Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:01, контрольная работа
Таким образом, мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
1. Понятие мировоззрения 3
2. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения 6
3. Философский тип мировоззрения 9
Список литературы 14
Содержание
1. Понятие мировоззрения
2. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения 6
3. Философский тип мировоззрения
Список литературы
1. Понятие мировоззрения
Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.
Каждый человек, осваивая
и познавая мир, вольно или невольно,
постоянно сталкивается с проблемами,
которые обсуждаются в философи
Существует множество определений понятия «мировоззрение». Согласно М. Шелеру, мировоззрение – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще». [1]
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер) [3, .368].
Таким образом, мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
В структуре мировоззрения
многие исследователи выделяют четыре
основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется
на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных,
научных и т. д. Он представляет конкретно-научную
и универсальную картину мира, систематизирующие
и обобщающие результаты индивидуального
и общественного познания, стили мышления
того или иного сообщества, народа или
эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает
в себя ценности, идеалы, убеждения, верования,
нормы, директивные действия и т. д. Одно
из главных назначений мировоззрения
состоит не только в том, чтобы человек
опирался на какие-то общественные знания,
но и в том, чтобы он мог руководствоваться
определенными общественными регуляторами.
Ценность - это свойство какого-то предмета,
явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека входят
представления о добре и зле, счастье и
несчастье, цели и смысле жизни. Например:
жизнь - это главная ценность человека,
безопасность человека - это тоже большая
ценность, и т. д. Ценностное отношение
человека к миру и к самому себе формируется
в определенную иерархию ценностей, на
вершине которой располагаются своего
рода абсолютные ценности, зафиксированные
в тех или иных общественных идеалах. Следствием
устойчивой, повторяющейся оценки человеком
своих отношений с другими людьми являются
социальные нормы: моральные, религиозные,
правовые и т. п. регулирующие повседневную
жизнь как отдельного человека, так и всего
общества. В них в большей мере, чем в ценностях,
присутствует приказной, обязывающий
момент, требование поступать определенным
образом. Нормы являются тем средством,
которое сближает ценностнозначимое для
человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой
4. Практический компонент. Мировоззрение
- это не просто обобщение знания, ценности,
убеждения, установки, а реальная готовность
человека к определенному типу поведения
в конкретных обстоятельствах. Без практической
составляющей мировоззрение носило бы
крайне абстрактный, отвлеченный характер.
Даже если это мировоззрение ориентирует
человека не на участие в жизни, не на действенную,
а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный
тип поведения. На основе вышеизложенного
можно определить мировоззрение как совокупность
взглядов, оценок, норм и установок, определяющих
отношение человека к миру и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
2. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. [5]
Известный английский этнограф
Б. Малиновский отмечал, что миф,
как он существовал в первобытной
общине, то есть в его живой первозданной
форме - это не история, которую рассказывают,
а реальность, которой живут. Это
не интеллектуальное упражнение или
художественное творчество, а практическое
руководство к действиям
Мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата.
К отличительным чертам мифологического
мировоззрения можно отнести:
- синкретизм (нерасчлененное единство
реального и воображаемого, знания и веры,
естественного и сверхъестественного);
- антропоморфизм (наделение предметов
природы, а затем и общественных явлений
человеческим обликом и свойствами);
- гилозоизм (отсутствие границы между
живым и неживым), конкретность, эмоциональность,
нерефлексивность и т.д.). Мифологическое
мышление по своей природе является художественным,
поэтому оно оперирует образами, но не
понятиями (как формой абстрактного мышления).
Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество.
При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.).
Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства.
На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
Религия близка к мифологии,
однако отличается от нее. Близость религии
и мифологии состоит в том,
что религия, как и мифология,
апеллирует к фантазиям и чувствам.
Отличается религия от мифологии
тем, что не смешивает земное и
сакральное, а раздваивает мир
на земной (реальный, естественный, постигаемый
органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный,
сверхчувственный). Основу религиозного
мировоззрения составляет вера в
существование
3. Философский тип мировоззрения
По мере развития человеческого
общества, установления человеком определенных
закономерностей бытия, совершенствования
познавательного аппарата появилась
необходимость возникновения
Философия зарождается из
потребности рационального
Философия отличается от иных
форм мировоззрения не столько предметом,
сколько способом его осмысления,
степенью интеллектуальной разработанности
проблем и методов подхода
к их разрешению. Философия унаследовала
от мифологии и религии их мировоззренческий
характер, т.е. всю совокупность вопросов
о происхождении мира и другие,
а также весь объем позитивного
(положительного, полезного) знания, которое
на протяжении тысячелетий накапливало
человечество. Однако решение мировоззренческих
проблем в зарождающейся
Появление философии - это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio - обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска-через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».
Таким образом, предмет философии
образуют всеобщие сущности мира и
его основных фрагментов. Философия
рационализирует складывающиеся в
различных сферах духовной культуры
наиболее общие представления о
мире и человеке, которые носят
название универсалий культуры. Универсалии
культуры -это категории, которые
аккумулируют исторически накопленный
социальный опыт и в системе которых
человек определенной эпохи оценивает,
осмысливает и переживает мир, сводит
в целостность все явления дейс
Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи.
Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.
В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.
Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры.
Если обобщить все вышеизложенное,
то можно сказать, что исходным началом
философского анализа, исследования, становятся
результаты богатого и разнообразного
опыта духовно-практического