позиции философии связана с  тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования  знания и познания как таковых. Представитель  частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопрос о познаваемости  мира, ибо сам предмет науки  строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально  познавать, пусть и в предметно  ограниченном смысле.

Математик не ставит вопрос в общей форме о том, познаваем  ли мир. Если он выделил относящуюся  к миру систему количественных отношений, т.е. описал мир математически, то он тем самым познал некоторые его  структуры. Если нет, то математика в  данной области просто не применима, что не является абсолютно никакой  трагедией для нее, потому что  она имеет возможность развиваться  независимо от опыта и какой-либо привязанности к явлениям и процессам  природы.

Если физик выявляет физические закономерности каких-то процессов, он их тем самым познает, но, если он попытается таким образом исследовать  нефизические процессы, например биологические  или социальные, методы его познания могут быть применены лишь ограниченно  и познать он может только физические характеристики этих процессов, не отражающие их сущности, а, следовательно, его познание будет ограниченным.

Информация о работе Метофизическое представление об устройстве мира