Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:59, реферат
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский
философ Н. А. Бердяев: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски" ("Самопознание". М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
§ 1. Мировоззренческие функции философии
§ 2. Методологические функции философии
эвристическую роль играет не идеалистическая система в целом (например,
концепция Э. Маха в отношении теории относительности А. Эйнштейна), а отдельные
диалектические идеи, содержавшиеся в ее методологии (например, критицизм Э.
Маха, его критика основ классической механики с позиции принципа относительности
пространства и принципа наблюдаемости).
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных
науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского
мировоззрения. В этой связи А. Эйнштейн отмечал, что естествоиспытателя в
отличие от философа невозможно уложить в какую-либо одну схему. Положение
естествоиспытателя сложнее
исследований и принимать
полагал, что философ, однажды додумавшийся до какой-то системы, "будет склонен
интерпретировать богатство
признавать того, что под его систему не подходит. Ученый же не может себе
позволить, чтобы устремления к теоретико-познавательной систематизации заходили
так далеко. Он с благодарностью принимает теоретико-познавательный анализ
понятий, но внешние условия, которые поставлены ему фактами переживаний, не
позволяют ему при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать
себя установками одной
должен систематизирующему философу-гносеологу показаться своего рода
беспринципным оппортунистом. Он кажется реалистом (т.е. материалистом - А.П),
поскольку старается представить не зависящий от актов ощущений мир; идеалистом -
поскольку смотрит на понятия и на теории как на свободные изобретения
человеческого духа (не выводимые логически из эмпирически данного); позитивистом
- поскольку рассматривает свои
понятия и теории лишь
насколько они доставляют логическое представление связей между чувственными
переживаниями. Он может показаться даже платоником или пифагорейцем, поскольку
рассматривает точку зрения логической простоты необходимым и действенным
инструментом своего исследования" (цит.: Суворов Э.Г. "Эволюция физики в
представлении Эйнштейна" // Эйнштейн А., Инфельд Л. "Эволюция физики". М., 1965.
С. 268 - 169. Суждения, близкие к этим, высказал и М. Борн. См.: Борн М. "Физика
в жизни моего поколения". М., 1963. С. 432 - 433).
Философский метод способен оказывать положительное воздействие на научную работу
не только отдельными своими понятиями или категориальными блоками, но и
принципами. Приведем один исторический факт, связанный с применением в
естествознании философского принципа - принципа восхождения от абстрактного к
конкретному (этот принцип диалектики как логики был разработан Гегелем и
Марксом). До 60-х годов XIX столетия органическая химия почти не знала тех
веществ, которые должны были составить основу всей ее системы; в химии не была
еще обнаружена исходная "клеточка", которая позволила бы показать, как
последовательно превращаются соответствующие углеводороды в более сложные
органические соединения. Из-за такого
пробела вся система
строилась неверно; часто переходы в ней были искусственными, натянутыми,
отсутствовало необходимое внутреннее единство. Овладение приемами диалектической
логики, правильное применение законов и принципов диалектического мышления к
органической химии дали возможность немецкому химику-органику К. Шорлеммеру
установить начальный пункт образования и усложнения всех органических соединений
(им оказались парафины), вскрыть
объективную диалектику
органических веществ и на этой основе построить строго научную систему
органической химии (см.: Кедров Б.М. "Три аспекта атомистики. It Учение
Дальтона. Исторический аспект". М., 1969. С. 67 - 112). К. Шорлеммер, отмечал Ф.
Энгельс, "стал одним из основоположников
современной научной
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 323).
Рассмотрение эвристической
показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна,
особенно в отношении
виду" и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная
научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких
методов. Философский же метод чаще всего действует "с тыла": через частнонаучные
методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и
принципов невозможно развитие науки (другой вопрос - каковы эти понятия и
принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).
Координирующая функция
координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она
кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то
какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом
познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно
ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь
важную предпосылку
рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и
объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации
ученых, опосредующий связь субъекта (метод - один из его компонентов) и объекта
в науке.
Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие изменения, происшедшие в
естествознании XX столетия. Исторически в самом естествознании долгое время
существовало более или менее полное обособление его отдельных отраслей между
собой. Это стало возможным в силу длительного господства аналитического метода.
По этой причине между предметом изучения и методом исследования, присущим
определенной науке, сложилось и прочно удерживалось строго однозначное
соотношение: один предмет - один метод. Однако, начиная с середины прошлого
столетия, это соотношение стало нарушаться и коренным образом изменилось в XX
в.: строгая однозначность
же предмет изучается с разных сторон сразу несколькими методами или один и тот
же метод применяется к исследованию разных предметов. Преобладающим стало
соотношение: один предмет - несколько методов, несколько разных предметов - один
метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что
выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в "предметно-
методологическом" вхождении одной науки в другие (физики и химии - в биологию,
химии - в физику и т.п.). Возникли астрофизика, геохимия, биофизика,
экспериментальная морфология, эволюционная генетика, экология и другие
дисциплины, внешне будто нарушавшие положение о соответствии метода своему
предмету. Но это было мнимым нарушением, так как сама возможность выхода метода
за традиционные рамки своего предметного применения (например, методов физики и
химии в отношении объектов биологического познания) обусловливалась предметной
общностью этих наук. Вследствие обнаружения общих уровней структурной
организации между традиционно
разными объектами стало
испытанных в смежных областях науки методов познания. Здесь они также доказывали
свою научную эффективность. Положение о соответствии метода своему предмету,
таким образом, не отменяется, но реализуется
применительно к
процессу детализации
уровням структурной организации, многосложным связям с предметами других наук.
Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно
усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости
иметь противовес негативным факторам,
связанным с углубляющейся
ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между
учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются
неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В
результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов,
преувеличения одних и недооценки других.
Противопоставление методов
отдельные агробиологи, всемерно подчеркивая специфичность историко-
биологического метода, считали его едва ли не единственным, способным доставлять
достоверную информацию о специфике биологического объекта; при этом
игнорировалось значение методов физики, химии, математики, моделирования в
раскрытии сущности процессов жизни. Специалисты-философы отмечают, что наряду с
этим есть другая крайность - абсолютизация познавательных возможностей
физических и химических методов, особенно в связи с переходом биологии на
молекулярный уровень, где действительно трудно уловить отличие живого от
неживого. Молекулярная биология широко использует методы органической химии,
молекулярной физики, физической химии полимерных соединений,
рентгеноструктурного анализа, кибернетики и т.п. Столь широкое объединение
многих небиологических и
участке общего фронта биологического познания оказалось необычайно эффективным;
однако здесь отчетливо
познания, но и реальная опасность механистического переупрошения биологических
проблем, утраты качественной специфики жизни в исследованиях на этом структурном
уровне; иначе говоря, перед современным биологическим исследованием, может быть,
с большей, чем когда-либо ранее, силой встает вопрос о пределах "сводимости"
живых систем и, следовательно, эффективности новых, развивающихся методов.
Опасность "механистического переупрощения" подстерегает не только в области
молекулярной биологии, генетики, эволюционной теории, но и в других областях.
Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи "старых" и "новых"
методов, соответствия "классики" и "современности", разработки принципа
соответствия в отношении
исследовать, в какой мере этот принцип применим к данному случаю, в какой
конкретной форме он проявляется в естествознании в целом и по отдельным широким
отраслям знания. Эта задача может стать одной из главных проблем,
разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение
должна внести и философская методология.
В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного
познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место
занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из
Информация о работе Мировоззренческие и методологические функции